Изменения, произошедшие в политическом и социально-экономическом устройстве России, не могли не затронуть Российского образования. Современное образование должно быть направлено не только на технократические цели – обеспечение нужд производства кадрами, но и  на гуманистические цели – обеспечение профессионального становление и развитие личности. От централизованной и единообразной системы организации дошкольного, школьного и профессионального образования происходит переход к многовариантному и многоуровневому образованию, позволяющему учащемуся и преподавателю раскрыть свои возможности. Внедрение инновационных технологий поставило перед профессиональным образованием задачу опережающего профессионального образования. Необходимо, чтобы уровень общего и профессионально-личностного образования опережал уровень развития современного производства. В современных условиях специалисту приходиться постоянно пополнять полученные знания. Образование становиться непрерывным. Математическое образование является составной частью Российского образования. В настоящее время пересматриваются и уточняются взгляды на содержание обучения математике, ее роль и место, в профессиональном образовании. К проблеме совершенствования математического образования в современных условиях обращались Булдык Г.М., Григорьев С.Г., Жохов А.Л., Захарова И.А., Исаева Р.П., Исаков Р.А., Кикоть Е.Н.,  Колягин Ю.М., Кудрявцев Л.Д., Кузнецова Т.А.,  Лемешко Н.Н, Мельников И.И., Михайлова И.Г., Петрова В.Т., Плотникова С.В., Розанова С.А. и другие ученые.  В основном, эти работы посвящены вопросам модернизации математического образования студентов инженерных специальностей и будущих специалистов экономического профиля.

Вопросы изменения содержания математического образования студентов, специализация которых связана с социальными и гуманитарными научными дисциплинами (психологами, лингвистами, историками и т.д.), только начинают разрабатываться в современной педагогике высшей школы. «Модернизация» математического образования часто сводиться к сокращению объема математических дисциплин или введению ознакомительного курса «Математика и информатика». Такой путь не всегда оправдан. Психология, которую относят к социальным наукам, является одновременно и общественной, и гуманитарной, и естественнонаучной, и технической («проектировочной») дисциплиной. Математическое образование психолога должно служить формированию личностно-профессиональных качеств. Математика служит опорным предметом для изучения не только естественнонаучных дисциплин, но и предметов гуманитарного цикла. Психологу необходимо владеть навыками вычислений. Они должны уметь анализировать результаты, полученные в ходе психологического исследования. Психолог должен владеть всеми основными математическими методами – индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием и аналогией. Математическое образование знакомит студентов-психологов с основными математическими моделями, используемыми при изучении психических явлений. Роль математического образования в становление психолога не исчерпывается этим. Л.Д. Кудрявцев,  говоря об обучении математике, подчеркивает, что «целью обучения математике является приобретение учащимися определенного круга знаний, умения использовать полученные математические методы, развитие математической интуиции, воспитания математической культуры». Таким образом, математическое образование должно быть не только профессионально-ориентированным, но и личностно ориентированным.

Обязательной составляющей математического образования психологов должна стать гуманитарная составляющая. Математическая культура является частью общей культуры человека. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, историей ее применения в экспериментальной психологии, психологии труда, психодиагностике и других отраслях современной психологии, обогащает интеллектуальный запас будущих психологов. Внедрение экспериментальных методов в психологию, привело к становлению психологии как науки. Необходимость в обработке результатов экспериментов, привела к необходимости применения математических методов в психологии.

С другой стороны, именно потребности психологии и других социально-гуманитарных наук привели к возникновению и развитию новых разделов математики. Так, например, для социальных и социально-психологических исследований, были разработаны в середине ХХ века факторный, латентно-профильный и латентно-структурный анализ. В 60 – 70-ые годы ХХ века получают распространение работы по моделированию обучения, памяти, обнаружения сигналов, поведения, принятия решений. Для их разработки использовался математический аппарат вероятностных процессов, теории игр, теории полезности и другие. В это же время создается математическая теория обучения. В 60-70-ые годы совместными усилиями психологов, физиологов и математиков создавались глобальные математические модели основных психических процессов. В 80-ые годы ХХ века в психологии находят свое применение модели многомерного шкалирования (МШ), в которых прослеживается тенденция к снижению точности описания сложных систем – модели предпочтения, не метрическое шкалирование, шкалирование в псевдоевклидовом пространстве, многомерное шкалирование на «размытых» множествах; модели конфирматорного анализа, позволяющие формировать культуру проведения экспериментального исследования.

Судьбы великих открытий, имена ученых, внесших существенный вклад в становление психологии как науки, дают возможность обогатить запас историко-научных знаний будущих психологов. Так, например, в развитие психодиагностики сыграли существенную роль Анастази А., Гальтон Ф., Кендалл М.Д., Кьюдер Д.Ф., Кэтелл Р.Б., Мейли Р., Осгуд Ч.Э., Пирсон К., Спирмен Ч.Э. и ряд других ученых. С их именами связано возникновение, развитие и применение в психологии, методов корреляционно-регрессионного анализа, методов математического моделирования психических процессов. Мы практикуем подготовку студентами-психологами сообщений по истории сотрудничества (сотворчества) двух наук: психологии и математики.

Язык математики является универсальным языком науки. Владение этим языком позволяет психологу понять закономерности развития и функционирования психики. Знание математического языка позволяет психологу овладеть методами других естественнонаучных дисциплин, применяемых в психофизиологических исследованиях. Прежде всего, такими дисциплинами являются концепция современного естествознания, физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Не менее важно, что язык математики развивает у студентов точность, информативность речи. Он формируем умение отбирать для выражения мысли наиболее подходящие языковые (символьные, графические) средства.

Объекты математических умозаключений и правила их конструированию позволяют описать механизм логических построений. Благодаря этому, у психологов вырабатывается умение формулировать, обосновывать и доказывать суждение. Описание механизма логических построений позволяет студентам понять законы мышления и способствует успешного изучению таких общепрофессиональных  дисциплин, как психология развития и возрастная психология, педагогическая психология, клиническая психология.

Необходимо помнить, что математические законы широко применяются в музыке, архитектуре, искусстве. Многие объекты живой и неживой природы можно описать при помощи математических моделей. Например, многие соцветия с большой степенью точности описываются кривыми в полярной системе координат. Изучение математики вносит положительный вклад в эстетическое воспитание студентов, позволяет по-новому осмыслить понятие красоты, гармонии, Оно помогает восприятию геометрических форм, пространственных представлений. Сведения из аналитической геометрии, векторной алгебры, топологии и других разделов современной математики необходимы для понимания психологии творчества, психологии труда.

Введение гуманитарной составляющей в математическое образование студентов психологов формирует у них представление о том, что рациональное и эмоциональное (иррациональное) являются взаимосвязанными частями единого целого. Наряду с профессиональной составляющей гуманитарная составляющая позволяет реализовать концепцию профессионально личностного образования.

Автор: Журавлева О.В. 

Литература:

  1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Спб.: Речь, 2004. — 392 с.
  2. Розанова С.А. Математическая культура студентов технических университетов. М.:Физлит. – 2003, 176 с.
  3. Современная психология: справочное пособие/ под ред. В.Н. Дружинина. М., Инфа-М, 2003. — 688 с.
  4. Шмелева И.А. Введение в профессию психолога. Спб.: Питер, 2007. — 256 с.
  5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии/ под ред. А.Д. Наследова. Спб.: Евразия, 2002. — 532 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *