Важной проблемой в период НЭПа стало благоустройство городской среды. Она выдвинулась на первый план потому, что за годы гражданской войны городское коммунальное хозяйство пришло в полный упадок. Поэтому в 1922, 1923 и даже в 1924г. город Воронеж выглядел с точки зрения санитарии довольно неприглядно. Зимой 1924г. специальная комиссия городского совета проверяла чистоту города. Результаты проверки оказались самыми неутешительными. «Не только на окраинах, — отмечалось в отчете комиссии, — но даже и в центре валяются трупы павших животных собак, кошек, различной птицы и т.п. Граждане выливают помои и грязь на улицу, т.к. большинство дворов не имеют помойных и выгребных ям, а имеющиеся переполнены, — все это вместе взятое неминуемо повлечет за собой весной развитие различных эпидемий». 1
До 1923/24 хозяйственного года у городских властей практически единственным рычагом воздействия на улучшение работы городского коммунального хозяйства было только административное давление. Но как отмечалось в одном из решений горисполкома «Одними чисто административными мерами достигнуть каких-либо реальных результатов невозможно. Для этого необходим целый ряд экономических мероприятий по благоустройству города. Требовалось переустройство торговых точек, ремонт тротуаров, мостовых и др.»2. Положение стало меняться в лучшую сторону с 1923/24 года. Первые поступившие денежные средства, администрация города направила на следующие неотложные нужды. Было сделано ограждение на могилах героев Революции на площадиIII Интернационала. Построены туалеты с подводкой водопровода и присоединением к городской канализационной сети. Произведена разборка ветхих строений, угрожающих падением. Сделана закладка оконных проемов в пустующих, разрушенных сооружениях. Произведено замощение наиболее разбитых мостовых на улицах и переулках города. В том числе, на улицах Б.Стрелецкой, Коммунаров, а также Воскресенском и Пятницком переулках. Всего на площади 4582 м2. Произведено укрепление и замощение откосов берега реки Воронеж в количестве 6290 м2. Сделаны посадки деревьев на скверах города3.
В дальнейшем с ростом городского бюджета увеличивались расходы на благоустройство города. Уже за 1924/25 хозяйственный год доходная часть городского бюджета составила 2301735 руб. Определенная часть этих средств была израсходована на благоустройство города. Воронежский горсовет в 1925 и 1926гг. принял ряд обязательных постановлений, направленных на решение первоочередных задач городского благоустройства. Среди них такие. «О порядке зимней очистке города» от 20.03.1925г. «О порядке пользования общественными садами, скверами, кладбищами и об охране древонасаждений» от 19.05.1926г. «О ремонте и устройстве тротуаров по г.Воронежу и его окраинах (Привокзальный, Троицкий, Ямской районы) в строительный сезон 1926г.» от 30.06.1926г. «Об исправном содержании водопроводных и канализационных труб» от 4.08.1926г. «О мерах борьбы с бешенством домашних животных» от 4.08.1926г. и др4.
Одним из приоритетных направлений в деятельности губернской и городской администрации стали работы по электрификации губернии. Надо отметить, что именно в годы НЭПа возникло и развилось общественное движение за широкое внедрение электричества в жизнь и быт населения. А.П.Платонов, как рабочий человек (он строил электростанции, работал мелиоратором, слесарем в депо), создал в эти годы свои пронзительные рассказы посвященные этой теме: «Родина электричества», «О потухшей лампе Ильича» и др. В последнем рассказе, в частности, он описал подлинные события, связанные со строительством в период НЭПа электростанции в селе Рогачевка Воронежской губернии.5 В Воронеже в 1924/25 году на ремонт электростанции было вложено 54468 руб. Были отремонтированы здание, машины и оборудование, в т.ч. экономайзер, котловые установки, дымовая труба, воздушно-кабельная сеть. За период с мая 1924г. по январь 1925 г. в городе было проложено 6 км линий высокого и 30 км низкого напряжения. Кроме этого было проложено 4,5 км подземного электрокабеля, установлено 13 трансформаторов. Линии высокого напряжения соединили электростанцию с заводом им. Коминтерна, с мастерскими Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, а также с Воронежским холодильником и водокачкой в слободе Монастырщенка. Лучше стали освещаться улицы: на них было дополнительно установлено более 100 ламп 6.
Усиление электрообеспеченности города позволило улучшить водоснабжение города. В этом плане надо было решить две задачи: увеличить количество подаваемой воды и улучшить ее качество. В 1924/25 году на ремонт водопроводной сети из бюджета было выделено 35846 руб., на ее расширение — еще 50970 руб7. Летом 1925г. были проложены новые водопроводные магистрали на расстоянии 4,8 км, установлено 11 водоразделов, 10 пожарных кранов. В сентябре 1925 г. был пущен второй комплект электронасоса изготовленного на Харьковском электрозаводе. Это позволило подавать воду круглосуточно8. С 1920 по начало 1926 гг. в сеть воронежских водопроводов подавалась речная вода с предварительным хлорированием. Это отрицательно сказывалось на ее качестве. Качество воды не удовлетворяло и промышленные предприятия. В заключении комиссии губернского совнархоза по данному вопросу в начале 1926 г. отмечалось, что «большинство промышленных предприятий губернии вообще и предприятия, подчиненные ГСНХ, работает на воде технически непригодной, что влечет за собой разъедание машин, образование на внутренних стенках котлов и трубопроводов твердой накипи, а также вызывает непроизводительные расходы топлива. В винокуренной промышленности недоброкачественная вода понижает качество продукции»9. Поэтому в начале 1926 г. Воронеж перешел на подпочвенное водоснабжение. 7 января 1926 г. был осуществлен первый пробный пуск водокачки №1, находящейся на левом берегу реки Воронеж. Она должна была полностью удовлетворить потребности города в воде. Ее производительность составляла 25 тысяч ведер в час. Качество воды, как отмечалось в печати, должно быть хорошим. Единственный недостаток подпочвенной воды — содержание железа. Его намечалось устранить устройством водоочистительных сооружений10.
Внешний вид города сильно страдал из-за того, что многие здания в городе, в т.ч. на центральных улицах давно не ремонтировались, имели неприглядный вид, а то и просто разрушены. В июле 1925 г. губернский коммунальный отдел, рассмотрев этот вопрос, вынес решение, согласно которому намечались организации и лица ответственные за их реконструкцию. Например, дом бывшего Дворянского собрания предполагалось восстановить силами губернского коммунального отдела. Дом, принадлежавший Просвирину, передать жилкооперации. Здание бывшей гауптвахты на Плехановской сдать в аренду и т.д. Основная масса этих ранее «бесхозных» домов — 12 из 18 передавалась в аренду11. Отметим, что в аренду сдавались и многие торговые помещения, что давало казне города значительную прибыль. Так, сданные в 1925/26 году 509 торговых помещений дали доход в сумме 47235 руб . 12
Во время войны сильно пострадали зеленые насаждения города. В период НЭПа в городе в этом плане была проведена значительная работа. В 1926г. городской коммунальный отдел разработал план восстановления зеленых насаждений. Уже весной 1926г. городской коммунальный отдел организовал работы по устройству скверов на Советской площади, на окраинах города, в Привокзальном и Троицком поселках, при заводе им. Коминтерна, на площади Детей, улице Бедноты и Яхт-клубе. Площадь лесонасаждений в городской черте летом 1926г. стала составлять 253 тыс. м2. На одного жителя приходилось 2,53 м2 зеленых насаждений13.
Принимались меры по окультуриванию мест отдыха, в частности, городских садов. Закреплялась еще дореволюционная традиция: в городском саду должен играть в выходные дни духовой оркестр. Как отмечалось в докладной записке губернского отдела народного образования: «Сад только тогда сад для отдыха, когда в последнем играет соответствующий оркестр»14. Правда, вход в Городской и Семейный сад, где играл оркестр, был платным. Причем в Семейный сад, где публика была в основном, как тогда говорили, «нэпманская» плата за вход составляла от 25 до 35 коп. весь сбор поступал на содержание оркестра, служащих и освещение сада. В Городском саду плата за вход устанавливалась только с 20 часов15.
Сохранению чистоты и порядка в городе способствовало введение, точнее восстановление существовавшего до революции института дворников. Постановлением горсовета от 4 августа 1926г. «Об организации в г.Воронеже института дворников» определялись права и обязанности данной категории коммунальной службы. В постановлении, в частности, указывалось, что все домовладельцы с доходностью не менее 75 руб. в месяц как муниципализированные, так и кооперативные и частновладельческие обязаны были иметь штатного дворника. В обязанности дворника входило наблюдение за въездом и выездом жильцов, предоставление необходимых справок, касающихся проживающих в доме жильцов, предоставление необходимых справок замена необходимости16. Дворники милиционеров на посту в случае их отлучки по служебной, как специальная группа коммунальных работников, чувствовали к себе внимание со стороны общественности города. Например, с ними проводили инструктивные занятия, организовывали собрания, помогали решать их жилищно-бытовые проблемы и др. 17
По сравнению с Воронежем, благоустройство уездных городов, сельской местности значительно отставало. Вместе с тем в период НЭПа и в этом направлении была проведена определенная работа. В сельских районах губернии население в то время особенно страдало от наводнений. Это было связано с тем, что длительное время не проводился ремонт дамб, которые со временем разрушались. Из-за этого в Новохоперском уезде весной 1926г. произошло сильное наводнение: вода поднялась выше 2 сажень. Несмотря на то, что на борьбу с наводнением было мобилизовано все население, а по ночам дежурили члены партии и комсомольцы, предотвратить ущерб не удалось. Он составил около 50 тыс. руб.18
Значительная работа в эти годы была проведена по мелиорированию южных уездов губернии. С 1921 по 1926гг. работы по мелиорации в губернии проводил П.А.Платонов. По данным известного писателя и журналиста Виктора Шкловского, который летом 1925г. прилетал в Воронежскую губернию в составе агитбригады Авиахимия для пропаганды опыта мелиорации в губернии было за 4 года построено 754 пруда, 325 колодцев, что позволило обводнить около 1 млн. десятин земли. 19
Надо отметить, что восстановленческие кредиты позволили благоустроить такие южные города как Богучар, Россошь и др. Например, в Богучаре за
1926 г. построено новых и отремонтировано старых — 24 моста. У Богучара через реку был построен большой мост, которого не было с 1919 г. В городе был построен водопровод, протяженность сети которого составляла на начало 1927 г. 5,5 км. Электростанция была оборудована новым двигателем. Электрифицирован пригород.20
Благоустраивалась Россошь. Эта работа особенно активизировалась, когда Россошь стала центром уезда. Уже к лету 1926г. в уезде было завершено строительство 3 мостов губернского значения. Два из них были расположены по линии Россошь — Подгорное. Здесь же была сооружена мощная дамба. На сооружение дамбы и моста через р. Россошь было израсходовано 120 тыс. руб. В самом городе были вымощены центральные улицы. Они перестали походить, как говорили местные жители, на «Свинячью Венецию». Был реконструирован кинотеатр и драмтеатр. На эти цели израсходовано 15 тыс. руб. Было посажено около 20 тыс. молодых деревьев.21
Для любого города важнейшей проблемой всегда была проблема транспорта. Уже до революции в Воронеже были сделаны определенные шаги по улучшению городского транспорта. Так, на ряду с извозчиками, на улицах функционировала конка, построенная с помощью бельгийских специалистов. Однако, впряженные в вагоны лошади плохо справлялись со своими задачами и представляли жалкое зрелище. Надо было, радикально решать проблему городского транспорта. Выход в решении этой проблемы городские власти в строительстве трамвая.
В период НЭПа в Воронеже были сделаны первые шаги по развитию автотранспортного сообщения. 24 мая 1926 г. вышло постановление Президиума губисполкома «О развитии автобусного движения по окраинам г.Воронежа». По данным «Автопромторга» — коммерческой организации, предоставлявшей транспортные услуги городу, на 1 июня 1926г. автобусным сообщением центр города был связан с Придачей, Сельскохозяйственным институтом и Ботаническим садом. Что касается Чижовки, то автобусное сообщение, по заключению «Автопромторга», в этом направлении «не может оправдать эксплуатационные расходы»22.
Важно подчеркнуть, что местные властные органы координировали работу «Автопромторга», в том плане, что заставляли ее на основе договорных соглашений выполнять социально-важные дела. Так, например, в конце 1925г. Горсовет обязал «Автопромторг» «войти в договорные соглашения с администрацией заводов в части предоставления возможности рабочим пользоваться автобусами в часы начала работы заводов, установив для этой цели время пуска машин в направлении нахождения заводов, с установленной скидкой в 20% для рабочих и служащих при пользовании автобусами». 23
Было бы неверным преувеличивать роль трамвая и автобусов в жизни города в период НЭПа. Значительную роль в перевозке грузов и пассажиров играл гужевой транспорт. Городские власти в данном случае поступили правильно, уделяя внимание не только новым видам транспорта — трамваю и автобусу, но и проявляли заботу о традиционном — извозном.
Таким образом, необходимо отметить, что в период НЭПа были вложены значительные материальные средства в развитие коммунального хозяйства города Воронежа. При анализе проблем, связанных с благоустройством городской среды основное внимание обращалось на решение таких задач (актуальных и для современного Воронежа) как обеспечение населения качественной водой, улучшение транспортного обслуживания населения, дорожное строительство, организация работ по улучшению санитарного состояния города, развитие садово-паркового хозяйства. Приоритетное значение придавалось решению перспективных задач, определяющих будущее города: строительство школ, спортивных сооружений, очагов культуры, открытие трамвайного движения.
Автор: Кальченко Е.В.
Библиографический список:
1)ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.178.Л.2.
2) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.186.Л.50.
3) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.186.Л.52.
4) ГАВО.Ф.51 .Оп. 1 .Д. 186.Л.320.
5)ГАВО.Ф.51.0п.1.Д.201.Л.2,33,55,57,69.
6) См.Платонов А.П. Избранное. М.: Московский рабочий. — 1966. С.421-430.
7)ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.186.Л.15,21,320.
8) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.186.Л.15.
9) ГАВО.Ф.10.Оп.1.Д.1438.Л.12.
10) Воронежская коммуна. — 1926. — 10 января.
11) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.189.Л.455.
12) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.216.Л.194.
13) Воронежская коммуна. — 1926. — 25 июля.
14) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.161.Л.8.
15) Там же.
16) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.201.Л.62-64.
17) Воронежская коммуна. – 1926. – 8 мая.
18) Воронежская коммуна. – 1926. – 26 мая.
19) См. Голованов В. К. К развалинам Чевенгура // Знамя, 2001. — №7. – С. 175-176.
20) Воронежская коммуна. — 1927. — 5 января.
21) Воронежская коммуна. — 1926. — 10 июня.
22) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.203.Л.Ю6.
23) ГАВО.Ф.51.Оп.1.Д.203.Л.69.