Строительство Боринского металлургического завода было вызвано общим подъемом производительных сил страны и началом освоения огромных пространств Юга России. Способствовали этому также и социальные условия, сложившиеся здесь в конце XVII века. К этому времени на территории Воронежского края сформировались сравнительно подготовленные рабочие кадры из числа ремесленников и кустарей железоделательного промысла Белоколодска, Сокольска, Романова, Ельца и других городов.

Кроме того, на территории Воронежского края в начале XVIII века находились крупные залежи железной руды, которая практически выходила на поверхность земли во многих местах, что позволяло ее добывать практически открытым способом. Особенно много рудных месторождений было в Романовском уезде. Здесь же добывался и бурый известняк, необходимый для переработки руды в железо. Расположенные поблизости огромные лесные массивы полностью могли удовлетворить потребности будущих металлургических заводов в топливе.

Развитая речная система также способствовала  возникновению крупных металлургических заводов. Она благоприятствовала подвозу леса, различных строительных материалов и давала возможность сбывать речным путём готовую продукцию металлургических заводов. К тому же обилие рек создавало обширные бассейны водосбора. Перехваченные плотиной в искусно выбранных местах, эти реки становились источником дешевой энергии, на которой работали вододействующие заводы XVIII века.

Боринский металлургический завод был построен торгово-промышленной компанией из трех русских купцов: Никитой Аристовым и братьями Яковым и Кузьмой Бориными. Это был один из первых относительно крупных металлургических заводов, построенный исключительно на деньги русских купцов. Никита Аристов был выходцем из гостинной сотни, а Борины из суконной. Особенно выделялся старший из Бориных – Кузьма, который имел прямое отношение к управлению металлургической промышленностью: он возглавлял поочередно Казенный приказ, приказ Большой Казны, Золотую и Серебрянные палаты. В 1700 году, когда из приказа Большой Казны был выделен приказ Рудокопных дел, его главой назначили Кузьму Борина.[1]

Ещё раньше в конце 1680-х годов Кузьма Семенович Борин был командирован в Елецкий уезд, где руководил подготовкой русских войск к Крымским походам В.В. Голицына.  Здесь он действовал настолько успешно, что в 1690-м году за отличие в военных действиях против татар получил от Петра 1 поместье в Елецком уезде. Этот уезд граничил с Романовским, где существовали открытые выходы железной руды. Следовательно, Борин был хорошо знаком с местными условиями, необходимыми для создания крупного металлургического завода.[2]

Строительство завода началось в 1692 году и закончилось в 1694 году. Это подтверждается сообщением о том, что в 1694 году Борин и Аристов пожертвовали серебряный крест в одну из церквей города Романова. Пожертвование было связано с благополучным окончанием такого важного дела, как  устройство завода.[3]

Сам завод располагался на реке Белый Колодезь, притоке Воронежа верстах в 20 от него и неподалёку от города Романова. Сейчас на месте завода располагается село Боринское. Это территория современной Липецкой области.

Завод не отдавался в полную собственность его владельцам. Он являлся условным владением, отданным купцам на определенный срок и построенным на государственной земле. Борины и Аристов владели заводом «урочные годы» сроком в 30 лет, из них первые пять безоброчно, а после пяти лет «из оброку» без уплаты пошлин за него. За плавильные печи, за железную руду и за леса, заводчики обязаны были выплачивать в казну государя 50 рублей в год.[4]

Несмотря на то, что завод дал первую плавку в 1694 году, в 1696 году его уже успели перестроить. Это было вызвано неудачным расположением заводского доменного корпуса. Разлив рек повреждал печи, и весь производственный процесс задерживался из-за их ремонта. Эта перестройка завершилась в 1698 году, когда Боринский завод приобрел окончательный вид.

О том, где был расположен Боринский завод, можно узнать из его плана, составленного представителем Берг-коллегии Александром Стародухиным в 1738 году. Из него видно, что Боринский завод был построен в изломе реки Белый Колодезь. Здесь руками русских мастеров была возведена плотина и сделан небольшой пруд. На левом берегу к нему примыкали две домны, четыре молотовые, одна кузница и меховая изба. На правом берегу от плотины на юго-восток располагались хозяйственные постройки и огороды работных людей. По тем временам это был завод первоклассной техники с доменным и молотовым хозяйством и дешевой водной энергией. На строительство завода купцы истратили по свидетельству жены Якова Кузьмича Борина – Федосьи Полтевой более 10 тысяч рублей.[5]

Первые два года своего существования завод выпускал предметы хозяйственного и домашнего обихода, которые шли на удовлетворение не только местного, но и отдаленного рынка. Иногда продукцию Боринского завода привозили даже в Москву, где продавали по 13 алтын и 3 деньги ( 40 копеек) за пуд. Так оценивались, например, заводские котлы, но без привоза. Кроме готовых изделий завод выпускал полуфабрикаты, в том числе железо полосное, толстое и тонкое, колящее, дощатое и прутовое.[6]

Работа Боринского завода на рынок продолжалась до 1696 года. С началом подготовки к Азовским походам и строительством военно-морского флота в Воронеже правительство Петра 1 осознает сильную нехватку в железе, необходимого для строительства флота. Поэтому 25 февраля 1696 года Петр послал грамоту стольнику Степану Яковлевичу Яковлеву в Воронеж с указанием послать дьяка в Романовский уезд на Боринский металлургический завод, и взять с него на государственные дела 200 пудов железа. Грамота пришла в Воронеж только 10 марта 1696 года. В ней также указывалось, что необходимо беречь и то железо, которое останется после посылки в Воронеж, переписать его в описные книги, а последние прислать в Москву. Данная грамота была обусловлена, стремлением Петра сократить издержки на доставку железа в Воронеж, привозившегося сюда из Тулы, Сибири и других отдаленных районов страны. Согласно ответному сообщению в Москву от 30 марта 1696 года, уже в 10-х числах марта на Боринский завод из Воронежа был послан дьяк Иван Андреев с целью описи наличного железа. Андреев сообщил, что кроме 200-т пудов прутового железа, взятого на воронежские кораблестроительные верфи, на Боринском заводе ещё осталось сто пудов железа, чугунного железа семьсот штыков и необработанной руды две кучи. Все эти материалы запрещалось продавать на рынке, и указывалось хранить до приезда Петра 1 в Воронеж.[7]

Правительство не ограничилось только 200 пудами железа и как видно из письма Никиты Аристова Петру от 10 декабря 1696 года, « было взято с Боринского завода в апреле и мае месяцах, в разных числах, железа прутового и косящего, противу свойского образца 1000 пудов, а всего с вышеписанным 1200 пудов безденежно». Аристов просил Петра « за то взятое прутовое  и дельное и косящее железо, на Воронеже о даче денег свой Великий указ учинить». С согласия Петра просьба была удовлетворена, и 18 декабря Аристову было выдано 144 рубля, за 1200 пудов железа, из расчета по 12 алтын и 2 деньги за пуд.

В последующие годы правительство постоянно использовало  железо произведенное  на Боринском заводе. В 1697 году казна закупила там же 365 пудов, в 1698 году – 717 пудов. Цена оставалась прежней 12 алтын и 2 деньги за пуд. Помимо полуфабрикатов Боринский завод постоянно поставлял на Воронежские корабельные верфи, для строящегося флота и готовые изделия: скобы, прутья и гвозди.[8]

Кроме того, завод все время получал и срочные внеочередные заказы. В мае 1697 года на Боринский завод поступил заказ на изготовление железных инструментов, кирок, мотыг, и « иных припасов из железа», в том числе колоколов, которые были отправлены в Азов в начале июня 1697 года.[9]

В середине 1700 годов Боринский завод начал изготавливать корабельные якоря. 9 марта 1705 года с Боринского завода, на Липецкие было выслано несколько якорей для образца.[10]

Казенные заказы приходившие на Боринский  завод привели к тому, что он практически перестал работать на свободный рынок. Уже в 1698 году, в Московской таможне было зарегистрировано, что с Романова в степи « железа в явке, и в весу, и в продаже не было». [11] Боринский завод сильно зависел от этих заказов, достаточно сказать, что от своевременной выплаты денег за них, зависела выдача зарплаты рабочим.

В 1700 году Боринский завод перешел на производство артиллерийских орудий. Количество заказанных пушечных стволов в научной литературе встречается разное, от 3 тысяч до 450. В реальности было заказано 3 тысячи орудий, о чем свидетельствуют сохранившиеся архивные документы. В них говорится, что в марте 1701 года в Воронежское Адмиралтейство Петр прислал указ, приказывавший Никите Аристову изготовить 3000 орудий. Во время его выполнения, Аристова рекомендовалось на казенные службы никуда не назначать и не выбирать. [12]

Правительственный заказ значительно превышал мощность Боринского завода. Его годовая производительность равнялась примерно 150-200 пушкам. Поэтому предполагалось, что задание будет выполнено в течение нескольких лет.[13]

Следует иметь в виду, что еще и Воронежское адмиралтейство производило регулярные и внеочередные закупки железа на Боринском заводе на те или иные нужды. Однако завод Борина работал не круглый год. Зимой, например, из-за погодных условий он простаивал. Реки замерзали и воду нельзя было использовать в качестве двигательной силы. [14] И, тем не менее, завод высоко ценили за высокое качество изделий. Например, те же самые пушечные стволы, отлитые на нем, не имели раковин и углублений в железе с пузырями воздуха и редко разрывались при стрельбе.

Никита Аристов выполнял заказ исправно, регулярно, каждый год поставляя в Воронеж 150-200 пушек. Например, в ноябре 1703 года Никите Аристову Воронежское адмиралтейство заплатило за железные 250 пушек, которые он отлил « на Романовских своих железных заводах, на Воронеж, на казенные корабли, в зачет 8627 рублей». В том же 1703 году Аристов поставил в Воронеж железа еще на 3000 рублей. Следовательно, Аристов выполнял заказ по изготовлению 3000 пушек в течение 10-15 лет. [15]. Для организации на Боринском заводе артиллерийского производства, сюда прислали в 1701 году пушечного мастера голландца Томаса Шпаллинга, прибывшего в Россию в 1698 году вместе с другими иностранцами. Приехав на завод, он столкнулся с языковыми трудностями. Поэтому Шпаллинг обратился к Петру с просьбой, чтобы ему прислали переводчика. Челобитная из Москвы была отправлена в Воронежское адмиралтейство. Здесь достаточно быстро нашли « толмача». Им был матрос Иван Тимофеев. Его и решили послать на Боринский завод с грозным предупреждением, что в случае, если он будет переводить мастера Томаса неправильно, то за это в наказание на него будет наложен денежный штраф. Его размер определялся самим Петром 1.[16]

В 1712 году правительство предприняло первую попытку взять завод в государственное ведение, но она не была исполнена. К этому времени Борины отошли от управления заводом. Указом Петра 1 Кузьма Семенович Борин, вместе с рудопромышленником Лихачевым, 24 августа 1700 года был назначен руководителем приказа Горных дел ( Рудокопного), который управлял всем заводским хозяйством в России и находился в Москве. Его брат Яков Борин в 1711 году умер. Компания фактически распалась, управлять заводом остался один Никита Аристов.

В 1719 году казна велела отписать завод ввиду близкого окончания урочных лет, но завод продолжал оставаться в руках Аристова. Лишь в 1721 году, в связи со смертью основателей завода и ввиду отсутствия наследников по мужской линии из опасения « чтобы оным заводом за непризрением напрасно не потратиться», он был передан Адмиралтейской коллегии, которая в свою очередь приписала его к Липецким заводам со всеми инструментами, припасами и строениями. [17] В это время Боринский завод, ввиду сокращения спроса на пушки, отливал чугунные казаны для винокуренных заводов и вновь выпускал железо для вольного рынка.

Производилось железо и для нужд казны. В 1715 году Липецкая заводская контора уплатила Аристову 410 рублей за поставленный чугун. [18]

Завод продолжал расширяться. Была построена новая молотовая с двумя кирпичными горнами на железных и чугунных связях. Они были сложены из самородного белого камня и из кирпича. В это же время на Боринском заводе был построен новый литейный цех из соснового леса, в нем отливались котлы и прочие изделия, изготавливались формы для них.

В начале 1740-х годов по мощности доменных горнов Боринский завод мог изготовить до 22000 пудов чугуна в год. Однако недостаток топлива приводил к тому, что работал он не на полную мощность. С начала 1750-х годов он фактически бездействовал, хотя попытки возобновить его работу продолжались до 1781 года. В том году он окончательно остановился, а его рабочие в количестве 80 человек были переведены на Липецкие заводы. В 1790 году последовал официальный правительственный указ о закрытии Боринского металлургического завода.[19]

Боринский завод, был первый частный металлургический завод, построенный на Черноземном Юге России. По тем временам, это был один из крупнейших заводов России XVIII века. Кроме того, строителями этого завода впервые являлись не представители иностранного капитала, как например голландские купцы создавшие Тульские заводы, и не бояре и представители царской семьи, как например боярин Морозов построивший Каширские заводы, а представители русского торгового капитала. Именно это делает историю Боринского завода еще более значимой.

Эта первая русская торгово-промышленная компания оказалась достаточно жизнеспособной, и только смерть ее основных участников прервала её деятельность. Но сам завод проработал еще 50 лет, что очень примечательно. Многие частные металлургические заводы Воронежского края прекращали свою деятельность после смерти их владельцев- основателей.

Боринский металлургический завод сыграл большую роль в экономическом развитии Воронежского края в начале XVIII века. Не говоря уже о том, что его работа внесла большой вклад в создание военно-морского флота в городе Воронеже, она оказала влияние и на развитие местного металлургического рынка, винного производства и военного производства, не только в Воронежском крае, но и других районах страны. Рабочих Боринского металлургического производства, особенно специалистов артиллерийского дела, достаточно часто в 1720-1730 годах переводили на другие предприятия для налаживания там пушечного литья. Следует обратить внимание также и на то, что это была первая попытка эксплуатации рудных месторождений Юга России. Основатели Боринского завода не только проложили дорогу, для будущего Липецкого заводского металлургического комплекса, но и для других крупных предприятий созданных не только в XVIII веке, но и в XIX-XX веках.

Автор: Августин Е.А. 

Примечания:

  1. РГАДА, отдел Н.С.А., Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVIII веков. Т.1, л.84.
  2. Елагин С.И. История русского флота. Приложение. Ч. III. Спб., 1864. С. 543.
  3. Любомиров П.Г. Очерки по истории металлургической и металлообрабатывающей промышленности России. Л., 1937, с. 25.
  4. Елагин С.И. Указ. Соч. Часть III. С. 543.
  5. Мартынов А.Ф., Жданов В.М. Из прошлого Липецкого края. Липецк, 1959. С. 89-90; ГАВО, ф. И-14, д. И-17, л. 335.
  6. Елагин С.И. Указ. Соч. С. 543.
  7. РГАДА, ф. 210, кн. 14, д. 1404, л. 15; д. 1407, л. 31.
  8. Елагин С.И. Указ, соч. Приложение 1. С. 38-39.
  9. ГАВО, ф. И-5, оп. 1, д. 32, лл. 1-2.
  10. Там же, оп. 3, д. 69, л. 17.
  11. РГАДА, ф. 271, оп. 1, кн. 961, л. 144.
  12. Например, Липецкий исследователь Л.Е. Рудаков говорит, что в 1700 г. Боринский завод получил заказ на изготовление 400 пушек. Рудаков Л.Е. По следам легенд. Воронеж, 1986. С. 67; Мартынов А.Ф., Жданов В.М. говорят о заказе в 400 пушек. Указ. Соч., с. 89. Недосекин В.И. в своей работе « Металлургическая промышленность Центрально Черноземного района в середине XVIII века», сообщает, что в 1700 году на Боринский завод пришел заказ на изготовление 3000 орудий. Известия ВГПИ, Т. 31, Воронеж, 1960. С. 91.
  13. Елагин С.И. Указ. Соч. приложение 4. С. 170.; ГАВО, ф. И-171, оп. 1, д. 86, л. 43.
  14. Недосекин В.И. Указ. Соч., с. 103.
  15. Елагин С.И. Указ. Соч. Приложение 8. С. 395.
  16. Брандербург Н.Е. Материалы по истории артиллерийского управления в России. Спб., 1876. С. 464.
  17. Материалы по истории русского флота. Часть III. Спб., 1867. С. 543.; Там же. Часть IV. С. 409-410. РГАВМФ, ф. 212, д. 30, лл. 25-26.
  18. Материалы по истории западного края Тамбовской губернии и епархии. Тамбов, 1878. С. 197.
  19. РГАДА, ф. 271, оп. 1, кн. 4300, лл. 32, 36, 58-69.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *