Рост цен на товары и услуги в Воронежской области весьма чувствителен. Только за 2022 год, по данным Воронежстата, индекс цен на товары и услуги в Воронежской области составил 112,34%. Что же касается уровня инфляции на пищевые продукты, которые наиболее всего востребованы воронежцами, то рост здесь ещё более заметный и превышает 20% за год. За первые месяцы 2023 года инфляция более умеренная (на конец мая рост цен составил 101,63%), но и она начинает наращивать темп.
Как же реагируют воронежские производители и ритейлеры (предприятия розничной торговли) на меняющиеся внешние условия хозяйствования, на ковидные и санкционные шоки? Как обычно — ростом цен. Но не только этой незамысловатой операцией. Дело в том, что при каждом поднятии цен сокращается спрос на данные товары и услуги. Иногда он относительно быстро восстанавливается, а иногда нет — во всяком случае, в прежнем объёме.
Этот эффект во временном или постоянном провале спроса хорошо знаком производителям товаров, услуг, информации. И они научились преодолевать этот трудный для себя период при помощи не совсем этичного и честного инструмента. Имя ему — даунсайзинг или шринкфляция.
Оба термина описывают одну и ту же ситуацию — сокращение размера товара при сохранении его прежней цены. Службы маркетинга воронежских предприятий решили воспользоваться опытом фокусников, которые, отвлекая внимание зрителей, осуществляют ловкие трюки. Производитель, желающий незаметно поднять цены, пытается продать меньшее количество продукта при сохранении цены за счёт манипуляции с упаковкой или с единицами измерения. Например, литровый пакет молока продаётся как килограммовый — а поскольку молоко весит больше, чем вода, покупатель думает, что купил литр продукта, хотя на самом деле его меньше на 50 грамм.
Применяет стратегию даунсайзинга воронежская компания Молвест, которая продаёт молоко в упаковках по 900 г, что не только меньше привычного покупателям литра (1000 мл), но составляет примерно 860 мл продукта. Пластиковые стаканчики с творогом, вмещавшие ранее 350 г продукта, теперь приспособлены под 300 г. Причём внешне всё оформляется таким образом, чтобы потребитель не увидел уменьшение в размерах упаковки (дно упаковки теперь меньше, чем было прежде, следовательно, незримо меняется и объём).
Что это? Обман потребителя или просто неэтичное поведение? Ответ на это дают сами покупатели, когда говорят о мошенничестве и злоупотреблении доверием. Большая часть покупателей оставляет такое поведение производителей без внимания, меньшая — считает это попыткой обмануть и перестаёт покупать изделия под данной торговой маркой.
Справедливости ради следует отметить, что даунсайзингом грешит не только Молвест, но и другие производители товаров и услуг. Застройщики предлагают покупателям одно, двух и трёхкомнатные квартиры меньшего метража за ту же цену. Меньшего размера становятся буханки хлеба и батон, банки консервов и сгущённого молока. Большие по размеру коробки конфет содержат всё меньшее количество продукта. Даже пакетики с кормом для кошек стали менее вместительными, уменьшившись с 85 до 75 г. Некоторые владельцы кошек даже не поняли сначала, что произошло, подумав, что их питомцы внезапно стали больше есть.
Даунсайзинг, как мы уже отметили выше, не так безобиден для производителя, как считалось раньше. Во-первых, его потенциал ограничен 1-2 итерациями (применениями); во-вторых, вызывает у покупателя досаду, расценивается, как попытка обмана. А это для бизнеса очень нежелательно.
Проблемой даунсайзинга озаботились и российские законодатели. В Государственной Думе в октябре 2023 года будет рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 10 закона РФ «О защите прав потребителей». Данной корректировкой предлагается обязать торговые сети и магазины указывать цену за единицу измерения товара — за один килограмм или один литр. Таким образом, у покупателей будет более ясное представление об истинной цене продукта, не замутнённое различными уловками и манипуляциями с упаковкой, объёмными и весовыми единицами, а также визуальными эффектами.