Воронежский завод сельхозмашин, также как и Воронежский механический завод, ведут свое начало от кабельного завода питерского предпринимателя А.Н.Петичева, который прибыл на воронежскую землю в 1914 году. Подыскав себе компаньонов, Петичев выкупил у жителей деревни Ямской, расположенной на юго-западной окраине города, землю под строительство нового предприятия. После оформления земли в собственность, на территории будущего предприятия начались строительные работы.

Тем не менее, полностью закончить строительство завода его хозяевам не удалось – в 1917 году произошла революция. Доподлинно неизвестно, пытались ли собственники предприятия в период НЭПа вернуть себе контроль над незавершенным бизнесом или перепродать завод. Не вполне ясно также, как использовались помещения и площади недостроенного кабельного завода вплоть до 1927 года. На сайте завода «Воронежсельмаш» мы можем найти информацию о том, что датой рождения предприятия считается 1917 год. Условно эту дату можно принять. Более того, если за основу взять начало строительства кабельного завода, на базе которого впоследствии возник «Воронежсельмаш», то датой основания предприятия можно считать и 1914 год.

Однако реальный выпуск сельхозмашин был осуществлен лишь десятилетие спустя, так как Воронежу тех лет было не до производства агротехники. В те годы шла ожесточенная гражданская война и борьба с иностранными интервентами.

В 1918 г. отряды Красной гвардии сражались с немцами, занявшими южные районы Воронежской губернии, с отрядами белого казачества генерала Краснова, Мамонтова, Шкуро (1918-1919 гг.), с армией генерала Деникина (1919-1920 гг.), с повстанческими формированиями и мародерами.

Военные и политические события 1917-1921 гг. прямым и непосредственным образом отразились на воронежской экономике. В результате гражданской войны, разгула бандитизма, развала денежного обращения, всеобщей нестабильности и анархии, хозяйство области было в значительной степени разрушено. По данным статистики, в ходе военных действий на территории Воронежской губернии были разрушены все сахарные, спиртоводочные, маслодельные и другие предприятия пищевой промышленности. В самом Воронеже были повреждены и полностью уничтожены производственные помещения и оборудование заводов Столля, «Рихард-Поле», трубочного и других заводов, были сожжены все мельницы и крупорушки, сгорела городская электростанция.

К началу восстановительного периода промышленность губернии находилась в состоянии полной разрухи. В 1920 г. в губернии бездействовали все металлообрабатывающие заводы, а также большинство предприятий пищевой промышленности. Валовая продукция всей промышленности Воронежской губернии в 1921 г. составляла не более 15% довоенного 1913 г. Большинство предприятий нуждалось в капитальном ремонте производственных помещений и оборудования.[i]

Корпус кабельного завода в 1927 году

Корпус кабельного завода в 1927 году

Фактической датой образования Воронежского завода сельхозмашин (с точки зрения начала производства) мы можем считать 9 марта 1927 года – когда  Советом Труда и Обороны, а также Высшим Советом народного хозяйства было принято постановление о создании завода «Триер». Всесоюзному акционерному обществу «Мельстрой» данным постановлением в арендное пользование передавались три воронежских завода и площади недостроенного кабельного завода, бывшего ранее в собственности фабриканта Петечева. Таким образом, на площадке кабельного завода (см. фото) было решено создать предприятие по выпуску зерноочистительных машин и элеваторного оборудования.

Изначально на базе бывшего предприятия Петечева начинают производиться простейшие сельскохозяйственные машины – триеры, которые позволяли очищать зерно от примесей. Данная операция повышала урожайность зерновых на 10%. Первой моделью выпускаемых триеров стала ТП-400, малогабаритная машина с ручным приводом. Именно такие простые механизмы, недорогие и надежные в эксплуатации, нужны были восстанавливающемуся сельскому хозяйству. Основными потребителями сельхозмашин завода «Триер» стали единоличные крестьянские хозяйства, ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли) и небольшие совхозы.

Следует отметить, что в Воронеже тогда сельхозмашины и инструменты производили и другие предприятия. Так, завод Веретенникова (ставший впоследствии заводом им. Калинина) в начале 1920-х годов занялся обеспечением агропроизводителей сельскохозяйственными машинами, а также осуществлял ремонт имеющегося парка сельхозагрегатов – плугов, граблей, жаток, косилок. Выпускал сельхозагрегаты и машины завод Столля (будущий завод им. Ленина). С этого же бизнеса начал свою работу и Воронежский механический завод, вышедший впоследствии из недр «Триера».

В 1931 году завод «Триер» сменил основную специализацию – теперь он стал именоваться Дизельным заводом им. Сталина, который стал выпускать двигатели для энергетики и речного флота. Последние триеры были изготовлены на предприятии в первой половине 1934 года.

Завод «Триер», ставший в 1931 году Дизельным заводом.

Завод «Триер», ставший в 1931 году Дизельным заводом.

В 1940 году произошла очередная реорганизация и Дизельный завод был преобразован в филиал Воронежского авиамоторного завода. Это было связано с тем, что начавший свою работу в начале 1930-х годов Воронежский авиазавод требовал дополнительных мощностей.

С началом военных действий в 1941 году предприятие было эвакуировано в Узбекистан, в город Андижан. Там коллектив авиамоторного завода изготавливал поршневые двигатели авиационного назначения.

А в это время ожесточенные бои за Воронеж, бомбежки и артобстрелы превратили корпуса и сооружения филиала Воронежского авиамоторного завода в груду развалин. Практически все помещения и коммуникации были полностью уничтожены.

Практически сразу после освобождения Воронежа от фашистских войск (25 января 1943 г.) начались восстановительные работы на заводской территории.  Тогда же правительством было принято решение о возврату к прошлой специализации предприятия, то есть выпуску сельхозмашин. 9 июля 1943 года завод был передан из наркомата авиационной промышленности в систему сельскохозяйственного машиностроения и 7 октября 1943 года получил название «Воронежсельмаш». Реконструкция завода велась под аграрную номенклатуру будущей продукции.

Уже в мае 1946 года был изготовлен первый триер давно освоенной модели ТП-400, с которого и начиналось производство сельхозмашин в 1928 году. Усовершенствования касались, в основном, привода триера и модернизации некоторых узлов.

Помимо триеров ТП-400 заводчанами стали производиться сноповязалки типа ЗС-1, в которых также остро нуждалось сельское хозяйство. Работа сотрудников предприятия проходила в труднейших условиях и плохо приспособленных помещениях. В своих воспоминаниях ветеран завода Надежда Матюшина указывает: «От завода не сохранилось ни одного помещения, где бы можно было разместить оборудование. Начинать работу надо было в наскоро приспособленных зданиях. Склады, хозяйственные постройки, приспособили под жильё. Организовали столовую, мобилизовали гужевой транспорт. Начались трудные, тяжелые дни восстановления завода. Строительный материал собирали в развалинах по кирпичику, по дощечке, по полоске железа. Работать иногда приходилось в сильные морозы. Ни валенок, ни теплых рукавиц не было. На открытом месте зимний ветер продувал насквозь. Но сознание того, что завод нужен стране, придавало людям силы».[2]

1 мая 1945 года «Воронежсельмаш» был подключен к электросети. В ноябре того же года в литейном цехе состоялся пуск первой вагранки.

С 1948 года на заводе начался выпуск высокопроизводительных зерноочистительных машин ВИМ-СМ-2. В последующие годы «Воронежсельмаш» освоил выпуск и другой сельскохозяйственной техники — хлопкоуборочных машин, калибровщиков для цитрусовых, оборудования для обработки льна, очистки семян и трав.  Базовым направлением осталось производство оборудования для послеурожайной обработки зерновых.

Послевоенную семилетку (1959-1965 гг.) коллектив «Воронежсельмаша» выполнил досрочно. Позднее завод неоднократно получал награды от правительства за успешное и досрочное выполнение плановых заданий. Так, в ноябре 1967 года завод награжден Почетной грамотой Президиума Верховного совета РСФСР, в 1970 году удостоен Диплома Совета Министров СССР и ВЦСПС. За досрочное выполнение заданий девятой пятилетки и освоение комплексов современной зерноочистительной техники 16 марта 1976 года завод награжден Орденом «Знак Почета».

Коренные воронежцы хорошо помнят 1970-е и 1980-е годы, когда за пределами периметра «Воронежсельмаша» стояли десятки и сотни машин для села, загромождая все свободное пространство вплоть до виадука и вокзала Воронеж-2. Отсутствие достаточных складских помещений и несвоевременная отгрузка готовой продукции приводила к тому, что новые сельхозмашины разукомплектовывались и распродавались по частям предприимчивыми воронежцами. Масштабы воровства были весьма значительными.

С конца 1970-х годов Воронежский завод становится головным предприятием производственного объединения, под эгидой которого находились заводы и опытно-конструкторские бюро в нескольких городах страны (Воронеже, Брянске, Харькове, Сузьме).  В 1974 году в Объединение, которое стало называться «Воронежзерномаш», вошел и завод «Миллеровосельмаш». Конструкторами производственного объединения в разные годы были разработаны высокопроизводительные машины, применяющиеся в зерноочистке до настоящего времени: ОВС-25 (1984), ЗВС-20 (1986), МПО-50 (1992 г), а также оборудование для зерноочистительных агрегатов и комплексов (ЗАВ).

Продукция «Воронежсельмаша» поставлялась в 80-е и 90-е годы не только во многие республики и области Советского Союза, но и экспортировалась в такие страны, как Афганистан, Болгария, Венгрия, Монголия, Мадагаскар, Лаос, Камбоджа, Эфиопия и некоторые другие.

После 1992 года, когда в России была объявлена массовая приватизация предприятий и населению были на руки выданы приватизационные чеки, многие воронежские предприятия стали акционироваться. В 1993 году была проведена приватизация головного завода, который был преобразован в открытое акционерное общество «Воронежсельмаш». Лишившись государственной поддержки, завод столкнулся с серьезными экономическими проблемами как внутреннего, так и внешнего плана. Высокая инфляция, дезинтеграция единого экономического пространства, кризис неплатежей, обвал спроса – все это стало шоком для АООТ «Воронежсельмаш».

Выведение завода из кризиса было необычайно сложной задачей. Надо было срочно найти новые заказы и платежеспособных заказчиков, переоснастить производство новым оборудованием и современными технологиями, привлечь на работу профессионалов с отличными знаниями маркетинга, финансов, сбыта, организации производства.

Для решения этих задач требовались немалые инвестиции, которые завод мог получить за счет своего выгодного месторасположения. Следует отметить, что локация предприятия такова, что земли под предприятием и его здания (особенно новый административный корпус) стоили весьма дорого.

Поэтому руководство «Воронежсельмаша» приняло решение о частичной распродаже излишнего имущества с последующим переносом производства на окраину города. Такое решение позволяло построить новый завод «в поле», с учетом имеющегося опыта, спроса на сельхозмашины и будущих производственных перспектив. 26 сентября 2012 года состоялось открытие нового завода «Воронежсельмаш». Новые производственные площади перенесены ныне в индустриальный парк «Масловский», где созданы все условия для динамичного развития обновленного предприятия.

См. также: Воронежсельмаш — вековая история бизнеса


[i] Развитие промышленности Воронежской области за 70 лет Советской власти. – С.5.

[2] Прив. по: «Воронежсельмаш». Дела и люди завода. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кН. изд-во, 1965. – С.9.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *