11 октября 1942г. в 11 час. 15 мин. во время перехода из Владивостока в Полярное через Атлантику в 800 милях от Сан-Франциско была атакована неизвестной подлодкой советская подводная лодка «Л-16», что привело к ее затоплению через 25-30 секунд со всем экипажем. Во время аналогичного перехода неопознанная подлодка атаковала другую подводную советскую лодку «С-54», которой удалось благодаря усилиям экипажа избежать торпеды. Незадолго до этого американцы в порту Коко-Соло произвели некачественный ремонт подводной лодки «С-54» и моряки при сильном шторме в течение трех дней устраняли неисправности. Подводная лодка «С-55» после подобного ремонта в Коко-Соло обнаружила неисправность в работе винта. Поэтому, несмотря на, угрозу, исходившую от немецких подводных лодок, неисправность устраняли в открытом море. Командир отделения рулевых Добровольский, работая под водой, быстро отыскал повреждение и устранил его.
Если ситуация с подводными лодками «С-54» и «С-55» не получила широкой огласки, то гибель «Л-16» вызвала споры сначала дипломатов, а затем и военных историков.
Официальная реакция Вашингтона по поводу гибели советской подводной лодки была выражена в письме президента Ф. Рузвельта от 30 декабря 1942г., предназначенном для И.В. Сталина: «Я обратил внимание на радиосообщение из Токио о том, что 12 октября в Тихом океане японская подводная лодка потопила союзной нации. Вероятно, это сообщение касается Вашей подводной лодки «Л-16», потопленной противником 11 октября в то время, когда она находилась в пути в США с Аляски, и я посылаю Вам выражение сожаления по поводу потери Вашего корабля с его доблестной командой и выражаю мою высокую оценку вклада, который вносит в дело союзников также Ваш доблестный Военно-Морской Флот в дополнение к героическим победам Вашей армии».[1]
На самом деле неизвестно чья подводная лодка потопила «Л-16». Обратимся в связи с затронутой темой к воспоминаниям видного деятеля советского флота А.Н. Мотрохова: «Однако командующий ТОФа И.С. Юмашев приказал капитану транспорта «Колхозник» (типа «Либерти») высадить специалистов штурманского дела в Петропавловске. Дело в том, что во время перехода «Колхозника» пришло сообщение о торпедировании японцами в Первом Курильском проливе двух советских транспортов. Один из них затонул, а транспорт «Херсон» разломился на две части, которые удалось отбуксировать к берегам Камчатки. В штабе оперативно подчиненной ТОФу Камчатской флотилии высказывалась версия о том, что два советских судна были торпедированы не японцами, а американцами, которые этим фактом хотели спровоцировать начало войны СССР против Японии».[2] Во всех работах, посвященных истории Дальневосточного пароходства в период Великой Отечественной войны, пишет историк К.Б. Стрельбицкий, обязательно можно найти хотя бы одну строчку о том, что ряд советских торговых судов был потоплен в то время на Тихом океане японскими или «неизвестными» подводными лодками. Обычно авторы книг и статей называют такие суда как «Ангарстрой», «Кола», «Ильмень», «Белоруссия», «Павлин Виноградов», «Объ», «Трансбалт».[3]
За прошедшие полвека с тех трагических событий в России и за рубежом опубликовано не мало материалов, которые заставляют пересмотреть устоявшуюся точку зрения. На основе архивных данных и американских источников К.Б. Стрельбицкий приходит к следующим интересным выводам. Транспорты «Кола» и «Ильмень» были потоплены американской подводной лодкой «Софиш» (командир лейтенант-коммандер Сэндс), рыболовный сейнер «№ 20» 9 июля 1943г. утонул из-за артиллерийского огня подводной лодки «Пермит» (командир лейтенант-коммандер Чэйпл), транспорт «Белоруссия» стал жертвой подводной лодки «Сэндлэнс» (командир лейтенант-коммандер Гаррисон), транспорт «Объ» погиб 6 июля 1944г. от торпедной атаки подводной лодки «Санфиш» (командир лейтенант-коммандер Шибли), транспорт «Трансбалт» 13 июня 1945г. был потоплен двумя торпедами подводной лодки «Спейдфиш» (командир коммандер Гермерсхаузен). Наконец, в работе исследователя А.Б. Широкорада есть предположение, которое вопреки официальной точке зрения советской историографии утверждает, что 1 мая 1942г. в Восточно-Китайском море пароход «Ангарский» потопила американская подводная лодка «Гренадир».[4] Хотя он считает, что американцы в отличие от японцев топили советские транспорта непреднамеренно.
В целом за период 1941 – 1945гг. американские подводные лодки потопили в Тихом океане 6 советских судов – 5 грузовых общим тоннажем 28 684 брт. и 1 рыболовный траулер. При этом погибло 128 находившихся на борту в момент потопления советских граждан, в том числе 21 женщина и 3 детей.
«Американские же подводники, делает вывод К.Б. Стрельбицкий, – действовали на Тихом океане под своим известным девизом: «Топи их всех!», зачастую не заботясь ни о судах своих союзников по антигитлеровской коалиции, ни о спасении команд».[5] Как мы видим, в советской историографии неоднократно утверждалось, что советские корабли «Кола» и «Ильмень», топились только японцами, когда их по ошибке обстреливали и топили американцы, невольно провоцируя втягивание СССР в войну против Японии. Что касается, в частности, советских судов «Кола» и «Ильмень», то вице-адмирал США Ч. Локвуд признался в следующем: «В результате тщательной проверки выяснилось, что судно действительно оказалось несчастной жертвой торпед, выпущенных «Софиш». Но всего ужаснее было, то что следующей же ночью подводная лодка «Софиш» отправило на дно другое судно, которым, по-видимому, был русский транспорт «Кола», который, как стало известно, был потоплен в то время… Получалось так, что к 15 января 1942г. пролив Лаперуза сковало льдом, и русские воспользовались морским путем через Цусимский пролив и пролив Ван-Димена, не поставив нас в известность. Ходовые огни на обоих судах, очевидно, горели вполсилы. «Софиш» атаковала «Ильмень» на рассвете, а предполагаемое русское судно «Кола» – при ярком свете луны, поэтому в обоих случаях она шла под перископом и не могла различить тусклых отличительных огней».[6]
После инцидента с транспортами «Кола» и «Ильмень» советская сторона стала информировать Вашингтон через американского генерального консула во Владивостоке, как об основных маршрутах, так и о передвижении отдельных судов, а с течением времени применять и специальные опознавательные знаки. Однако все перечисленные меры не слишком помогли в будущем. Приходиться признать, что от союзников советский гражданский флот на Тихом океане понес куда больше потерь, чем от Японии, с которой собирался в скором времени вступить в войну. Случайность самих потерь от американских подводных лодок тоже вызывает некоторые сомнения, т.к. не исключена вероятность, что США хотели спровоцировать вступление СССР в войну против Японии раньше оговоренного срока.
Автор: Ливенцев Д.В.
Примечания:
[1] Переписка председателя совета министров СССР с президентами США и премьер-министром Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. – М.: Изд. Политическая литература, 1957 – Т.2. – С. 45.
[2] Мотрохов А.Н. О службе флотской в шутку и всерьез: Записки главного штурмана ВМФ. Воспоминания. – Спб.: Изд. Наука, 2000. – С. 47.
[3] Стрельбицкий К.Б. Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы второй мировой войны. Малоизвестные страницы второй мировой войны на море 1939 – 1945гг. – Львов., 1996. – С. 88.
[4] Широкорад А.Б. Русско-японские войны. – Минск.: Изд. Харвест, 2003. – С. 604.
[5] Стрельбицкий К.Б. Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы второй мировой войны. Малоизвестные страницы второй мировой войны на море 1939 – 1945гг. – Львов., 1996. – С. 90.
[6] Локвуд Ч. Топи их всех. – М.: Изд. Воениздат, 1960. – С. 95 – 96.