Информационное неравенство. Термин, который совсем недавно вошел в нашу жизнь. Переход к информационному обществу стал причиной еще одного вида социально-экономического расслоения, как в масштабах стран, так и на уровне семьи и индивида. В 1997 году Программа развития ООН в своем ежегодном докладе по проблемам развития впервые ввела термин «информационная бедность», как бедность по принципу доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ). И, действительно, ИКТ в последнее десятилетие, особенно в последние пять лет, превратились в один из важнейших факторов развития всех сфер жизни общества: политики, бизнеса, культуры, образования, медицины, безопасности. Россию, с ее традиционно мощной, хотя и отчасти устаревшей базой высоких технологий, проблема информационного (цифрового) неравенства коснулась в полной мере. С одной стороны, хотя, по мнению ряда докладчиков, на общемировом фоне наша страна выглядит достойно, с другой — ситуация с вовлечением населения в использование ИКТ во многих регионах крайне неблагополучна. Преобразования различных сфер жизнедеятельности человека при переходе от индустриального общества к постиндустриальному позволяют говорить о формировании информационного пространства, которое в основе своей многомерно, неоднородно и отличается отсутствием целостности, неравномерным распределением информации, неодинаковым доступом ее для различных индивидов. В стране в рамках межрегионального общения сформировались центр и периферия. Информационное неравенство проявляется между регионами, между крупными, средними и мелкими населенными пунктами, между городом и деревней. Мегаполисы, научные центры, крупные города значительно отличаются по своим возможностям от средних и мелких поселений. Наблюдается значительная концентрация научно — образовательного потенциала в отдельных центрах и изрядная удаленность от них потенциальных потребителей информационных и образовательных услуг.

Можно выделить некоторые факторы, обусловливающие информационное неравенство; среди них такие, как экономический, технологический, организационный, социальный и другие. Экономический связан с развитием информационной экономики, включая информационные технологии, телекоммуникации и средства массовой информации, стимулирование частных инвестиций, формирование информационной инфраструктуры российского рынка. Технологический обусловлен тем, что за годы реформ разрушен пятый технологический уклад, развитие его приостановлено. Для России это означает, как уже было неоднократно, что для преодоления отставания необходим импорт технологий, в данном случае информационных. Выявлены негативные моменты вхождения в мировое информационное пространство: подавление отечественного опыта в данной области; навязывание национальным информационным системам условий функционирования в едином информационном пространстве, позволяющих получение развитым западным странам односторонних политических и экономических преимуществ; навязывание российским пользователям зачастую чуждой идеологии, не отвечающей национальным интересам России. Социальный связан с ростом потребностей в знаниях, что в свою очередь требует создания новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Пространственная протяженность России и неравномерность расселения лежат в основе географического фактора.

Изменяются границы образовательного пространства РФ, что проявляется в реорганизации структуры образовательных учреждений. Известно, во всех развитых странах мира высшая школа рассматривается в качестве средства удовлетворения образовательных запросов личности, повышения образовательного уровня общества. Сложилось понимание того, что для стимулирования экономического роста и повышения качества жизни необходимы значительное расширение высшего образования и его социально-гуманистическая направленность. Подобное отношение обеспечило значительный рост числа студентов, особенно в странах с быстро развивающейся экономикой, высоким техническим уровнем производства — в них произошел своего рода «образовательный взрыв». В российском же обществе роль высшей школы как системы интеллектуального и духовного воспитания молодежи значительно принижена. Межстрановое соизмерение средств, вложенных в высшее образование, показывает, насколько глубоко неравенство между индустриально развитыми странами и Россией. Несомненно, образование должно сыграть решающую роль в подготовке населения к новым условиям существования в информационном обществе, так как оно составная часть информационного пространства. Образование является ступенью к глобальной информационной культуре. Процессы информатизации все сильнее охватывают эту сферу человеческой деятельности. Это связано с использованием всех средств современных информационных технологий, являющихся мощным инструментом ускорения прогресса во всех сферах общественного развития, одним из существенных факторов широкого и качественного обучения путём получения большего объема информации. Формирование информационной культуры в сфере образования тесным образом связано с внедрением новых технологий обучения. Новые технологии в образовании должны создать возможность преподавать лучше, чем без применения таковых. Технология должна использоваться, чтобы преобразовать предмет в отдельные концепции, мотивировать, преподавать и объяснять каждую концепцию, а затем связывать их воедино. Среди известных технологий в сфере образования следует назвать дистанционное обучение, которое значительно расширяет образовательное пространство, способствует преодолению информационного неравенства, является весьма привлекательным продуктом на рынке образовательных услуг.

Преодоление информационного неравенства посредством образования возможно по следующим направлениям:

1) принятие Национальной Доктрины образования, в которой приоритет образования был бы бесспорным. На основании этого выполнение государством ранее принятых обязательств по отношению к образовательному сектору в целом и его работникам в частности;

2) рост благосостояния населения. Рост доходов населения вызывает перераспределение их доли от первичных потребностей к потребностям более высокого порядка. Это связано с тем, что увеличение доли лиц со средними и высокими доходами укрепит финансовую основу коммерческого образования, позволит расширить сеть платных услуг в государственных вузах, таким образом, создаст условия для смешанного финансирования образовательного сектора;

3) внедрение современных образовательных технологий, в том числе дистанционного образования;

4) развитие системы непрерывного образования. Преемственность разных систем и ступеней образования переходит из плоскости теоретического осмысления в чисто практическую плоскость: как человеку в любой отрезок жизни получить свободный доступ к образованию, овладению профессией, повышению своей квалификации. Модель открытого образования, в том числе дистанционное обучение, способна реализовать требование общества о непрерывном образовании.

Преодоление информационного неравенства — стратегия развития, а не стратегия выживания.

Автор: Мирошникова А.В.

Литература:

  1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. М., 2002.
  2. Добреньков В.И. Социологическое образование и социологическое сообщество //Социс. 2004. №4.
  3. Непрерывное образование и потребность в нем /Под ред. О.В. Ключарева. М., 2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *