Центральное место в правовой доктрине современной Германии занимают осуществление и защита прав и свобод человека. При этом в ряде направлений практического претворения в жизнь прав и свобод человека, закрепленных в немецком «Основном законе» накоплен определенный «германский» опыт, достойный внимания как со стороны России, так и со стороны западных демократических государств. В первую очередь это функционирование СМИ, политическое образование и участие работников в принятии решений на предприятии.

Одним из важнейших аспектов свободы слова и печати в Германии являются отношения власти и СМИ. Как и в других развитых демократических странах, они регулируется исключительно законами, которые гарантируют, с одной стороны, свободу СМИ, а с другой – право человека на свободу получения информации, свободу высказываний и самовыражения, плюрализм мнений в обществе, подконтрольность СМИ обществу, их ответственность перед ним. Среди западноевропейских государств в Германии и Испании считается, что представители прессы обладают большими, чем кто-либо, правами собирать и распространять информацию. Эти права являются следствием особой роли СМИ в формировании общественного мнения и служении общественным интересам. В Германии также на правительство возложена обязанность поддерживать свободу СМИ и плюрализм мнений (в дополнение к традиционной либеральной обязанности воздерживаться от вмешательства)[1].

В ФРГ в сфере радио — и телевещания существует дуальная система, состоящая из ограниченного числа общественных компаний в сочетании с частными (пресса организована исключительно на частноправовой основе). Эта система отличается от американской системы, где аудиовизуальные средства находятся почти целиком в частной собственности, и от французской системы, где существует государственная система радиовещания и телевидения. В ФРГ подобная дуальная система в определенной мере способствует обеспечению баланса интересов в сфере СМИ, предотвращая опасность ущемления свободы со стороны государства или представителей «денежного мешка».

Ни одна газета, ни одна радио — или телестанция не должны претендовать на монопольное положение. Это положение обеспечивается свободной конкуренцией между ними. В отличие от частных компаний, действующих по чисто рыночным принципам, на общественных радио – и телестанциях в целях обеспечения плюрализма интересов введен специальный институт наблюдательных советов, состоящих из представителей правительства, парламентских фракций и партий, с одной стороны, и общественных организаций – с другой. Например, Наблюдательный совет Западногерманской радиостанции (эта радиостанция входит в состав Объединения радиостанций Германии (АРД)[2], которое является также вещателем телеканала АРД – «Первая программа») состоит из 41 человека: 12 представителей ландтага земли Северный Рейн-Вестфалия, 17 представителей общественных организаций (3 – от религиозных сообществ, 3 – от профсоюзов, по одному – от объединений работодателей, ремесленников, работников сельского хозяйства, потребителей, охраны природы, жертв войны и т.д.), 9 представителей прессы, культуры, искусства и науки, по одному представителю от групп пенсионеров, инвалидов и иностранцев[15, с . 470-471][3]. Подобный Наблюдательный совет существует и при Втором Германском телевидении ЦДФ[4].

Центральные органы власти ФРГ (прежде всего правительство и парламент) рассматривают СМИ как средство воздействия на общественное мнение. При федеральном правительстве создано Ведомство по делам прессы и информации. Под его эгидой регулярно созываются пресс-конференции, в которых принимают участие пресс-секретарь правительства, референты федеральных министерств, а порой и сами министры. Нынешний канцлер ФРГ Г. Шрёдер активно использует СМИ для упрочения своего веса, лично выступая на пресс-конференциях и приглашая журналистов сопровождать его во время поездок или на банкеты и даже на ужины в узком кругу. Одним из особо «приближенных» к Шрёдеру представителей СМИ является репортер Юго-Западного радио и ряда газет С.Краузе-Бургер, которая опубликовала книгу под названием «Как правит Герхард Шрёдер: наблюдения в центре власти»[5].

В Германии cерьезной репутацией пользуются центральные газеты, например, «Миттельдойче цайтунг», «Зюддойче цайтунг», «Франкфуртер альгемайне цайтунг», «Франкфуртер рундшау»; среди журналов — «Шпигель», «Штерн», «Фокус», телепередачи общественных каналов АРД и ЦДФ. СМИ, за исключением сугубо партийных органов, должны соблюдать принцип политической беспристрастности и неангажированности, однако на практике часто отходят от позиции стороннего наблюдателя. Они могут проявлять симпатию определенным политическим силам. Вот пример с газетами с внешне одинаковыми заголовками «Франкфуртер альгемайне цайтунг» и «Франкфуртер рундшау». Первая газета концептуально близка к ХДС /ХСС, она называет себя «либерально–консервативной», а вторая не скрывает своих симпатий к социал-демократам. Но в то же время они независимы от этих политических партий и самостоятельны в своих оценках. Для газеты «Вельт» характерен четко выраженный консервативный уклон, а «Тагесцайтунг» – «зелено-альтернативный», «Зюддойче цайтунг» – леволиберальный.

Одним из важнейших принципов социального государства является особое отношение государства к обучению и демократическому воспитанию. Важнейшее значение здесь имеет политическое образование как широкая система общественного воспитания, научных исследований в этой сфере, а также теоретических концепций преодоления социальных проблем путем разъяснения вероятных направлений их решения и предоставления возможности выбора из них. Эта система охватывает школы и высшие учебные заведения, государственные и общественные организации, частные фонды и просветительские учреждения. Они осуществляют образовательные, исследовательские и музейные проекты, ориентированные на разные возрастные и социальные группы, затрагивают в своей деятельности актуальные исторические, социальные и политические вопросы. Политическое образование играет большую роль в развитии демократической политической культуры ФРГ и выступает средством активного влияния на социальные процессы и нейтрализации факторов, неблагоприятных для развития общества. Оно имеет тесную связь с общественными науками — социологией, политологией, историей. Интегрирующим центром этой системы является Федеральное ведомство политического образования[6], являющееся центральным федеральным учреждением в структуре министерства внутренних дел. Оно имеет подразделения на земельном уровне[7], которые проводят масштабную воспитательную работу по пропаганде демократических и либеральных ценностей, по пропаганде идейных основ современного немецкого государства. Важной сферой деятельности ведомства политического образования является публикация исследований по проблемам социологии, истории, политологии, привлекающим общественный интерес, вызывающим острые дискуссии. Федеральное ведомство издает еженедельную газету “Das Parlament”, информирующую на своих страницах о деятельности бундестага и бундесрата, рассказывающую о парламентской жизни Германии, о политических событиях в других странах. В приложении к этой газете «Aus Politik und Zeitgeschichte» публикуются исследования и делаются обзоры актуальных общественно-политические проблем, обсуждаются спорные исторические социологические и политологические темы, обозначаются ближайшие перспективы и делаются долгосрочные прогнозы развития событий. Учреждения политического образования работают в тесном сотрудничестве с частными фондами и просветительскими организациями, которые уделяют внимание проблемам исторического воспитания молодежи, занимаются исследованием настроений в этой социальной группе, стремятся предотвратить распространение в ней экстремистских политических настроений. Такая работа ведется фондами Фридриха Эберта, Фридриха Науманна, Конрада Аденауэра, фондом Фольксвагена и др.[8] Важную роль в системе политического образования играют мемориалы и мемориальные центры, созданные на местах исторических событий, чаще всего связанных с историей «третьего рейха» (многие из них действуют на месте бывших концлагерей). Среди них можно назвать Мемориал Дахау, Мемориал Дюссельдорф, Мемориальный центр «Германское Сопротивление» и др. В своей деятельности они стремятся совместить остроту исторической памяти об определенном событии с задачами политического образования, позволяя увидеть на примерах из прошлого возможное развитие современных событий.

В Германии действует развитая система участия работников в принятии решения на предприятии. Цель участия в принятии решений заключается в том, чтобы обеспечить равноправие капитала и труда. Германский закон об уставе предприятия от 1972 года (и его редакция 2001 года) обязывает компании и фирмы учитывать как интересы владельцев, так и интересы наемных работников. Главной мыслью при этом является соблюдение принципа демократии, согласно которому конфликты необходимо разрешать за счет участия посланцев трудового коллектива в принятии решений. Это касается и производственного, и управленческого уровня. Инструментом, позволяющим участвовать в принятии решений и сотрудничать с работодателями на предприятиях, является совет предприятия. Совет предприятия избирается на четыре года. Активное избирательное право имеют все работники предприятия, которым исполнилось восемнадцать лет. Пассивное избирательное право распространяется на тех, кто отработал на соответствующем предприятии минимум шесть месяцев[9]. Активным и пассивным избирательным правом не могут пользоваться служащие, находящиеся на руководящих должностях. К важнейшим задачам совета предприятия относится надзор за соблюдением принятых для блага рабочих законов, предписаний, инструкций по технике безопасности, тарифных соглашений, а также коллективных договоров. Упор при этом делается на оказание содействия людям с умственными и физическими недостатками, пожилым работникам, а также на поддержку интеграции иностранных сотрудников в трудовой коллектив. Совет предприятия должен следить за тем, чтобы не допускалась дискриминация работников из-за их вероисповедания, национальности, пола или по причине их политических убеждений. Сверх того, он представляет интересы наемных работников в отношениях с работодателем. Совет рассматривает инициативы и жалобы наемных работников и доводит их до сведения работодателя. Полное право на участие в принятии решений представительство наемных работников имеет, прежде всего, в социальной сфере. Сюда относятся вопросы внутреннего распорядка и рабочего времени на предприятии, внедрение и использование технических средств контроля, планирование отпусков или создание социальных учреждений и управление ими. Совет предприятия имеет полное право участвовать в принятии решений также в случае изменений на предприятии. Права совета предприятия на выдвижение инициатив действуют, в первую очередь, в социальной сфере. Это вопросы выплаты компенсации за измененные к невыгоде работников рабочие места, а также составление планов социального развития. Право на отказ давать согласие начинает действовать в случаях, когда речь идет о принятии на работу, причислении работника к определенной категории, перегруппировке или переводе на другое место работы. При увольнении работника в надлежащем порядке совет предприятия имеет даже право на обжалование. Если совет предприятия возражает против увольнения работника, то работодатель должен оставить его работать на прежних условиях до тех пор, пока вопрос о правомерности увольнения будет рассматриваться в суде.

Автор: Алексеев Д.А. 

Примечания:

[1] Диманис М.Д. Массмедиа и политика в ФРГ. / Актуальные проблемы Европы. ИНИОН РАН. – 2002, № 2. c. 12.

[2] Arbeitsgemeinschaft der Rundfunkanstalten Deutschlands (ARD).

[3] Диманис М.Д. Массмедиа и политика в ФРГ. / Актуальные проблемы Европы. ИНИОН РАН. – 2002, № 2. с. 13.

[4] Zweites Deutsches Fernsehen – ZDF.

[5] Krause-Burger S. Wie Gerhard Schröder regiert – Beobachtungen im Zentrum der Macht. Stuttgart. – DVA. – 2000. – 160 S.

[6] Bundeszentrale für politische Bildung.

[7] Landeszentrale für politische Bildung.

[8] Смирнов Д.А. Опыт демократического воспитания в странах Европы (на примере политического образования ФРГ). http://www.rusgermhist.ru/RusRaboti/RusSmirnov/Smirnovreportrus-2-01.htm

[9] Берч, Франц. Как действует в Германии система участия работников в принятии решения на предприятии. / «Inter-nationes» http:// www. deutschebotschaft-moskau.ru/ ru/ bibliothek/ inter-nationes/ mitbestimmung/ index.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *