Дома быта в советской экономике — очень интересный и мало исследованный феномен, который имеет множество измерений — экономическое, социальное, идеологическое, организационно-управленческое, культурное. Попробуем восполнить имеющиеся в историко-экономическом анализе лакуны и коротко проследим тенденции развития службы советского сервиса, обслуживающего население, на примере воронежского Дома бытовых услуг.

 

Предпосылки формирования нового советского быта

После октябрьской революции 1917 года в городах и населённых пунктах России стали происходить масштабные изменения. Самым лёгким делом было переименование улиц и проспектов (в Воронеже это произошло уже в 1918 году), а затем, в 1920-е годы —  был запущен процесс присвоения революционных имён заводам, фабрикам, сельским коллективным хозяйствам.

Гораздо более сложным делом по сравнению с переименованием объектов  оказалось новое градостроительство, перепланировка советских городов, выстраивание новой экономики и образа жизни в многоэтажных зданиях, коммунальных квартирах и общежитиях. Здесь требовались совершенно новые теоретические и практические построения в организации транспортных потоков, коммунального обслуживания, создания совершенно иной визуальной культуры. Многочисленные частные строения с придомовыми территориями, где содержались домашние животные и птица, сооружались огороды, должны были безвозвратно уйти в прошлое. У жителей советских городов следовало сформировать чувство гордости за свой родной край, за трудовые достижения новой власти трудящихся, где каждый горожанин должен был научиться гармонично жить в большом коллективе в быту и на работе. Об этом напишет экономист, теоретик и организатор городского хозяйства Н.А. Милютин, работавший одно время в Воронеже, в своей книге «Соцгород. Проблема строительства социалистических городов» (1930).

Проблема полного переустройства жизни в советских городах и воспитания нового культурного человека осложнялась мощным притоком в города сельского населения со своими устоявшимися привычками и образом жизни. Для Воронежа это было значимой темой, поскольку население города с начала 1920-х до середины 1930-х годов утроилось. Вновь прибывающим людям надо было где-то жить, работать, устраивать свой быт. Аналогичная проблема была актуальной и для других городов и республик. 3 января 1934 года, в Воронеже открылась Межкраевая конференция по городскому благоустройству и организации культурного быта населения.  Три дня делегаты из 14 городов СССР обсуждали вопросы застройки городских пространств, обустройства парков и скверов, дорог, уличного освещения, совместного проживания вчерашних крестьян в новой культурной среде. Злободневность этой тематики была понятна, поскольку СССР был первым в мире социалистическим государством, которое строило свою экономику, культуру и быт совсем иначе, чем капиталистические страны во всём мире. Специалистам по архитектуре и градостроительству следовало определить оптимальные схемы расположения магазинов, парикмахерских, остановок транспорта, места детских площадок и спортивных зон, локацию вузов, техникумов, кинотеатров, вновь строящихся предприятий, микрорайонов, дорог, клубов, автобусных и трамвайных маршрутов.

Таким образом, в индустриальную эпоху советские города вступили с большим букетом культурных, экономических и бытовых проблем, которые достаточно оперативно решались путём масштабного строительства новых объектов, жилых домов и микрорайонов, инфраструктуры, наращивания масштабов производства и роста потребления.

Передвижная парикмахерская советского времени

Конечно, многие из перечисленных бытовых проблем и реализация задач культурной революции касались не только городов, но и напрямую проецировались на сельскую местность. Но для небольших деревень, посёлков и сёл советское правительство зачастую решало задачи при помощи мобильных структур — кинопередвижек, автолавок, библиотек, парикмахерских и агитпунктов на колёсах. В колхозы с представлениями и концертами часто выезжали музыкальные и танцевальные коллективы, театральные труппы, приезжали поэты, писатели, композиторы. Но это — отдельная история, несколько отличная от организации городской службы быта. Хотя следует подчеркнуть, что опыт мобильной доставки на село парикмахерских, кабинетов стоматологов, врачебных услуг используется и поныне.

 

Теоретическое обоснование и организация службы быта

Ситуация серьёзным образом изменилась в послевоенное время, когда советское общество стало входить в период постиндустриального развития. В конце 1960-х и начале 1970-х годов ликвидация послевоенной разрухи была, в основном, завершена. Уровень обеспеченности жильём и товарами народного потребления вырос, более высокими стали доходы и запросы населения в части личных автомобилей, бытовой техники, телевизоров и электроники, эстетической стоматологии, модной одежды и обуви, в ювелирных изделиях.

В политэкономии социализма указанная тенденция называлась законом возвышения потребностей, когда люди сегодня хотят иметь больше, чем вчера. Главное, говорили теоретики коммунистической идеологии, чтобы часть советских граждан не встала на путь получения «нетрудовых доходов», разрушения социального равенства и норм социалистического общежития. Иными словами, большие деньги и повышенные доходы не должны менять социальное и экономическое поведение, подвергать эрозии коммунистическую веру и мораль.

Как сказанное связано со службой быта? Прямым и непосредственным образом. Большие рынки обслуживают такие же большие предприятия. Малые рынки с малым и нестабильным спросом обслуживают небольшие предприятия или частные лица (ИП и самозанятые, как сказали бы мы сейчас). Таковыми в социалистической практике были портные, стилисты (модистки), ремонтники, автослесари, цветочники, массажисты, рыночные торговцы и перекупщики. Эти люди обслуживали частных потребителей, где деньги бесконтрольно переходили из рук в руки. Проще говоря, именно от сферы бытового обслуживания исходила важнейшая опасность материального неравенства, риски расслоения общества по уровню доходов и возможностей.

Уже в конце 1970-х и начале 1980-х годов всё более острым становился вопрос о постоянно растущем теневом секторе, который паразитировал на дефиците товаров и услуг для населения.

Нельзя также не отметить и факта информационного воздействия на советского человека, который из иностранных кинофильмов, иллюстрированных журналов и книг (а также со слов побывавших за рубежом знакомых), получал некое гротескное представление о западном уровне жизни, товарном изобилии, модных вещах, джинсах, украшениях и прочем.

Теоретики социалистической экономики, учитывая вышеприведенную аргументацию, предложили властям такой механизм удовлетворения потребностей в сервисах, как Дома быта. Это было весьма актуально, поскольку экономика СССР со временем всё больше становилась экономикой услуг. И если в 1970-х годах доля услуг в структуре ВВП была примерно 15%, то спустя десятилетие — уже 20-22%. И, судя по тенденциям западных стран, доля услуг должна была вырасти в ближайшие годы ещё более значительно — до 25-30%.

Воронежский Дом быта на 20-летии Октября, начавший свою работу в 1978 году

Воронежский Дом быта на 20-летии Октября, начавший свою работу в 1978 году

Смысл строительства и запуска в эксплуатацию Домов быта состоял в том, чтобы не большим количеством мало контролируемых производителей удовлетворять запросы населения, а «укрупнить», централизовать рынки, сделать их более объёмными, прозрачными, с фиксированными тарифами и ценами. Тогда бы между производителями и потребителями не было личных контактов, заказы проходили через службу приёмки-сдачи продукта, с выдачей кассовых чеков. Таким образом, Дома быта в городах превращались в крупные предприятия с внушительным штатом специалистов, со специальным оборудованием, с системой контроля качества и цен, предоставления гарантий. Они собирали под своей эгидой специалистов, потенциально готовых стать предпринимателями — пусть даже теневыми. Изолировать этих людей от клиентуры, пресекать свободное предпринимательство — также одна из важнейших функций Домов бытовых услуг.

 

Структурные подразделения Домов быта

Какие же производства и виды услуг охватывали централизованные Дома быта в поздний советский период? В первую очередь, это всё то, что было связано с пошивом и раскроем одежды, изготовлением меховых шапок, головных уборов, пальто. На перечисленные категории товаров, на ткани и аксессуары (пуговицы, замки-молнии, лэйблы, заклёпки для джинсов и проч.) существовал довольно большой спрос со стороны населения, поскольку в магазинах имелся товарный дефицит, предлагаемые покупателям модели одежды были далеко не всегда привлекательными и модными, в продаже не было наиболее ходовых размеров. Все эти обстоятельства формировали запрос на индивидуальный пошив, который отрабатывали частные портные и швейные ателье. Заменить их, или хотя бы частично забрать под свою эгиду, должны были Дома быта.

Поскольку уровень благосостояния советских людей возрастал, они всё чаще хотели приобрести себе ювелирные изделия из серебра или золота, или же переделать унаследованные вещи из драгметаллов под свои размеры или вкусы. Легализовать этот вид деятельности должны были мастера с официально оформленным статусом, работавшие в составе ювелирных подразделений Домов быта.

Следует также отметить, что в 1970-е и 1980-е годы в советская стоматология была слабо развита. В массовом сегменте на бесплатной основе проводились лишь самые несложные операции. Качественное протезирование можно было получить лишь на платной основе. Дома быта стали предоставлять стоматологам кабинеты и оборудование. В Воронеже Дом быта стал местом лучшей в те годы клиники города, называвшейся «Радуга России».

К началу 1980-х годов большинство советских семей имело телевизор, магнитофон, проигрыватель грампластинок, радиоприёмник, холодильник, стиральную машину.  Появились первые владельцы видеомагнитофонов «ВМ-12» воронежского производства. Вся эта техника довольно часто выходила из строя, требовала обслуживания и ремонта. Эту функцию брали на себя небольшие специализированные ателье или частные умельцы. Поскольку и те, и другие напрямую контактировали с клиентами, случаи сверхнормативных поборов имели место достаточно часто. Дома быта должны были улучшить ситуацию за счёт более полноценного снабжения запасными частями и элементной базой.

Объединяли под своей крышей Дома быта и такие массовые услуги, как ремонт обуви или парикмахерские, которые позже стали именоваться салонами красоты. Конкурентным преимуществом Домов быта были более известные мастера, стилисты, дизайнеры. Также в Домах быта работали гравёры и мастера по изготовлению ключей.

 

Дома быта в период перехода к рынку

В отличие от советской промышленности, оборонных и обрабатывающих предприятий, Дома быта довольно легко вписались в новую рыночную среду. Начиная с 1992 года расценки и прейскуранты на те или иные услуги стали плавающими — они оперативно менялись в зависимости от уровня инфляции и спроса. Новые владельцы, которые приватизировали Дома быта, теперь сами регулировали свою хозяйственную деятельность, определяли перспективные направления и кадровую политику.

Многие прежние работники структурных подразделений Домов быта ушли на вольные хлеба, став индивидуальными предпринимателями или основателями собственных компаний. Те, чью инициативу власти долгое время сдерживали, раскрепостились и стали основой предпринимательского класса в сфере сервиса.

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *