В течение длительного времени Воронежская и Курская губернии являлись пограничными территориями Русского государства, за которыми начиналось Дикое поле. В связи с этим обстоятельством на пространствах Центрального Черноземья сложилась благоприятная ситуация для различного рода раскольнических учений и сектантства, которое принимало здесь немалые масштабы. В Воронеж ещё во времена Петра Великого и строительства первого русского флота стекалось большое количество разнородного населения, католиков, протестантов, староверов, которые привносили в местную жизнь свои ценности, верования, обряды.

Помимо этого в Воронеж и близлежащие области стекались раскольники и проходимцы, перебегавшие на Дон со своими понятиями о добре и зле, правде и справедливости. Таким образом, духовно-нравственная и социальная среда первоначального населения, благоприятствовала к распространению на этих территориях различного рода религиозного инакомыслия и индифферентизма, включая раскол и сектантство.

Лютеранская кирха (Немецкая церковь) в Воронеже

Что же касается установления точного периода времени появления и распространения в Курской и Воронежской губерниях старообрядцев и сектантов, и первоначального состава населения по различным толкам, и сектам, то установление данного факта представляет значительную трудность. Можно с уверенностью говорить о том, что раскольники появились на территории Центрального Черноземья, фактически сразу после возникновения раскола в Русской Церкви, вскоре после Московского собора 1666-1667 гг., когда многочисленные сторонники старой веры, вынуждены были бежать в малонаселенные, окраинные районы государства. «Главная масса беглецов направлялась в привольные казацкие станицы, расположенные по низовьям Дона и по его притокам: Чиру, Медведице, Хопру и др.». Таким образом, многие последователи раскола находили убежище на Дону и других местах Центрального Черноземья, пользуясь малонаселенностью и удаленностью этих территорий от центральных властей, как светских, так и духовных, слабо контролировавших религиозную жизнь местного населения.

«Усилению раскола в Воронежском крае содействовали, с одной стороны, условия гражданской и религиозной жизни в окраинных местах, а с другой — близость к Воронежу тех областей Донской земли, где раскол свил себе прочное гнездо. Пользуясь отдаленностью от Москвы, Воронежские воеводы и приказные люди сквозь пальцы смотрели на всяких «гулящих людей», а в числе их — и на проживавших в их областях раскольников, если последние не заявляли о себе какими-либо выдающимися нарушениями общественного спокойствия». Тем самым, пользуясь относительной политической свободой и слабым контролем со стороны местных властей, Центрально-Чернозёмный регион, стал пристанищем для многих последователей раскола. Известны имена первых пропагандистов раскола в обширном регионе охватывающим Центральное Черноземье, Нижнее Поволжье и Северный Кавказ: «иеромонах Иов, бывший келейник патриарха Филарета, и Тихвинский игумен Досифей, который с двумя священниками, Пафнутием и Феодосием, пришел из северного поморья. Они с проповедью раскола ходили по южной окраине России, вниз по Волге, по рекам Дону, Кубани, Медведице, за Астраханью, по рекам — Сулак и Кума, близ г. Черкасов, Тамбова и Козлова и везде увлекали целые шайки беглых и вольниц».

Действия местной духовной власти, в отношении ина-коверующих первоначально так же были незначительными. Огромные пространства территорий епархий, малое количество приходов, значительная удалённость населения от полноценного пастырского окормления со стороны православного духовенства, фактическое отсутствие духовного просвещения населения, в указанный период, делали его питательной средой для распространения, как раскола, так и различного рода религиозного инакомыслия. «Поселившись на Дону, с целью снискать себе безопасное убежище, раскольники-духовные вскоре увидели, что, кроме желанного покоя, они обрели себе и весьма удобную ниву для насаждения своего учения. «Деятелей» православных почти не было среди казаков, дела же было достаточно».

Таким образом, к концу XVII века, раскол стал в Центрально-Чернозёмном регионе весьма распространенным явлением. Раскольническое духовенство в условиях незначительного контроля со стороны светской власти и при попустительстве местного православного духовенства, развернуло в Центральном Черноземье активную пропаганду раскольнических взглядов. «В своих пустынях и часовнях попы совершали богослужение, венчали браки казаков, крестили их детей и совершали для них другие требы. При этом, конечно, не обходилось без подобающих с их стороны наставлений касательно старой веры: в этом признавались и сами попы».

Распространение раскола на территориях Центрального Черноземья к концу XVII века, было столь значительным, что стало одной из причин учреждения самостоятельной Воронежской епархии в 1682 году, на территориях которой, было необходимо упорядочить церковную жизнь, наладить пастырское окормление и полноценное духовное просвещение местного населения. Первым епископом Воронежским, стал выдающийся церковный деятель святитель Митрофан, «который в свою бытность игуменом Макарьево-Унженского монастыря в Костромской губернии, много потрудился в деле противодействия расколу и чьё назначение, таким образом, на созданную Воронежскую кафедру во многом было обусловлено именно этим».

Более сложным, является вопрос, об установлении точного времени и обстоятельств, проникновения и распространения в Центрально-Чернозёмном регионе мистического и рационалистического сектантства. Однако, на основе изучения архивных материалов, можно утверждать, что «кроме существовавших в Воронежской Епархии старообрядческих сект — поповщины и безпо-повщины, сюда проникало и религиозное сектантство, которое впоследствии получило название духоборчества и молоканства».

Проникновение в Воронежскую губернию сектантства, шло главным образом, из соседней Тамбовской губернии, которая являлась крупным очагом сектантства — духоборчества и молоканства, в том числе, родиной последнего: «1) В 50-х годах 18 столетия, в Тамбовской губернии хотя и были какие-то вольнодумцы — рационалисты, но они не составили организованной секты — с определенным учением. 2) Духоборчество в Тамбовской губернии, перешедшее сюда из Екатеринославской губернии, начинается с Побирохина в последней четверти 18 столетия. 3) Уклеин из-за увлечения дочерью Побирохина переменяет православие на духоборчество очевидно тоже в это время. 4) Ещё позднее он, сделавшись организатором особой секты, с целью привлечь Далматова в свою секту, привносит в молоканство еврейские понятия».

«В обстоятельствах внешнего распространения сектантства обращает на себя внимание тот факт, что сектантство и в Воронеж и в село Мечетки заносится все из одного и того же места, из Тамбовской губернии. Первые учители Петра Киреева, между которым отметим Семёна Уклеина — жители Тамбовской губернии». Одновременно, с распространением в Воронежской губернии, сектантство пустило прочные корни и в соседней Курской губернии. «В 1790-х годах, некто крестьянин селения «Старицы» Белгородского уезда, Федор Даншин, известным стал, как молоканин. Не позже этого времени известно стало и духоборчество в Курской губернии. Источники указывают на некоего крестьянина Курской губернии, духоборца, Григория Неманихина, который издавна проповедовал духоборчество в своём краю».

Таким образом, незначительное количество сектантов рационалистов обосновались в Курской губернии в конце XVIII века. Сведения о них крайне малочисленны, однако, известно, что «Курский губернатор, в 1816 году, сделал об них представление Министру Внутренних Дел, в котором писал, что ежели Правительству угодно будет издать строжайшее постановление о предании суду самозванцев, именующихся наставниками у Молокан и принимающих на себя не подлежащие духовные права, с повелением немедленно удалять их из тех селений и отсылать их в Закавказские области, тогда в самом непродолжительном времени уничтожатся, при благоразумных и осторожных действиях местного начальства, все эти секты, поддерживающиеся единственно от влияния сих уставщиков».

Так же Курская губерния, являлась довольно крупным регионом распространения мистического сектантства — хлыстовства и скопчества, это было вызвано, прежде всего, соседством с Орловской губернией, которая являлась родиной последнего. Основатель скопческой секты Кондратий Селиванов, объявивший себя в одном лице сыном божьим искупителем-оскопителем, и спасшимся царём-мессией Петром III, в 1760-х годах, тайно проживал в Курске. «Рассказ о тайном проживании Петра III в Курске возник в Курской губернии, которая в то время была переполнена хлыстами. Стоит обратить внимание на то, что появление подобного рода слухов и рассказов, происходило именно в местностях и в среде, зараженной скопцами»

Вместе с этим широкое и систематическое исследование численности сектантства в Российской империи стало возможным лишь на рубеже XIX — XX веков. Наиболее известным и полным источником сведений как о населении страны, его занятиях, бытовых особенностях, так и о вероисповедном составе являются всеобщие переписи. Среди них наиболее полную и достоверную информацию о населении России дают материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной 28 января 1897 г. Особенностью данной переписи является то, что она дала возможность собрать одновременно на всем пространстве империи, по одной общей программе и при однородных приемах и требованиях, громадный и ценный материал, относящийся в том числе к вероисповедному составу населения.

Распределение населения Российской империи по вероисповеданиям в целом по России на основании данных Первой всеобщей переписи населения империи 1897 г. показывает такую картину: православие с единоверцами исповедуют 87.384.480 (69,5 % относительно общего количества населения), старообрядцы и раскольники (сектанты) — 2.173.738 (1,7 %), католики — 11.410.927 (9,1 %), протестанты — 3.743.209 (з,0 %), остальные христиане — 1.221.511 (1,0 %), магометане — 13.889.421 (11,1%), евреи — 5.189.401 (4,1 %), остальные нехристиане — 645.503 (0,5 %). Из этих данных следует, что в России не считая того, что большинство населения исповедует православие, видное место по количеству последователей занимают религии магометанская, католическая и иудейская; протестанты также составляют численно значительную массу, которая, однако, несколько теряется в общей массе населения и едва достигает 3 % общей численности населения.

Больший интерес представляют данные о распределении по вероисповеданиям населения отдельных составных частей империи. Так в Европейкой России картина распределения населения по вероисповеданиям такова: православие с единоверцами 76.468.957 (81,8 %), старообрядцы и раскольники (сектанты) — 1.727.358 (1,8 %), католики — 4.338.777 (4,6 %), протестанты — 3.240.921 (3.5 %), остальные христиане — 55.253 (0,1 %), магометане — 3.555.635 (3,8 %), евреи — 3.765.766 (4,0 %), остальные нехристиане — 320.069 (0,3 %). Благодаря этим данным видно, что православие исповедует большинство населения Европейской части России. Далее по убыванию числа последователей занимает место католическая, иудейская и магометанская религии, после которых также выделяются последователи протестантизма, лишь за немногим уступающие своим числом.

Губернии Центрального Черноземья: Воронежская, Курская, Орловская и Тамбовская — относятся к числу средних губерний Европейской России. В виду этого распределение населения по вероисповеданиям в Европейской России в большинстве своем зависит и объясняется числовым значением в этих губерниях. Поэтому для получения более точных данных о численном составе российского сектантства на рубеже XIX — XX вв. мы обратим свое внимание на две губернии Центрального Черноземья — Воронежскую и Курскую.

Еще во второй половине XIX века существовали официально опубликованы данные относительно численности иноверцев, раскольников и сектантов по губерниям. Так в географическо-статистическом словаре Российской Империи, составленным по поручению русского географического общества ее действительным членом П.П. Семеновым приводятся такие данные. В Воронежской губернии в 1860 году при численности населения губернии в 1.974.406 человек отмечалось такое количество «иноверцев»: раскольников — 11.470, католиков — 695, протестантов — 1.979, евреев — 337 и магометан — 1146. В губернии же Курской при числе населяющих ее жителей в 1.898.597, количество неправославных было следующим: единоверцев — 3.507, раскольников — 9.763, католиков — 293, протестантов — 356, евреев — 1467.

Православные миссионеры, направляя отчеты о своей деятельности в Синод, зачастую были вынуждены скрывать реальную численность сектантов. Статистика по некоторым уездам не изменялась в течение десятков лет и, несмотря на естественное приращение населения, число «раскольников» показывалось или одно и то же, или с каждым годом понемножку убавлялось, чтобы показать перед начальством «благополучие уезда и свое усердие к ослаблению раскола».

Таким образом, в Центральном Черноземье сложился мощный очаг «старого» русского сектантства, в том числе и христоверия. В Курской, Тамбовской и Воронежской губерниях шел интенсивный процесс формирования общин «людей Божьих», а также трансформации учения в отдельных сообществах на фоне непрерывного появления новых адептов. Христоверие в XVIII — начале XX в.,

несомненно, играло в жизни Центрально-Чернозёмного региона более значительную роль, чем это представлено данными официальной статистики. Для понимания этой роли необходимо учитывать, по меньшей мере, два фактора. Во-первых, многие сектанты оказывались «неучтенными», однако играли существенную роль в жизни своих населенных пунктов. Во-вторых, христоверие являлось единственной сектой, не чуждой всем слоям населения: среди ее последователей достаточно часто встречались купцы, зажиточные крестьяне, и даже священники и монахи, что оказывало ощутимое влияние не только на экономическую, на и на духовную сферу жизни Центрального Черноземья.

 

Источники:

  1. Белоножко Е.П., Клышнюк Н.А. Численным состав сектантства в Российской империи на рубеже XIX-ХХ вв. (на примере губерний Центрального Черноземья). См. на КиберЛенинка
  2. Секирин А.А. История возникновения и распространения сектантства и старообрядчества в Воронежской и Курской губерниях в XVII — начале XIX веков // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016.
  3. Черныш А.В., Апанаенок А.В. Христоверие в истории Центрально-Чернозёмного региона России: XVIII — начала ХХ века.// Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 86-90.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *