В основе нематериальных активов лежит понятие интеллектуального капитала, изучение которого началось с 60-гг XX в. в работах экономистов-неоклассиков [2, c. 151]. Интеллектуальный капитал находит выражение в определенных информационных продуктах, которые отчуждаются от производителя и становятся объектом купли-продажи организации. Изъятие информационного продукта от его производителя и использование этого продукта собственником в целях получения прибыли позволяет сделать вывод, что наряду с человеческим и интеллектуальным капиталом, существует информационный капитал [6, c. 153].
Вопросам идентификации и оценки информационного капитала посвящено сравнительно небольшое количество исследований, в каждом из которых формулируется свое определение рассматриваемой категории. Обобщение имеющихся определений информационного капитала представлено ниже.
А.В. Зиновьев трактует информационный капитал как базы данных, информационные системы, обеспечивающие маршрутизацию знаний и быстрое внедрение новых разработок [3, c. 10]. По Г.В. Астратовой — это информационные системы, технологии, инфраструктура, система управления ИТ-ресурсами, необходимые для реализации стратегии [1].
Т.А. Селищева понимает информационный капитал как накопленные инвестиции в ИКТ-секторе, технологическую, научно-техническую, социально-экономическую и духовную информацию, используемую для получения дохода. Основу информационного капитала составляют ИКТ-технологии [7, c. 11].
По Р. Каплану и Д. Нортону — это базы данных, информационные системы, коммуникации, технологии. Основу информационного капитала составляют бизнес-приложения, инфраструктура и сервисы [5, c. 221]. По А.А. Тетерину информационный капитал — это любая внешняя и внутренняя информация, закрепленная на материальных носителях и имеющая ценность для организации. Информация должна быть структурирована тематически и по уровню доступа, а также иметь каналы, через которые возможно ее получение – интернет-сайт, локальная сеть организации, периодические издания, литература внутреннего пользования [11].
Анализ представленных определений свидетельствует об отсутствии у авторов единого мнения. В целом в основе определений лежат понятия информационные технологии и системы. По своему содержанию информационный капитал близок к структурному или организационному. Однако это неидентичные понятия, поскольку включается несколько иное значение. Информационный капитал включает в себя часть понятия структурного капитала и основывается на понятии информации как ценнейшего актива любой организации. Именно информация и знания как производственная сила становятся важнейшим фактором современного хозяйства.
Как экономический ресурс информация обладает рядом уникальных свойств, отличающих ее от других ресурсов. Она при употреблении не изнашивается, легко транспортируется и тиражируется[10, c. 9]. Таким образом, следует выделить информационный капитал в качестве самостоятельного элемента, это приведет к повышению эффективности управления организацией, ее способности оперативно реагировать на изменения внешней среды.
При этом не всякая информация может считаться частью информационного капитала организации (т.е. быть значимой для целей организации). Информация является значимой, если, во-первых, воспринята пользователем, во-вторых, понятна ему, в-третьих, полезна хотя бы потенциально для решения какой- либо задачи. Информация, не имеющая значения (ценности) для рассматриваемой деятельности, является обычным «информационным мусором».
Информация как ресурс становится главным фактором экономического развития. Это проявляется в следующих направлениях:
1.Информационный ресурс становится самостоятельным фактором экономики, выступая как то- вар, включая и информационные услуги;
2.Информационный ресурс становится основным компонентом материальных ресурсов (доля затрат на информацию в себестоимости продукции сравнивается или превышает остальные статьи затрат);
3.Возрастание роли информационных ресурсов в средствах труда, что проявляется в автоматизации процессов материального производства и концентрации трудовых усилий в сфере интеллектуального производства.
Таким образом, информационный капитал организации – это информация, представляющая ценность для организации, которая закреплена на материальных носителях и находит выражение в базах данных, информационных системах и технологиях и пр. Кроме того, информационный капитал характеризуется важным свойством, с одной стороны, он является продуктом человеческого капитала, а с другой стороны – механизмом обобщения компонентов интеллектуального капитала.
Автор: Игнеева А.Д.
Библиографический список
1.Астратова Г.В., Бурнашева Э.П., Шуплецова В.С. Информационный капитал и его оценка. Компания маркетинг. исслед // Библиотека Ключевых показателей Эффективности. URL: http://www.kpilib.ru/article.php?page=325(дата обращения 01.02.2016).
2.Быстрова А.Н., Лошкарева Ю.И. Библиографическое исследование сущности интеллектуального капитала и его роли в современномобществе // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 151-154.
3.Зиновьев А.В. Развитие инновационной деятельности предприятия на основе управления нематериальными активами: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2007. 27 с.
4.Зылёва Н.В., Толчеева А.А. Влияние состояния и использования интеллектуального капитала на финансо- вый результат компании // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 470.
5.Стратегические карты: трансформация нематериальных активов в материальные / Роберт С. Каплан, Дэвид П. Нортон; пер. с англ. М. Павлова. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 482 с.
6.Руф Ю.Н., Каримова Д.В. Учет человеческих ресурсов организации: подходы и проблемы. // Вестник Омского университета. 2014. № 3. С. 153.
7.Селищева Т.А. Структурные трансформации и проблемы формирования информационной экономики России: автореф. дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2006. 39 с.
8.Скипин Д.Л. Новые подходы к оценке инновационного потенциала предприятия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-4 (61). С. 235-239.
9.Соколов А.Ф. Методологические подходы к исследованию информационного капитала в экономической теории // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2009. №1. С. 22-28.
10.Талахадзе А.А.Совершенствование рыночных отношений на основе использования информации: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2004. 19 с.
11.Тетерин А.А. Понятие и структура интеллектуального капитала // Креативная экономика. 2010. № 10 (46). c. 109-114. URL: https://creativeconomy.ru/articles/3825/ (дата обращения 01.02.2016)