Советское время было характерно тем, что значки как инструмент культуры, идеологии, воспитания патриотизма, коллекционирования и часть сувенирной отрасли использовались превосходно. Каждая значимая дата, юбилей, спортивное и историческое событие, хозяйственная веха ознаменовывались массовым выпуском значков разнообразных видов, форм и материалов.
Тематика выпусков была крайне широкой — от значков из серии Ленинианы и до гербов больших и малых городов. Значки продавались в каждом киоске Союзпечати; из туристических поездок и командировок люди привозили значки также часто, как ныне привозят открытки-магнитики на холодильник.
В настоящее время власти Воронежа и области стараются развивать туристическую отрасль столицы Черноземья, инвестируя существенные средства в обновление культурных и арт-объектов, в реставрацию Петровской набережной, в музеи и памятники.
Однако заняться значками как серьёзным бизнес-проектом местные чиновники не догадываются, хотя почти все носят на лацканах значки членов облправительства или флажки депутатов.
Думается, что для пользы дела чиновникам муниципального и областного уровня следует воспользоваться простыми рекомендациями.
1 Следует начать развивать производство значков как сферу сувенирного и туристического бизнеса
Инвестиции в данную сферу не являются значительными. В советское время заказы на небольшие серии принимали воронежские предприятия, изготавливавшие значки из алюминиевых сплавов, цветных металлов, стекла (зеркальные значки), пластмассы и других материалов.
2 Желательно поощрять программы выпуска корпоративных значков
Известно, что многие события на воронежских предприятиях сопровождались выпуском событийных значков. Тем самым решалось сразу несколько задач: во-первых, поддерживался на должном уровне корпоративный имидж; во-вторых, работники предприятия лучше узнавали историю завода или учреждения, где они трудились; в-третьих, значки из драгоценных металлов (серебра, золота или их сплавов) становились корпоративной наградой — не менее ценной, чем памятная медаль.
На фотографии, представленной слева, мы можем видеть корпоративный значок Воронежского завода им. Коминтерна, выпущенный к 50-летию предприятия. Теперь такой значок представляет известную ценность для коллекционеров-фалеристов, ветеранов завода, а также для виртуального музея предприятия.
Здесь также уместно вспомнить, что в советские времена почти все высшие учебные заведения выдавали выпускникам значки с символикой вуза о его окончании. Неплохо было бы возобновить эту практику там, где она утрачена.
3 В культурно-воспитательных целях следует выпускать гербы Воронежа и его населённых пунктов в значках
Средними или малыми сериями следует изготавливать и реализовать наборы значков с гербами населённых пунктов Воронежской области. Причём гербы Воронежа целесообразно делать в различном дизайне и в разных интерпретациях. Такие наборы могут быть эконом-класса и премиум-вариантов (в подарочном исполнении).
4 Для создания сюжетных линий и дизайн-проектов для значков следует проводить соответствующие конкурсы
Если мы взглянем на сувенирные павильоны, расположенные, например, на территории Воронежского железнодорожного вокзала, то, несомненно, будем разочарованы тем ассортиментом, который предлагается туристам и деловым гостям города. В розничной торговле явно не хватает качественных значков, имеющих хорошее соотношение «цена — качество». Специалистам по туризму из городской и областной администрации явно следует задуматься над этим вопросом, простимулировать значковый бизнес.