Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) широко известен как ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX — начала XX века. П.А.Кропоткин занимался разработкой тем антиэтатизма, футурологии и теории революции. Кроме чисто теоретических исследований П.А.Кропоткин осуществлял и практическую дея­тельность в обществе «чайковцев» с 1872 по 1874 гг. В этом народническом обществе П.А.Кропоткин проявил себя как талантливый пропагандист, освоивший формы как устной, так и письменной агитации. Особое место в жизни общества занимает написание Петром Алексеевичем по поручению товарищей программного документа, в котором отображены основные вопросы футурологии и теории революции.

Свои политические взгляды П.А.Кропоткин изложил в монографиях «Современная нау­ка и анархия», «Государство и его роль в истории», «Речи бунтовщика». Базисные вопросы, посвященные обществу будущего и рассмотрению основных средств достижения анархиче­ского коммунизма, рассмотрены в записке П.А.Кропоткина «Должны ли мы заниматься рас­смотрением идеала будущего строя?», а также в монографии «В русских и французских тюрьмах». Большое значение для раскрытия сущности деятельности П.А.Кропоткина в об­ществе «чайковцев» имели мемуары Н.А.Чарушина, Л.Э.Шишко, С.Степняка-Кравчинского, его современников, личная и деловая переписка, а также архивные документы жандармов.

Политические воззрения П.А.Кропоткина состоят из анархизма, отрицающего власть как явление; футурологии, где рассмотрены в общих чертах основные контуры анархическо­го коммунизма и теории революции, в которой разобраны главные средства свержения вла­сти, как явления и рассмотрены необходимые социальные мероприятия, проводимые после революции.

Политические воззрения П.А. Кропоткина являются логическим завершением процесса становления личности Петра Алексеевича, его общественных интересов и нравственных принципов. Процесс формирования политических взглядов является достаточно сложным для понимания.

П.А. Кропоткин, вероятно, получил пассионарность по материнской линии предков, т.к. мать его, Екатерина Николаевна Сулима, вела свой род от свободолюбивых запорож­ских казаков. В дальнейшем, генетическая пассионарность П.А. Кропоткина развивалась под воздействием окружающей среды. Несправедливость отца по отношению к дворовым, воспитание демократически настроенного студента Н.П.Смирнова, служившего домаш­ним учителем в семье Кропоткиных, повлияло на развитие П.А.Кропоткина. Так, по сове­ту Н.П. Смирнова, совсем юный Кропоткин стал вести дневник «Дневные ведомости», в котором он описывал прошедший день.[1] Следует особо отметить влияние умного и любознательного старшего брата Александра Алексеевича Кропоткина. «Саша сильно опередил меня в развитии, — вспоминал П.А.Кропоткин,- и побуждал меня разви­ваться. С этой целью он поднимал один за другим вопросы философские и научные, при­сылал мне целые ученые диссертации в своих письмах, будил меня, советовал мне чи­тать и учиться… Ему больше всего и больше всех обязан я моим развитием».2 Александр Алексеевич также ценил и уважал брата. Так четвертого сентября 1864 г., уже находясь в Иркутске, А.А.Кропоткин записал в своем дневнике: «Желаю только одного: чтобы не стало между нами женщины. Если станет … Прощай мечта!».3

В Сибирский и Петербургский периоды П.А.Кропоткин через влияние свободолюбивых произведений М.А.Бакунина и П.Ж.Прудона, демократических сочинений А.И.Герцена и Н.П.Огарева, воспламеняющих работ Н.Г.Чернышевского и Н.В.Шелгунова, наконец, от личных впечатлений в Сибири и безысходности реформ становится революционным демо­кратом, для которого невозможна военная служба царизму и неприемлемы социальные льготы ученого сословия. «И всякий, — писал П.А.Кропоткин, — кто умственные силы свои, которые бы могли быть обращены на настоятельно необходимые услуги человечеству, по­свящает на умозрения и исследования, без которых можно было бы обойтись, достоин порицания, как человек, мало заботящийся о человечестве».4

Окончательно оформилось мировоззрение П.А.Кропоткина в 1872 г., после посещения им Швейцарии, где он лично познакомился как с анархистами, так и с марксистами, где он прочел множество программных произведений различных политических направлений. «Я читал целые дни и ночи напролет, —  вспоминал П.А.Кропоткин,- и вынесенное мною впечат­ление было так глубоко, что никогда ничем не изгладится».5 П.А.Кропоткин, вначале, вступил в ряды социал-демократов, но вскоре ушел от них, т.к. он «… не мог согласить этих махинаций вожаков с теми пламенными речами, которые они произносили с платформ».6 В результате, П.А.Кропоткин вернулся в Россию сформировавшимся анархистом, сохра­нившим убеждения на протяжении всей своей жизни.

Автор: Сафронов О.С.

Примечания:

[1] ГАРФ, ф.1129, оп. 1, д.35, л.84.

2 Кропоткин П.А. Записки революционера. — М., 1966.- С.117.

3 ГАРФ, ф. 1129, on. 1, д. 36, л.27.

4 Дневник П.А. Кропоткина. — М.- Пг., 1923.- С.263.

5 Кропоткин П.А. Записки революционера. — М., 1990.- С.246.

6 Там же. — С. 252.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *