В.В. Галкин

Бизнес-аналитика — это та область знания и профессиональной деятельности, которая в последние годы наиболее востребована корпоративным сектором и государством. К бизнес-аналитике в настоящее время прибегают не только промышленность, торговля, логистика, банки, муниципальные и региональные органы управления, силовые структуры, но и такие,  «неаналитические» отрасли, как спорт, искусство, туризм.

Для чего нужна бизнес-аналитика и что собой представляет профессия бизнес-аналитика — об этом расскажет в небольшом обзоре доктор экономических наук, профессор В.В. Галкин.

Начнём с востребованности специалистов по бизнес-аналитике. Надо ли говорить, что конкуренция в современной жизни значительно обостряется. Экономическое противоборство  и борьбу за рынки ведут тысячи предприятий и предпринимателей, отечественные и иностранные производители, государственные и муниципальные компании. Понятно, что все хотят закрепиться на рынке, получать и увеличивать свою долю прибыли. Но далеко не всем это удаётся. Почему? Потому, что некоторые игроки рынка плохо себе представляют будущее, как будет изменяться спрос, какие факторы станут в перспективе решающими, а какие второстепенными. Когда руководители представляют себе будущее в объективных данных, а не основываются на своих впечатлениях (которые часто оказываются неверными), управлять событиями и бизнесом становится намного легче.

Специалисты, которые должны докопаться до сути многих экономических, организационно-управленческих и социальных явлений, называются бизнес-аналитиками. Это не экстрасенсы и астрологи, наделённые сверхъестественными способностями, а люди с хорошим образованием, логическим мышлением, опирающиеся на информационные технологии и современные исследования.

В воронежской практике бизнес-аналитики работают в крупных и средних компаниях, в государственных и муниципальных структурах, в букмекерском, банковском, брокерском и финансовом секторе. Широко используют финансовую бизнес-аналитику и отдельные воронежцы, которые в последние годы вышли на электронный биржевой рынок, стали индивидуальными трейдерами и владельцами ИИС. Таковых, как утверждает статистика ЦБ РФ, сейчас более 200 тысяч. Они постоянно используют данные аналитических компаний, методы технического и фундаментального анализа, смотрят отчёты предприятий, котировки, информацию с мировых бирже и прочие источники.

Если мы заглянем в перечень вакансий воронежских предприятий, желающих видеть у себя качественных бизнес-аналитиков, то мы увидим, что их оплата труда примерно в 2-3 раза выше, чем у рядовых сотрудников. За что же готовы выкладывать немалые деньги наши работодатели?

Это видно из перечней предъявляемых к бизнес-аналитикам требований. Главное из них — досконально понимать структуру бизнеса компании, её потенциал, ресурсы, возможности, ближайшее и среднесрочное будущее.

Поскольку для анализа и адекватных выводов нужна свежая и достоверная информация, бизнес-аналитикам поручается формирование каналов поступления всевозможных сведений, управление информационными ресурсами компании или департамента (промышленности, предпринимательства, агросектора и т.д.). Проектирование баз данных также входит в обязанности аналитиков.

Другим важным направлением деятельность аналитиков является исследование бизнес-процессов, их реинжиниринг, внедрение инноваций, оценка рисков, консультирование руководителей по поводу новых моделей управления и организации производства.

Чтобы не быть голословными, приведём такой пример. Работники одной из воронежских организаций, работая в ночную смену, часто просто ложились спать, устраивая себе лежанки в укромных местах. Бизнес-аналитик предложил снабдить сотрудников фитнес-трекерами, которые постоянно передавали данные на монитор оператора. В режиме записи или онлайн теперь хорошо были видны рабочие перемещения сотрудников (или же их отсутствие). Кроме того, трекеры дают надёжную информацию о трудозатратах, и, следовательно, о справедливости оплаты труда.

Бизнес-аналитики в воронежских компаниях выполняют и ещё целый ряд важнейших функций — таких, как:

  • управление знаниями и повышение квалификации, создание корпоративных банков  данных, фактов, кейсов, учебных материалов;
  • анализ конкурентоспособности компании, отрасли, а также города Воронеж или Воронежской области;
  • разработка и совершенствование политики информационной безопасности;
  • работа с жалобами и рекламациями потребителей, маркетинговой информацией;
  • разработка стратегии развития компании, организации, управляющей структуры, поиск и продвижение талантов;
  • определение структуры компании, должностных инструкций (в функциональном срезе), уровня компетенций сотрудников на тех или иных позициях;
  • медийная и репутационная аналитика,
  • анализ системы принятия решений и ряд других функций.

Естественно, бизнес-аналитики не волшебники. И в их работе бывают промахи. Но в целом, как показывает воронежская практика, бизнес-аналитики себя не только окупают, но и приносят работодателям несомненные выгоды, которые носят монетарный и немонетарный характер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *