Современная культура Воронежского края стала складываться очень давно — даже ранее, чем была отстроена на берегу одноимённой реки деревянная крепость Воронеж. И, конечно, эта культура не формировалась на голом месте — у неё были свои источники и предпосылки. В общее пространство культуры, включающее традиции, обычаи, привычки, язык, ценности, ментальность первых воронежцев вливались, как в единый сосуд, верования и представления о мироустройстве кочевых народов, беглых людей, покинувших родные места и промышлявших разбоями, иноземцев и отшельников, ищущих счастья и справедливости на стороне. В этом питательном бульоне активного общения и взаимного проникновения взращивалась особая среда для новой общности людей со своими представлениями о свободе и власти, искусстве и творчестве, общественной и экономической жизни.
Условно это взаимодействие культур мы можем представить в виде пересекающихся окружностей, которые стали основой для будущего культурного наследия Воронежского края. При этом сила влияния каждой из культур оказалась неодинаковой для различных районов области — её южная часть формировалась под значительным воздействием казацкой ментальности, языка и быта черкас, в северных и восточных районах преобладающей была среднерусская культура.
Коротко скажем о каждой из трёх культур, определивших особенности и мироощущение воронежцев на последующие столетия.
Многие столетия в период средневековья Воронежский край принадлежал особой территории, носившей название Дикое поле. Здесь, на огромных пространствах равнин с плодородными чернозёмами не было оседлого населения, занимавшегося землепашеством. Причиной тому были кочевые народы, которые предпочитали мобильный образ жизни, с постоянными передвижениями, охотой, скотоводством, схватками с противником. Культура кочевников ставила превыше всего свободу, интерес к перемене мест, в получении новых впечатлений и эмоций. Сама жизнь рассматривалась кочевниками как некое путешествие; оседлая жизнь казалась им скучной, монотонной, противоестественной. Пусть в земле копаются другие племена и народы — кочевникам это не нужно, их дух требует постоянного движения, борьбы за существование, побед над противником — в этом высшая ценность и основа их культуры.
Мы плохо знаем этот период в несколько столетий, когда воронежскую землю бороздили кочевые народы. Но нам доподлинно известны факты обнаружения на территории Воронежа хазарского годища (возле современного Акатова монастыря), а также скифские захоронения в локации Северного района Воронежа (см. Скифы как предки воронежцев).
Историки указывают, что вопрос о том, как назывались племена, жившие тогда на территории края, до конца не выяснен. Большинство археологов, занимающихся изучением раннего железного века, склоняется к мысли, что в середине 1-го тысячелетия до н. э. здесь жили либо племена будинов, либо меланхленов, о которых сообщает древнегреческий историк Геродот. Отдельные исследователи полагают, что Среднее Подонье было заселено скифами. Культура сарматов на территории Воронежского края известна нам лишь по раскопкам нескольких погребальных памятников. В них встречены останки умерших, домашняя утварь, оружие, украшения и кости жертвенных животных. Из оружия в курганах найдены мечи и наконечники стрел. Сарматские мечи были длиною до метра. Такие длинные мечи позволяли принимать бой на конях, не спешиваясь. Стрелы делались из железа и имели трехгранную форму.
В противоположность кочевым племенам и народам, московиты и представители русских княжеств имели иные представления о ценности оседлости и государства. Культура русских людей впитала в себя понимание ценности общности и государства, которое хотя и ограничивает личную свободу своих граждан, но создаёт необходимые предпосылки для внедрения писаного права, большей обороноспособности и выживаемости во враждебном окружении. Именно эта культура спасла Русское государство от расчленения и распада в период Смуты и польской интервенции 1609-1618 гг. Тогда на защиту государственности стали обычные крестьяне и ополченцы, не желавшие власти поляков и насаждения католической веры. Показательно, что именно этот элемент русской и воронежской культуры послужил стимулом создания воронежского земского ополчения 1806-1807 гг. при угрозе нападения Наполеона.
С этой же непреодолимой культурной проблемой столкнулся в 1942-1945 гг. и Гитлер, который полагал, что русские люди с охотой пойдут под власть Третьего рейха, стремясь избавиться от власти коммунистов. Ценность своего государства, хотя и не очень милосердного, оказалась гораздо сильнее всевозможных посулов о хорошей жизни при власти немцев.
Наконец, надо несколько слов сказать о казацкой культуре, об индивидуализме, об ощущении личной свободы как главной жизненной ценности.
Как известно, казаки стали появляться на границах Российского государства примерно в середине XVI века — именно тогда формируются такие центры казачества как остров Хортица и Запорожская Сечь. В основном казачество пополнялось за счёт беглых людей, которые на неподконтрольных государству территориях образовывали свои поселения и войсковые формирования. Именно такие казаки, наряду с татарами и прочими кочевниками, часто атаковали Воронежский острог. В документах тех лет такие казачьи отряды называли «воровскими черкасами». Как указывает д.и.н. В.Н. Глазьев, в 1613 и в 1614 годах города-крепости и их окрестности в Диком поле подвергались интенсивным атакам со стороны татар и «воровских» черкас. В десятипудовый воронежский вестовой колокол при известиях о вражеских нападениях били так часто, что он раскололся. [3]
Своё мироощущение, ментальность, свободолюбие, специфические элементы языка и быта украинские переселенцы (черкасы) принесли с собой в Воронежскую область. Убегая от притеснений турок и поляков, они предпочитали приходить на земли близких им по духу и культуре людей. В свою очередь, власти, заинтересованные в заселении и освоении края, создавали для черкас как можно более благоприятные условия — подчас лучше, чем для русского населения и переселенцев из центральных областей страны.
Слияние культур русских людей и переселенцев с Украины происходило многие десятилетия и даже столетия. Так, даже к концу ХХ века во многих населённых пунктах юга Воронежской области в ходу была украинская речь — особенно в быту и среди односельчан. В школе и на официальном уровне употреблялась русская речь. Фактически это было двуязычием, на которое украинизация 1920-1930-х годов повлияла незначительно.
Подытоживая сказанное нами выше о формировании культуры воронежцев в XVI-XVII вв., отметим, что она складывалась на основе трёх различных культур со своими особенностями, ценностями, цивилизационными устремлениями.
См. также: Роль церкви в становлении воронежской культуры
Столкновение культур в Воронежском крае петровского периода
Источники:
- Москаленко А.Н. В сб.: Очерки истории Воронежского края. Т.1. /Под ред. Е.Г.Шуляковского. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1961. — С.16-20.
- Хозяйственные и предпринимательские отношения в древнем Воронежском крае.
- Глазьев В.Н. Российское Черноземье в Смутное время. Свидетельства документов. //Вестник архивиста.