Христианство зародилось в I в. н.э. в Палестине. Первая часть Библии, Ветхий завет,- священная книга как иудеев, так и христиан. Новый завет, вторая часть Библии, признается только истинными христианами и является главнейшей для них.

В своей книге «Религиозно-философские основы истории «Л.А.Тихомиров пишет: «Новое Откровение возвещало великий факт столь же земного, как и надмирного, значения: что Царствие Божие приблизилось (выделено автором) к людям. Так объявлял и Иоанн Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2). Об этом проповедовал и сам Иисус Христос. В ветхозаветном осуществлении Царствия Божия средством этого был закон. (…) С пришествием Иисуса Христа Бог низшел к людям, вочеловечился, соединился с ними, открыл им путь соединению с Ним, к жизни с Богом во Иисусе Христе. (…) Царствие Божие прежде лишь свыше простиравшее свою власть над  людьми посредством закона, теперь приблизилось, и следовательно, в него нужно было входить уже иным путем: самой жизнью со Христом, во Христе…»[1].  Иисус Христос в своем учении провозгласил заповеди любви и милосердия. В первых христианских общинах уже прослеживается единство и человеколюбие. В первые века христианство подвергалось гонениям. Верующие прошли ряд тяжелых испытаний: тюремные заключения и пытки (“исповедники “) или были приговорены к смерти (“мученики “). В христианстве они причислены к лику святых, и глубоко почитаются. Впоследствии этого идеал мученика занимает центральное место в христианской этики. Так в чём же заключается христианская  этика?

Этика — это учение о долге, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, ставящий вопрос о том, как должен поступать человек. Это понятие применимо к философской системе, задачей которой является обустроить жизнь общества таким образом, чтобы все его члены не огорчали друг друга, а лишь радовали, чтобы каждый мог выработать правильное отношение к себе и своей роли в конкретной ситуации. Понятие христианской этики значительно шире, оно включает в себя не только данную задачу, но имеет и другую цель — спасение души. Спасение души — это точка отсчета в отношении к себе и ближнему, основа повседневных отношений к людям. Поэтому начнем знакомиться с христианской этикой с понятия «спасение». Говоря о спасении, верующий человек понимает, что ему есть от чего спасаться, что состояние вне этого пути — состояние погибели, произошедшее по причине отступничества от Бога.  Но это отступничество не является свершившимся раз и навсегда фактом: человек может вернуться к Богу посредством духовного исцеления.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию Бога». Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно «первородного» греха. Падшие люди уже не могли. Не взирая на самое горячее желание, жить по-божески. После физической смерти они были обречены оказываться аду, независимо от выполнения или невыполнения ветхозаветного Закона. Даже любимые Богом пророки после физической смерти не могли войти в жизнь вечную, так как на них лежал «первородный» грех, унаследованный от Адама и Евы. Но Иисус Христос спас людей, приняв крестные муки и смерть. Его крестная жертва смыла «первородный грех», сделав возможным очищение от этого греха для каждого индивидуального человека посредством таинства крещения. Поэтому христианство подчеркивает, что именно страдания, любые ограничения своих желаний и страстей во имя Божье, очищают человека. Но при этом одного крещения, как и мученичества мало для «спасения». Крещёный человек имеет шанс войти в рай. Но воспользоваться этим шансом ему предстоит самому. Иисус Христос назвал те десять заповедей. Которые надлежит соблюдать для того, чтобы смерть физического тела не привела к духовной гибели, и чтобы духовная смерть не опередила физическую. Человек может победить зло в себе самом и в окружающем мире. И тем самым он не просто исполняет Божьи заповеди, опирается на Евангелие, он преображается, духовно исцеляется, становится ближе к Богу. То есть христианин не просто выполняет данные Богом указания, но ещё и врачует, совершенствует собственную душу, делает её годной для вечной жизни. Это сродни тренировке спортсменов-парашютистов: с одной стороны воля инструктора, который требует прилежания и стараний, с другой стороны – осознание спортсменом важности тех навыков, которые он постигает в спортивном зале, но применять будет в небе, без права на ошибку.

Необходимо помнить в течение всего земного пути, что «все усилие… и рачение у противника о том, чтобы прийти ему в возможность отвлечь ум от памятования о Боге, от страха Божия и от любви Божией, земными обольщениями и приманками отвращая его от истинно-доброго к мнимо-хорошему»[2]. С христианской точки зрения, человеку следует посильно подражать святым в их подвижнических добродетелях. Если воспользоваться аналогией со спортсменами-парашютистами, то святой для обыкновенного верующего мирянина то же, что для начинающего парашютиста – многократный олимпийский чемпион.

Ни один человек на земле не застрахован от ошибок и соблазнов, именно поэтому христианство допускает покаяние. До тех пор, пока человек жив телесно, он имеет возможность внутренне измениться и больше не повторять своих ошибок. Но покаяние не является своеобразной «палочкой-выручалочкой» для маловеров. Человек всегда должен осмысливать свои поступки, стремиться предвидеть их последствия, знать, что может получиться в результате его поступка — добро или зло. Именно эти два понятия играют важнейшую роль в христианской этике. А также достаточно близкие по значению слова-синонимы: мораль и нравственность. Нравственность — это совокупность нравов, сама жизнь человека, точнее — часть ее, которая непосредственно связана с его делами, обычаями, поведением дома, в семье и на работе. Не будет преувеличением сказать, что основой нравственности являются те или иные нормы. По мнению А.А. Радугина, нормы – это следствие устойчивой и повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми.

Из нравственности исходит мораль. Это результат человеческого размышления, базирующегося на нормах, о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках. Основное правило морали и нравственности сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа («Золотое правило нравственности»): «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступайте и вы с ними».

В эпоху патристики существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – бес-искуситель, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. Это говорит о том, что в человеческом сердце добро и зло могут соседствовать. Но человек наделен свободой выбора, что позволяет ему склоняться, например, на позицию добра. Работа человека над собой — смысл жизни человечества. Высшей моральной ценностью является любовь к Богу, которая выражается в беззаветной и бескорыстной любви ближнему, к человеку. Любовь — это бесконечное смирение, бескорыстная готовность прийти на выручку и постоянное терпение. Подлинная любовь крепко связывает и надо уметь ставить другого превыше себя. Христианская религия основана на истинном человеколюбии и гуманности, на принципе «возлюби ближнего своего как самого себя». Христианин стремится быть милосердным и великодушным, уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать. Во всем этом и проявляется истинная любовь. Заповедуется любить своих родных и близких, любить всех ближних, но нельзя любить их более Самого Бога. Человек делает свой выбор между Царством Небесным и земной любовью к мужу, жене, детям, родителям, друзьям, к Родине. А разделения неизбежны, потому что гарантией жизни вечной является именно Бог. Любовь к ближним является своего рода экзаменом для верующего, так как человек не может любить Бога, которого он никогда не видел, если он не способен любить тех людей, с которыми имеет дело каждый день. Но это не значит, что Бог хочет разрушить семью или прервать дружбу, он просто не хочет, чтобы человек, встав на спасительный путь, отказался от него ради угождения тем, кто сам пренебрегает благодатью Божьей и других удерживает. Совершенно неугодно Богу, чтобы люди жертвовали Небесным ради Земного, отвергая Жизнь и предпочитая смертное. Поэтому Бог часто посылает человеку его вторую половинку, верующую в Него, чтобы люди помогали друг другу исправиться. Но при этом, Бог, любя человека, посылает ему испытания. Для Него очень важно, чтобы человек выдержал их, не потерял веру, убедился в превосходстве Небесного над Земным.

С точки зрения автора, вера — это источник любви и света. Даже визуально лица верующих людей излучают тепло и добро. Вера является также залогом семейного счастья. Благочестивый брак — это в первую очередь духовный союз двух сердец в Боге, а семья — путь, определенный людям свыше. Все, что связано с верой, радует человеческую душу даже в эстетическом плане — это и великолепие златоглавых храмов, и торжественность богослужений, и великая красота икон. Не испорченный мирскими соблазнами человек гордится своей верой, потому что она — источник милосердия. В наши дни всеобщего очерствения, вызванного тяжелыми экономическими условиями и тлетворной пропагандой индивидуализма, проявление милосердия просто необходимо. Ведь это самое благородное чувство человека, по-настоящему свидетельствующее о его духовной составляющей. Инстинкты есть и у животных, но души зверей даже не рассматриваются Богом для входа в рай. Животные не будут судимы на Страшном Суде по причине своей «невменяемости». К сожалению, многие люди культивируют в себе зверство, которое может порой оказываться полезным в земной жизни.

Я уверена, что каждому озлобленному по каким-то причинам человеку хочется света, добра, любви и участия. Поэтому, когда нам становится тяжело, когда подступают праздность, сытость и паразитизм, человек может получить импульс жизни только через Веру в Бога, улыбаясь этому миру, каждому новому дню. В современном обществе вера, как и остальные компоненты христианской этики, во многом принесены в жертву мнимым мирским благам. Как отмечает современный греческий философ Я. Каралис, «Сегодня мы движемся в океане общества потребления. Вся свою жизнь современный человек занимается ни чем иным как погоней за приобретением новых продуктов рынка. Он расходует свою жизнь в погоне за прибылью. И у него не остаётся времени, чтобы приблизиться к богу, ощутить Его присутствие, радоваться тому прекрасному миру, который нас окружает, у него нет времени показать пример нелицемерной любви, подарить улыбку другому человеку»[3].

Взглянув на наше современное общество, становится страшно. Куда делась нравственность людей? За последнее время число убийств в нашей стране резко возросло. Первым же преступлением в истории человечества было убийство Каином, своего брата, Авеля. Преступление, что это? Значение слова неоднородно, наполнено различным содержанием. Преступление в юридическом и государственном понимании — это противоправное, социально опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания. Но есть и другое значение: непозволительный поступок человека, переступающего через моральные ценности и Закон Божий. Любовь, дом, ответственность побуждают человека к действию, поступку. Но внутри человека каждый его шаг проверяется совестью: он сам анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же критикует  себя, давая оценку своим поступкам и поведению. «“Совесть“ расшифровывается как совместная весть, знание, изначально данное совместно с кем-то. Эта совесть дана изначально всему роду человеческому, и каждый вновь рождающийся индивидуум всегда наделен ею. Иными словами, это — голос Божий в душе человека, духовно-нравственный стержень, предохраняющий его от разложения и гибели. И если человек, невзирая на обличения совести, продолжает творить зло, то голос ее под действием греха ослабевает, а затем и вовсе  исчезает, личность теряет всякую духовно-нравственную ориентацию»[4]. Духовно-нравственная ориентация человека это то, что приносит ему пользу и удовольствия, его страсти. «Человек, не знающий Бога и Его заповедей, как правило, живет по закону своих страстей. Стремиться делать только то, что ему хочется и доставляет удовольствие. А это в основном есть удовлетворение своих душевно-телесных потребностей. Сюда относятся такие потребности, как вкусно поесть и выпить, иметь различные любовные приключения, получать много денег, состоять на престижной работе, пользоваться уважением и проч. Все эти желания постепенно превращаются в страсти. Круг интересов сужается и практически останавливается на удовлетворении главенствующей страсти или страстей: пить, блудить, копить деньги и вещи, властвовать над другими и т.п.»[5]. Человек теряет совесть, душу и мысли его застилает тьма, где нет даже отблеска любви, тепла и света. Он без всякой причины преступает Закон Божий, не видит ценности человека, не чувствует любви к нему. Он причиняет боль ему  и его близким, взяв на свою душу страшный грех. В чем виноваты эти люди? Нет ответа на этот вопрос. Человек может всю жизнь не раскаяться, не понять то, что совершил. Что происходит с нашем обществом? Маньяки, убийцы, террористы, бандиты, наркоманы, самоубийцы, число их растет с каждым днем. И число жертв, словно бездонное озеро, становится глубже. Гибнут люди, дети и духовные личности.

Ребенок — еще маленький человечек, смеющийся, веселый «комочек». Как можно причинить ему боль, выстрелить в спину, как сделали это террористы, захватившие первого сентября школу в Северной Осетии? У меня до сих пор не выходит из головы эти страшные телевизионные кадры: лежит маленькая девочка, в крови, почти раздета, и только и слышен ее плачь: «Мама, где ты?» Неужели это люди?! Земля стонет, просит опомниться, но люди делают вид, что просто не слышат. «Заметьте, что в деле воспитания бандита из нормального ребенка большую роль играют средства массовой информации. Тот шквал агрессии, насилия, садизма, который изливается на детскую душу с экрана телевизора, незамедлительно приносит страшные плоды. Когда ребенок видит в фильмах насилие и убийство, то привыкает и начинает относиться к ним как к нормальному рядовому явлению. Неудивительно, что люди, выросшие в такой атмосфере, становятся убийцами, насильниками, грабителями»[6]. Что делать в таком мире? Как воплощать достойно заветы великих наших людей? Читать Библию? Ведь настало время, когда Библию издают массовыми тиражами, а страшных безнравственных явлений в нашей жизни не уменьшилось. В такие моменты невольно вспоминаются великие слова о. Александра Меня: «И есть сила, которую Иисус Христос оставил на земле, которая выдается нам даром. Она по-русски так и называется — благодать. Благо, которое дается даром. Не зарабатывается, а даром»[7]. Александр Владимирович Мень — священник, известный писатель и философ. Отважный человек, не теряющий присутствие духа в самых непредвидимых жизненных ситуациях. Однажды, интервьюируя отца Александра Меня, журналист задал ему вопрос: “Нужно ли быть христианином? И если нужно, то зачем?” Он ответил очень просто и ясно:   «Тут есть, пожалуй, один-единственный ответ. Он заключается в следующем: человек всегда стремится в той или иной степени быть связанный с Высшим, с Идеалом»[8].

Убийство отца Меня наводит нас на мучительные раздумья о нашем обществе, где все еще властвуют такие страшные грехи. Насильственная смерть духовной личности, проповедующей любовь и добро, призывающего к «победе света над смертью и тлением». Верующий человек не может и не должен быть равнодушным к тому, что происходит, к самому себе. СМИ, выпуская массовыми тиражами американские фильмы, мультфильмы, не понимает, что причиняет колоссальный вред людям. Мне бы очень хотелось, чтобы человек, приходящий в церковь и ставящий свечи, совершающий пожертвования церкви и нуждающимся, делал это искренне, с чистым, пылающим любовью, сердцем. Я знаю, что на земле есть нечто большее, чем узкий круг житейских интересов, есть также духовные просторы, куда всей этой грязи жизни вход запрещен. Грязь, в конце концов, исчезает, исчерпывается, а эти просторы вечны, они остаются с человеческой душой навсегда. Пусть каждый человек заглянет в свой внутренний мир и вспомнит великую сущность христианства: «Я,- как сказал Иисус Христос, — есмь путь и истина и жизнь»[9], пытаясь мир и себя сделать лучше.

Автор: Мазниченко И.А. 

Литература:

  1. Каралис Я. Интеллигенция в современном мире // Сб.: Интеллигенция в условиях общественной нестабильности. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 303с.
  2. Илюшенко В.И. Жизнь и смерть во Христе /В.И.Илюшенко / — М.: Пик, 2000  — 496 с.
  3. Священник Родион. Люди и демоны. – М.: СПб, 2004. – 512 с.
  4. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории /Л.А. Тихомиров/ — М.: Айрис-Пресс, 2004. – 688с.

Примечания:

[1] Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории /Л.А. Тихомиров/ — М.: Айрис-Пресс, 2004. – С. 288-289.

[2] Макарий Египетский Духовные беседы ,послания и слова / Египетский Макарий / Изд. 4- е – М.: Свято- Троицкая  Сергиева лавра, 1904. – С..324

[3] Каралис Я. Интеллигенция в современном мире // Сб.: Интеллигенция в условиях общественной нестабильности. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – С. 284.

[4] Священник Родион. Люди и демоны. – М.: СПб, 2004. – С. 512

[5] Там же, С. 270

[6] Там же, С. 283

[7] Илюшенко В.И.Жизнь и смерть во Христе /В.И.Илюшенко  / — М.: Пик, 2000. — С.257

[8]Там же,  С. 261

[9] Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории /Л.А. Тихомиров/ — М.: Айрис-Пресс, 2004. – С. 289.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *