Современной молодёжи и людям среднего возраста мало что известно о странниках-богомольцах, которых в старом Воронеже и Центральном Черноземье было немало. Интересные факты из этой малоизвестной области приводит российский учёный А.В. Курцев. Он указывает, что при нынешнем возрождении в России религиозных традиций для исторической науки и для граждан важным является обращение к культовым миграциям дооктябрьской эпохи. Проследим их состояние на примере Центрально-Черноземного региона (ЦЧР), который был самым многонаселенным среди великорусских областей, где на 1897 год жили 12,8 млн человек, преимущественно православного вероисповедания.

Богомолец-странник

Богомолец-странник

В ЦЧР наиболее массовым и полностью культовым движением населения являлось паломничество к христианским святыням (они практически все были при монастырях), имевшее временный и возвратный характер.

С 1861 года «хождение на богомолье» вовлекает множество местных крестьян. В тот год на церемонии открытия в Богородиц-ком монастыре г. Задонска Воронежской губернии мощей знаменитого чудотворца святого Тихона собрались свыше 200 тысяч паломников из числа селян Черноземья. Наблюдатель их всенощного богослужения писал, что «сотни тысяч народа стояли на коленях и сотни тысяч свечей пылали в руках их», а после допуска верующих к мощам «слепые прозревали, хромые ходили».

В начале 1860-х гг. мощи святого Митрофана в Воронеже ежегодно посещали до 40 тыс. «странников-богомольцев» из разных районов России, превосходя числом коренных горожан (36 тыс. чел.). Для обслуживания этого миграционного потока там «образовались для богомольцев целые улицы с постоялыми дворами и целые ряды торговцев, ведущих свою торговлю исключительно предметами, затребуемыми только богомольцами».

В зависимости от расстояния и значимости богомолье делилось народом на «ближнее», связанное с посещением местно-чтимых реликвий, находящихся в своем уезде или соседних с ним местностях; и «дальнее», когда уходили ко всероссийским и общехристианским святыням. Главный наплыв верующих к дальним святыням происходил в дни их церковных праздников.

Например, в Рязанской губернии у местных крестьян наибольшей известностью пользовался Николо-Радовицкий монастырь в Егорьевском уезде, имевший икону Николая Чудотворца и часть его мощей, куда каждое лето «наплыв богомольцев был громадный». Время пребывания на таком богомолье занимало всего несколько дней с учетом пути пешком туда и обратно. Дело в том, что у крестьян «ехать в монастырь считается не то что грехом, а некоторым умалением цены религиозного подвига». В дорогу, как отмечал очевидец, «идут группами, человека по три, по четыре… Останавливаются — кто побогаче в монастырской гостинице», другие — «на постоялых дворах села Радовиц, а то так и прямо на воздухе, под открытым небом». В часы богослужений монастырский храм плотно забит «серой однообразной крестьянской толпой» с её «тяжелыми вздохами, шёпотом молитв». После общей службы происходили «бесконечные молебствования по частным заказам» богомолцев.

В пределах центрально-черноземных губерний всероссийскими центрами паломничества являлись, наряду с Задонском, Коренная Рождества-Богородичная пустынь под г. Курском, где крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери собирал ежегодно 100 тыс. верующих, а также Саровская Успенская пустынь в Темниковском уезде Тамбовской губернии, куда после 1861 г. стекалась масса богомольцев, иногда до 4 тыс. в день. В июле 1903 года канонизация Серафима Саровского, в которой приняли участие Николай II с супругой, собрала там до 300 тыс. богомольцев, главным образом крестьян ЦЧР, а также людей из соседних регионов и отдалённых местностей, вплоть до Сибири.

К 1914 году в ЦЧР численность монашествующих достигла 14 675 чел., в том числе 11 282 женщин.

За пореформенные десятилетия несколько тысяч сектантов Центрального Черноземья (духоборы, молокане и др.) в поисках осуществления свободы вероисповедания переселились в малообжитые уголки страны: от Новороссии и Заволжья до Закавказья и Приамурья, основав там селения «Орловку», «Тамбовку» и т. п., где они занялись подъемом сельского хозяйства, а также ремеслом и торговым делом в местных городах. На грани XIX — ХХ вв. небольшая часть новоселов вынуждены были эмигрировать с Кавказа в Америку. Одновременно прогресс развития веротерпимости остановил выселения раскольников с территории ЦЧР.

В тяжёлое время Первой мировой войны в черноземных губерниях последовало резкое сокращение всех форм религиозных миграций, а заграничные вообще прекратились. В 1917 году октябрьская революция положила начало гонений на устои религиозно-церковной жизни и миграции в частности.

Подробнее см. на КиберЛенинка: Курцев А.Н. Религиозные миграции населения Центрального Черноземья на 1861-1917 годы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *