Хорошую вузовскую лекцию можно сравнить с театром одного актёра. Ведь лекция — это маленький спектакль. Как и спектакль, она имеет свою историю создания, проходит определенные этапы подготовки и воплощения — от написания сценария до премьеры. Но если спектакль коллективно творят несколько мастеров, то лектор в одном лице объединяет все соответствующие профессии: он сам себе и драматург, и режиссёр, и оформитель, и, наконец, актёр. Не случайно сегодня всё чаще говорят о театральных технологиях в работе преподавателя.

Содержательная часть лекции — это, несомненно, главный залог успеха любой лекции. Однако для работы с аудиторией требуются специфические компетенции и особое мастерство, и, начиная подготовку к лекции, всегда нужно помнить о некоторых важных моментах.

Прежде всего, нужно помнить, для кого предназначена лекция. Говорить с аудиторией на «одном языке» — большое искусство. Преподаватель строит свою речь перед студентами не как ученый, выступающий перед коллегами, где он стремится обозначить проблемную точку в своей предметной области, как можно шире очертить границы исследований по данному конкретному вопросу, подвести своих слушателей к границам известных на сегодня знаний.

Когда преподаватель читает лекцию для студентов, особенно младших курсов, перед ним стоит совсем другая задача, а именно — увлечь студентов,возбудить их интерес и, не вдаваясь в мелкие подробности, познакомить их с основами своей специальности так, чтобы студентам захотелось узнать ещё больше.

Подготовка хорошей лекции — длительный процесс, и начинается он задолго до выхода лектора на сцену. «Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям », — говорил режиссёр, актёр и педагог К. Станиславский [1, с.190]. Так же последовательно, по кирпичику, готовится и лекция. И первый кирпичик -это подготовка текста выступления. Очень важно при работе с текстом уделять внимание стилю речи,. Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых ораторами, — неспособность разграничить устную и письменную речь. Это является большим недостатком, потому что речь предназначена не для чтения, а для восприятия на слух.

При подготовке текста или конспекта лекции важно поработать над композицией текста. Количество деталей, которые включаются в текст, зависит от самого материала и от того, насколько он знаком преподавателю. При работе с текстом необходимо выделить в нём смысловые фрагменты, или, как говорят театралы, провести режиссерский анализ написанного текста с расстановкой смысловых акцентов. При этом план лекции должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.

В конце каждого смыслового фрагмента должны быть сделаны выводы с выделением наиболее значимой информации. И здесь крайне важно следить за тем, чтобы отдельные части подготовленной лекции были хорошо между собой согласованы. Ведь отдельные элементы, «отшлифованные, … но не связанные общим действием, подобны разбросанным на столе жемчугам. Пронижите их нитью, посадите на конце ее богатый аграф, и получится ожерелье», — говорил о процессе создания спектакля К. Станиславский [2, с.239]. Компонуя текст выступления в единое целое, нужно следить за логической стройностью рассказа, а также для плавного перехода от одного фрагмента к другому использовать как можно более широкий ассортимент связующих элементов. Они являются «клеем», скрепляющим все части. Примеров их существует великое множество: «А сейчас давайте рассмотрим…»; «Следующий наш пункт…»; «Обратите внимание на то, что…» и др.

Для разнообразия текста необходимо использовать синонимы и эпитеты. Пусть они будут запоминающимися и возбуждающими интерес публики. Без них язык становится трафаретно мертвым. Богатый запас синонимов, как и эпитетов, иногда может творить чудеса, но они должны быть только средством, но никак не самоцелью. Ведь речь должна быть естественной, т.е. простой для понимания. И не всегда красивый текст, насыщенный красочными, затейливыми эпитетами, обвешанный гирляндами причастий, является гарантией успешности выступления. Вот как о бессмысленном украшательстве текста говорил выдающийся оратор В. Ключевский: «Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают » [3, с. 24]; «У них мысль не ведёт за собой их слов, а с трудом догоняет их» [3, с. 28]. Нужно всегда помнить, что красноречие лектора приведет к успеху лишь при гармонии мысли и слова, сочетании профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Итак, текст лекции написан. Но для того, чтобы лекция зазвучала, нужно сначала в тексте сделать особые пометки карандашом. Вот какие профессиональные советы по работе с текстом даёт автор уникальной книги о секретах дикторского чтения Б. Ляшенко, более полувека проработавший у микрофона: «…Придумайтедля себя символы разметки: длинной дугой соединяйте мысль, которую желательно во время чтения не разрывать. «Птичкой» помечайте места, где смело можете остановиться, чтобы пополнить дыхание и в то же время не нарушить стройность логики. Ставьте над словом стрелку носиком вверх, если вы считаете, что это слово надо непременно «подбросить» интонацией, прочитать его так, чтобы слушателю оно непременно запало в уши как главное, важное» [4, с. 4].

Когда текст лекции написан и отшлифован, обязательно нужно опробовать написанный текст «на язык». Чтение речи вслух — это не просто тренировка перед выступлением. Оно поможет услышать написанное, чтобы отредактировать плохо звучащий текст. Ведь, как говорил писатель С. Моэм, «слова имеют вес, звук и вид; только помня обо всех трех этих свойствах, можно написать фразу, приятную и для глаза, и для уха» [5, с. 53].

Лекторство, несомненно, относится к профессиональной деятельности, где владение голосом является навыком первостепенной важности. Но как превратить письменный текст в яркое выступление? «Достичь манеры, которая называется «разговорным чтением», — это значит стать асом … Истинно разговорное чтение предполагает жизненность интонаций, соединенных с достаточно привлекательным … голосом, с хорошей дикцией, умением выделять главные слова и, что особенно важно, с заинтересованным чтением…Не усыпляйте себя мыслью о том, что слушателю нужна «голая» информация, что ее нужно читать, как читает пономарь », — пишет Б. Ляшенко в своей известной книге [4, с. 4-5].

Восприятию речи в большой степени способствует голос оратора. Голос — основной инструмент убедительности. К. Станиславский сравнивал актера, не владеющего голосом, с музыкантом, который вынужден играть на расстроенном, дребезжащем инструменте. Написанный текст может выглядеть эффектным и убедительным на бумаге, но если голос не служит своему хозяину, результат не будет достигнут, несмотря на трудоемкую и грамотно выполненную подготовительную работу. «Артист должен явиться на сцену во всеоружии, а голос — важная часть его творческих средств», — утверждал великий режиссёр [6, с. 488].

Помимо совершенного голоса, любому оратору необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. О важности дикции и владении голосом при публичном выступлении более ста лет назад писал в своей книге «Лекции моим студентам» знаменитый священник Чарльз Сперджен, которого современники называли королём проповедников: «Всегда говорите так, чтобы вас слышали. … Некоторые, хотя и обладают громким голосом, произносят слова невнятно, они у них как бы наскакивают друг на друга, играют в чехарду, бегут вприпрыжку, опрокидывают друг друга. Четкое произношение гораздо важнее силы голоса. Слово должно стоять на твердых ногах, а не спотыкаться и падать из-за вашей поспешности» [7, с. 131]. Постановка хорошей дикции является важнейшим компонентом профессиональной деятельности любого оратора. Именно на это Ч. Сперджен обращал внимание своих учеников: «И здесь также надо указать на то, чтобы вы открывали рот, когда говорите, потому что невнятное бормотание происходит от того, что люди говорят полуоткрытым ртом … Шире открывайте двери, из которых выходят великие истины. И еще, братья, избегайте говорить в нос. Лучшие авторитеты утверждают, что нос является органом обоняния, а не речи» [7, с. 130].

Важным ораторским средством является пауза. К. Станиславский говорил, что «пауза — это важнейший элемент речи и один из главных ее козырей» [6, с. 516]. Он также отмечал, что «есть актеры, затягивающие паузы и не дотягивающие паузы, и не признающие их совершенно. Последние играют все в скором темпе, громко говорят и потому всегда фальшивы, однообразны, безжизненны. Они лишаются одного из самых сильных средств передачи настроений » [8, с. 127].

Правильная речь, составленная из одних рассуждений, не может так привлечь внимание слушателей и так сильно подействовать на них, как речь образная. Заставить партнера видеть всё вашими глазами — вот основа речевой техники », — говорил К. Станиславский [1,с. 154]. В основе популярности выдающихся ораторов как раз лежало умение словами заставить аудиторию видеть то, о чем идет речь. У слушателей при этом возникает как бы «кинотеатр в мозгу». Может быть, один из секретов своего мастерства В. Ключевский раскрыл в таких словах: «Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент. Воображение в сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом» [3, с. 46] . Это внутреннее видение фактов и помогает студентам лучше усваивать учебную информацию.

Выразительность звучания любой речи в значительной степени создается интонационным богатством. Например, все знают, что словом «да» можно высказать и согласие, и сомнение, и подозрение, и растерянность, и угрозу и т.д. Это зависит от того, с какой интонацией сказано слово, как оно произнесено. Бернард Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да», 500 -«нет» и только один способ написать эти слова. Поэтому одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

Во время лекции умеренно используйте жесты и передвижение по сцене. Отказ от жестов уменьшает выразительность выступления. «Руки досказывают мысль» -вспоминала слова К. Станиславского его верная ученица и последовательница М. Кнебель [2, с. 89]. Признанный оратор А. Кони тоже обращал внимание на этот важный элемент дискурса: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно… Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают» [9, с. 107].

Все великие ораторы и актёры добивались признания в результате кропотливой работы над собой. Ираклий Андроников, которого называли гением устного рассказа, после выучивания текста рассказывал его сначала родным, потом гостям. Когда понимал, что рассказ складывается, выходил на большую аудиторию. Чувство аудитории для него было очень важным. Опытный лектор всегда хорошо понимает аудиторию и легко устанавливает с ней контакт.

Во-первых, нужно понимать, что уровень внимания студентов изменяется в течение лекции. Периодически (каждые 20-30 минут) возникают колебания внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Поэтому любой преподаватель должен строить план лекции с учётом этих колебаний и принимать меры для возобновления внимания.

Во-вторых, необходимо оценивать степень усталости аудитории. Если преподаватель приходит на лекцию к студентам, которые уже пять-шесть часов занимались, то он должен начать ее с разрядки.

«Дилетант полностью поглощен проблемой самовыражения. А профессионал думает о том, как овладеть вниманием зрителей. — считает известный режиссёр А. Митта. — Если мы хотим вести аудиторию в нужном нам направлении, мы должны постоянно думать о ней» [10, с. 30]. Здесь всё имеет значение: и правильный монтаж учебного материала, и логичность и образность речи, и качественные иллюстрации, и, несомненно, применение театральных технологий.

Литература

1. Кристи Г. Работа Станиславского в оперном театре. М.: Искусство, 1952.

2. Кнебель М. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976.

3. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993.

4. Ляшенко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире. М.: ИИСПТ, 1999.

5. Моэм У.С. Подводя итоги. М.: Высшая школа, 1991.

6. Станиславский К. Работа актёра над собой, части I и II. Дневник ученика. М.: Искусство, 1951.

7. Сперджен Ч. Лекции моим студентам. СПб.: Библия для всех, 2001.

8. Станиславский К.С. Из записных книжек. М.: ВТО, 1986.

9. Кони А.Ф. Избранные произведения. М.: Юридическая литература, 1956.

10. Митта А. Кино между раем и адом. М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.

Подробнее см. на: КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *