Конфликтологическая компетентность на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных составляющих профессионализма руководителя. Современной теорией и практикой организационной психологии и конфликтологии разработан  богатый инструментарий, вооружившись которым, современный руководитель сможет избежать ошибок в собственных управленческих действиях и направить конфликтное взаимодействие в конструктивное русло.

В то же время на практике существует некоторая недооценка важности и одновременно сложности проблемы  конфликтов в организации и коллективе.

Сложность заключается в том, что конфликт обычно осознается как проблема лишь в том случае, когда проявляется   на видимом  (поведенческом) уровне, когда противостояние и эмоциональный негатив достигают высших точек, и уже нельзя оставить его без внимания и воздействия.  Сложность управления конфликтом заключается в том, что конфликт – это системная категория, которая представляет собой сложное единство  объективных и субъективных (профессиональных, организационных, личностных) факторов, ситуационные переменные и может носить как деструктивный, так и конструктивный  характер, вскрывая назревшие противоречия и открывая путь для дальнейшего развития.

Необходимо учитывать, что конфликтогенность (деструктивный потенциал) коллектива может быть вызван внешними факторами и связан с нарушением сложившихся связей и отношений,  ростом социальной напряженности, наличием противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений.

Конфликтногенное поведение отдельных лиц может быть обусловлено слабо развитой способностью к децентрации, эгоизмом, акцентуациями характера и др.  Особое место среди конфликтогенных факторов занимают действия самого руководителя, в частности конфликтогенное управленческое решение, особенностью которого является то, что оно создает ряд социальных и внутриличностных противоречий, создающих почву для конфликтного противостояния.

Профессионализм   руководителя заключается в том, чтобы  диагностировать конфликт  на  ранней – еще латентной стадии; добраться до истинной причины, (которая зачастую лежит далеко от видимых и декларируемых причин);   подобрать адекватные и своевременные механизмы воздействия на ситуацию, и  таким образом, минимизировать возможные потери – и моральные, и временные, и как следствие – экономические.

Особое искусство управления конфликтом заключается в парадоксальном на первый взгляд умении выявлять в содержательной составляющей конфликта источник развития. Эта область является зоной профессионального роста для любого менеджера и  руководителя.

В рамках концепции институализации конфликтов механизм разрешения  социально-политических конфликтов включает три относительно  самостоятельных процесса: предупреждение возникновения конфликтов; контроль за протеканием конфликтов, в ходе которого руководитель получает информацию о конфликте и вырабатывает определенное отношение к нему, а также предпринимает меры по ограничению деструктивных проявлений конфликта; наконец, непосредственное урегулирование конфликтного столкновения (О.И.Федорищева, 1993).

Формированию реального механизма цивилизованного разрешения организационных конфликтов в современных условия способствуют следующие факторы: приоритетная роль человеческого ресурса организации;  консенсус между организационными структурами;  наличие институтов, регулирующих социальные конфликты и обеспечивающих правовую основу дискуссий и принятии решений;  наличие заинтересованности персонала в сохранении  организации;  ориентация на преимущественное использование ненасильственных методов регулирования конфликтов, а также использование инструментов права.

Автор: Куликова Т.А.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – Питер, 2006.
  2. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. —  М.: ЮНИТИ, 2007.
  3. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры / Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации/ Т.Ю.Базаров. – М.: Аспект Пресс, 2007.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *