Конфликтологическая компетентность на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных составляющих профессионализма руководителя. Современной теорией и практикой организационной психологии и конфликтологии разработан богатый инструментарий, вооружившись которым, современный руководитель сможет избежать ошибок в собственных управленческих действиях и направить конфликтное взаимодействие в конструктивное русло.
В то же время на практике существует некоторая недооценка важности и одновременно сложности проблемы конфликтов в организации и коллективе.
Сложность заключается в том, что конфликт обычно осознается как проблема лишь в том случае, когда проявляется на видимом (поведенческом) уровне, когда противостояние и эмоциональный негатив достигают высших точек, и уже нельзя оставить его без внимания и воздействия. Сложность управления конфликтом заключается в том, что конфликт – это системная категория, которая представляет собой сложное единство объективных и субъективных (профессиональных, организационных, личностных) факторов, ситуационные переменные и может носить как деструктивный, так и конструктивный характер, вскрывая назревшие противоречия и открывая путь для дальнейшего развития.
Необходимо учитывать, что конфликтогенность (деструктивный потенциал) коллектива может быть вызван внешними факторами и связан с нарушением сложившихся связей и отношений, ростом социальной напряженности, наличием противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений.
Конфликтногенное поведение отдельных лиц может быть обусловлено слабо развитой способностью к децентрации, эгоизмом, акцентуациями характера и др. Особое место среди конфликтогенных факторов занимают действия самого руководителя, в частности конфликтогенное управленческое решение, особенностью которого является то, что оно создает ряд социальных и внутриличностных противоречий, создающих почву для конфликтного противостояния.
Профессионализм руководителя заключается в том, чтобы диагностировать конфликт на ранней – еще латентной стадии; добраться до истинной причины, (которая зачастую лежит далеко от видимых и декларируемых причин); подобрать адекватные и своевременные механизмы воздействия на ситуацию, и таким образом, минимизировать возможные потери – и моральные, и временные, и как следствие – экономические.
Особое искусство управления конфликтом заключается в парадоксальном на первый взгляд умении выявлять в содержательной составляющей конфликта источник развития. Эта область является зоной профессионального роста для любого менеджера и руководителя.
В рамках концепции институализации конфликтов механизм разрешения социально-политических конфликтов включает три относительно самостоятельных процесса: предупреждение возникновения конфликтов; контроль за протеканием конфликтов, в ходе которого руководитель получает информацию о конфликте и вырабатывает определенное отношение к нему, а также предпринимает меры по ограничению деструктивных проявлений конфликта; наконец, непосредственное урегулирование конфликтного столкновения (О.И.Федорищева, 1993).
Формированию реального механизма цивилизованного разрешения организационных конфликтов в современных условия способствуют следующие факторы: приоритетная роль человеческого ресурса организации; консенсус между организационными структурами; наличие институтов, регулирующих социальные конфликты и обеспечивающих правовую основу дискуссий и принятии решений; наличие заинтересованности персонала в сохранении организации; ориентация на преимущественное использование ненасильственных методов регулирования конфликтов, а также использование инструментов права.
Автор: Куликова Т.А.
Литература:
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – Питер, 2006.
- Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2007.
- Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации/ Т.Ю.Базаров. – М.: Аспект Пресс, 2007.