В настоящее время вопросы решения светового облика зданий и сооружений — не просто утилитарная необходимость, а творческая задача в области светодизайна, расширяющая границы привычной эстетики архитектуры. Проектирование подсветки с предусмотренными режимами кинетики света и цвета позволяет создавать множество вариаций и интересных эффектов на основе одной пластической формы. В мировой практике архитектурного освещения стала проявляться новая тенденция: использование потенциала осветительных приборов для создания динамически активных объектов, реагирующих на воздействие людей, окружения и формирующих индивидуальный световой облик, для чего требуется интерактивный режим работы освещения.

Подсветка здания интендантства на проспекте Революции. Воронеж. 2020

Подсветка здания интендантства на проспекте Революции. Воронеж. 2020

В качестве наглядных примеров применения подобных технологий можно привести световое оформление таких построек, как Dexia Tower (Брюссель, Бельгия) или «Башня ветров» (Канагава, Япония). В обоих случаях основой для реализации необычного светового образа служат медиафасады. Вертикальный объем «Башни ветров» в темное время суток за счет динамики освещения отображает изменения направленности и скорости ветра. Таким образом, сооружение выступает своеобразным индикатором внешних условий окружающей среды.

В практике светодизайна интеллектуальные системы освещения все чаще применяются как на уровне проектирования подсветки интерьеров, так и в решении экстерьерного образа. Но при этом в научной литературе данные технологии рассматриваются опосредованно. Без внимания остаются важнейшие свойства интерактивного режима: адаптация света к изменениям условий окружения, а также возможности коммуникации и передачи информации, позволяющие объекту архитектуры выступать проводником городского пространства. Первое из этих свойств служит основой энергоэффективных решений архитектурного освещения, когда смена режимов подсветки отображает изменения внешней среды (к примеру, переключение между вечерним и ночным, праздничным и повседневным освещением). Второе свойство позволяет расширить границы построения образа здания, воспроизводя определенную смысловую семантику с помощью световой визуализации. Более подробно эти свойства будут рассматриваться далее, но прежде остановимся на описании принципов организации коммуникации через инструменты интерактивного освещения.

Светотехнический компонент — по сравнению с константной урбанистической первоосновой более мобилен, изменяем во времени.

Основными элементами освещения современного города являются:

— освещение проезжей части улиц и площадей;

— световые указатели и световая сигнализация для городского транспорта и пешеходов;

— освещение архитектурных сооружений (здания и малые формы архитектуры);

— освещение монументов и фонтанов;

— освещение наружных витрин магазинов;

— рекламное, агитационное и информационное освещение;

— освещение парков, бульваров и других мест городского отдыха.

Преимущества светодизайна определяются его неограниченными возможностями

композиционно-образного воздействия на коммуникативную среду:

— динамизация рекламного поля;

— повышение информативности визуальных коммуникаций;

— светопространственные преобразования;

— использование мультимедиа и голограмм в городском интерьере;

— применение мембран-оболочек и аппликативных фасадов.

Светодизайн — как главное средство организации общественных коммуникаций и городской «сценографии».

Средствами организации «сценария» выступают:

— свет — связующая коммуникация взаимопроникающих пространств, формирующая их новую архитектонику;

— превращение фасада в информационный фильтр коммуникативного пространства, раскрывающий особенности его внутреннего функционирования;

— стекло — как средство расслоения зрительных барьеров и образов.

Сценарно-тематический подход в моделировании архитектурной среды позволяет

рассматривать ряд концепций формирования светодизайна коммуникативных пространств:

— концепция «театрализации» и «виртуализации» городского пространства, как способ повышения его информативности;

— концепция «подвижной среды» на основе интерактивного управления образносмысловыми нагрузками и семантикой фасадного фронта;

— концепция «осмысленной светодинамики» — как способ свето-динамического преобразования геопластики городского ландшафта в зонах пешеходной активности.

Современные медиафасады в большинстве светодиодные. Современные LED медиафасады состоят из пикселей, каждый из которых включает в себя шесть специальных светодиодных элементов — и их яркости хватает для создания красочной рекламы в любое время дня.

Медиафасады различаются по размерам. Небольшие в основном имеют информативную функцию, изображая рекламные ролики, предложения, световые эффекты. Промежуточные обычно занимают часть фасада здания, встраиваясь в его стену. Такой медиафасад имеет больше рекламных возможностей и меняют облик здания. Огромные медиафасады повторяют архитектуру зданий, полностью покрывают внешние стены здания, интегрируясь в фасад. Помимо широких рекламных возможностей, являясь частью здания, они придают улицам яркость и игру цвета, делают городскую среду более разнообразной и привлекательной, открывают больше возможностей в области дизайна и архитектуры.

Наиболее распространены следующие типы медиафасадов: модульные световые экраны, реечные, кластерные или сетчатые медиафасады.

Модульные конструкции медиафасадов появились раньше и они более просты в производстве. Создаются отдельные светодиодные элементы небольших размеров, а затем их собирают в единую конструкцию.

Модульные конструкции универсальны, их можно устанавливать внутри и снаружи практически на любых поверхностях. Тихо работают и имеют низкое потребление энергии.

Сетчатые медиафасады собираются на основе металлических сеток. Это гибкие и практичные конструкции, а самое главное они прозрачные. Изнутри здания, покрытого светодиодной сеткой можно наслаждаться видом из окна, в то время как снаружи будет транслироваться изображение. Чаще они используются на фасадах с большой площадью остекления. Гибкое соединение пикселей позволяет расположить сетку на поверхности любой формы, что актуально для современной архитектуры. Также для сеточных фасадов более прост ремонт: вместо замены целого модуля или громоздкой планки, можно заменять один-единственный пиксель-светодиод.

Реечные — классический вариант медиафасада. Имеют высокое качество изображения и длительный срок службы. Однако они непрозрачны и имеют большой вес, поэтому их устанавливают только на глухие стены.

Светодиодные медиафасады подключаются к компьютеру, а также к сети интернет. Участие человека в работе системы сведено к нулю. Достаточно загрузить план показа на сутки, остальное техника выполнит сама. Более продвинутые технологии позволяют в режиме реального времени изменять контент, быстро реагируя на меняющийся новостной фон.

Медиафасады подразделяют на три типа: реактивные, автоактивные и интерактивные. Реактивные реагируют на изменения во внешней среде, например изменение освещенности, погодных условий, температуры, движения на улице. В зависимости от этих условий, меняется уровень яркости, характер трансляции, разновидность изображения. Автоактивные медиафасады автоматически воспроизводят ранее загруженную информацию и не изменяют ее ни при каких условиях. Интерактивные медиафасады способны взаимодействовать со средой, реагировать на любые изменения и движения как внутри, так и снаружи здания. Способны транслировать различные мероприятия в режиме реального времени.

Для привлечения большего интереса коммерческие экраны иногда и делятся своим медиапространством с деятелями искусства.

У медиафасадов множество достоинств, однако есть и недостатки. Прежде всего — это отрицательное отношение некоторых людей к широкоформатной рекламе, считающих ее яркой и агрессивной. Также недостатком является прямая зависимость от наличия бесперебойного электропитания и исправности управляющего компьютера.

Современные разработки в обрасти медиатехнологий городского общественного пространства позволили создать очень привлекательный вариант — это медиафасад. Он служит не только для донесения информации, но и украшает поверхности стен зданий и сооружений, придавая индивидуальность городской среде. Конструкция медиафасада практически незаметна для людей, находящихся в здании, а ее вид с улицы напоминает огромный экран. Создание медиафасадов возможно благодаря появлению пластичных светодиодных экранов, которые используются как в качестве носителей рекламной информации, так и архитектурного покрытия. Использование новой технологии — это оптимальное сочетание инноваций и традиционного взгляда на принципы проектирования сооружений для современного города.

 

Источники:

Харламов М.В. Интерактивная подсветка как инструмент коммуникации в архитектуре. См. КиберЛенинка

Булыгина М.Н., Корзун Н.Л. Световой дизайн в городской среде. См. КиберЛенинка

Горгорова Ю.В., Протопопова Д.А., Сбытова А.Н. Современные тенденции проектирования медиафасадов. См. КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *