У каждого крупного города есть свой собственный герб, который образно символизирует данный населённый пункт, местность, указывает на происхождение, историю, достижения, характерные особенности, специализацию. Разумеется, есть своя геральдика и у Воронежа, который за свою длительную историю был и столицей государства (когда самодержец строил здесь флот), и столицей Центрально-Чернозёмного края.

Как известно, официальной датой основания Воронежа признан 1586 год – именно на этот знаменательный год приходится изготовление колоссальной по размеру Царь-пушки, которая и поныне украшает московский Кремль, изумляет разнообразных туристов.

Первый герб Воронежа также связан с пушками и пушкарским делом.

Герб Воронежа. 1730 г.

На раннем гербе Воронежа мы видим две пушки на алом поле, которые стреляют в разные стороны. На пушках восседает птица Сирин, которая олицетворяет победу славянского духа над любыми врагами.

Кроме того, вещей птице Сирин было доступно видение грядущего, которое она доносила до русских воинов. В этом смысле ранний герб Воронежа внешне похож на смоленский, на котором изображена пушка и птица Гамаюн.

Здесь мне хотелось бы остановиться чуть подробнее на пушках, имевших несколько символических значений. С точки зрения сегодняшнего дня пушки — это образ войны и артиллерии, устрашения врага и предупреждения всем потенциальным агрессорам. Но в XVI и XVII веках пушки на гербах имели и иной смысл — развития науки и литейного дела, металлургии и фортификации, инноваций в военном деле и в образовании. Пушкари были в тот период элитой не только в войсках государя, но и знатоками технологий, ремёсел, средоточием талантов и мастерства. Русские пушкари того времени были одними из лучших в мире. Сейчас мы продолжаем применять крылатую фразу: «Ни пуха, ни пера!«, на которую следует отвечать: «К чёрту!», которая дошла до нас от пушкарей тех времён. Это первоначально им желали ни пуха, ни пера, то есть избежать смерти (пуха; чтоб земля не была пухом) и бюрократической службы (пера в руках писца, чиновника).

Герб Воронежа. 1781 г.

В конце XVII века Воронеж на какое-то время стал столицей России, поскольку именно из Воронежа самодержец Пётр Великий управлял страной. Прибыл в Воронеж будущий император 29 февраля 1696 года, оставался в городе 65 дней, а всего с перерывами пребывал в Воронеже более 500 суток, осуществляя строительство первого русского военного флота. Так что историки справедливо указывают на Воронеж как столицу России того непродолжительного периода.

Как память о тех днях на герб Воронежа частично перекочевала императорская атрибутика.- см. герб Воронежа от 1730 и 1781 года с короной и двуглавым орлом.

Позднее императорского орла убрали с верхнего золотого поля герба, сохранив при этом корону, которая стала больше напоминать каменную кладку крепостной стены, нежели венец самодержца. Герб в виде щита стали обрамлять колосья, олицетворявшие плодородие и изобилие (см. герб Воронежа 1881 г.)

Герб Воронежа 1881 года.

Герб Воронежа 1881 года.

Привычный нам герб города Воронежа в виде опрокинутого кувшина, из которого вытекает река с одноимённым названием просуществовал несколько десятилетий. После революции 1917 года герб в официальных документах не использовался — всю прежнюю геральдику вытеснила новая, революционная символика с серпом и молотом как союзом рабочих и крестьян.

После того, как в 1928 году была образована Центрально-Чернозёмная область, столицей которой стал Воронеж, высказывались идеи о создании нового герба объединённой территории. Но в 1934 году ЦЧО перестала существовать и надобность в новом гербе столицы Черноземья отпала.

В советское время были две попытки изменить традиционный герб Воронежа. Первая из них имела место в 1965 году, после того, как годом ранее была введена в эксплуатацию Нововоронежская атомная электростанция — в конце сентября 1954 года был запущен первый энергоблок НВАЭС. Естественно, у воронежцев возникло желание отразить это грандиозное событие на гербе Воронежа, что и было воплощено в новом образе.

Герб Воронежа 1965 года

Герб Воронежа 1965 года

На алом поле радикально изменённого герба Воронежа его создатели разместили золотые колосья, расположенные симметрично относительно центральной оси изображения. Их назначение и образность понятны — символизировать аграрную направленность региона, являвшегося житницей Центральной России. В центр композиции помещён парусный корабль, отсылающий наблюдателей ко временам Петра Великого и периоду создания в Воронеже первого военного флота России. На заднем плане золотыми линиями прочерчены траектории движения мирного атома, что указывает на инновационность Воронежской области, её научную мощь, энерговооружённость, бросок в будущее от первых парусников до овладения ядерной энергией.

Сейчас сложно сказать, был ли этот герб, навеянный введением в эксплуатации Нововоронежской АЭС, утверждён в законодательном порядке (во всяком случае, у меня таких данных нет). Но фактом является то обстоятельство, что «энергоатомный» герб Воронежа стал тиражироваться в виде значков, сувениров, декоративных изображений и изделий из различных материалов.

Надо сказать, что существует целый класс гербов Воронежа, которые носят неофициальный статус — ведь никто не запрещает художникам, дизайнерам, да и просто творческим личностям создавать свои гербы, которые могут быть весьма ценными для коллекционеров, учёных, краеведов, музеев, бизнесменов, издателей. На таких гербах авторы располагают памятник Петру Великому в различных ракурсах, здание ЮВЖД, древнюю крепость Воронеж, изображение воронежского воина-стража русских рубежей и т.д.

Один из неофициальных гербов Воронежа

Один из неофициальных гербов Воронежа

Но вернёмся к официозу. Время не стояло на месте и крупнейшее достижение Воронежской области — Нововоронежская АЭС постепенно становилась обыденностью и уже не так сильно будоражила умы воронежцев. На смену мирному атому шла микроэлектроника и её всевозможные прикладные направления — начиная от создания телевизоров, магнитофонов (в том числе видеомагнитофонов) и заканчивая компьютерами и умной начинкой для военной техники.

Эти предпосылки способствовали тому, что воронежские депутаты решили вновь вернуться к вопросу о создании обновлённого герба. Инициативная группа предложила провести смену имиджа главного символа города и области, то есть осуществить замену старых геральдических образов на новые.

Герб Воронежа 1969 года

Герб Воронежа 1969 года

После непродолжительных споров и обсуждений, 24 марта 1969 года очередная сессия Воронежского городского совета утвердила новый герб города Воронежа.

В отличие от прежнего, на котором, как сказано выше, был изображён лежащий на золотом поле кувшин с вытекавшей из него рекой Воронеж, новый герб символизировал промышленную, научную и аграрную мощь региона. Утверждённый герб имел традиционную форму щита.

В верхней части герба — флаг РСФСР. Основное поле — золотисто-жёлтого цвета — указывает на значение области как аграрной территории.

В центре условными знаками показаны современные отрасли промышленности города: машиностроение (на него указывает шестерня), радиопромышленность, электроника (в центр композиции помещено условное изображение транзистора). Колосья пшеницы указывают на расположение Воронежа в Центрально-Чернозёмной сельскохозяйственной зоне нашей страны. Крепостная стена и трёхмачтовый корабль символизировали ранние периоды истории Воронежского края, роль Воронежа в создании военного флота и истории России того времени.

Диденко В.П. (1927-2008)

Автором обновлённого дизайна герба стал воронежский художник и дизайнер Виктор Петрович Диденко.

Профессор В.П. Загоровский в своей «Исторической хронике» подчёркивал, что новый, советский герб города быстро завоевал признание у воронежцев.

Тем не менее, после ухода коммунистической партии с политической арены, воронежцы предпочли вновь вернуться к старому гербу города (Постановлением главы Администрации Воронежа №550 от 19 июля 1994 года был восстановлен исторический городской герб образца 1881 года).

Сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, рестайлинговый герб Воронежа, вышедший из художественной мастерской В.П. Диденко, не кажется чем-то совковым и искусственно сконструированным. Напротив, герб Воронежа образца 1970-1990-х годов, представляется более продвинутым, наполненным индустриальными и постиндустриальными смыслами, показывающий в то же время связь времён и преемственность поколений.

Однако такой вывод в начале 1990-х годов показался новым местным властям неубедительным, так как после ухода коммунистической партии с политической арены, они предпочли вновь вернуться к старому гербу города (Постановлением главы Администрации Воронежа №550 от 19 июля 1994 года был восстановлен исторический городской герб образца 1881 года).

Стоит ли говорить о том, что герб Воронежа устоялся и в дальнейшем не будет претерпевать никаких изменений? Едва ли. Как показывает практика модернизации торговых марок (их рестайлинга и ребрэндинга), образы и символы также следует видоизменять во времени в соответствии с новыми эстетическими представлениями, дизайн-подходами, осмыслением включённых в композицию элементов. В конце концов из психологии восприятия образов известно, что лучше запоминаются простые гербы с минимальной массой декоративных и вспомогательных элементов.

Воронежским дизайнерам и маркетологам ещё предстоит поработать над элементами, продвигающими и прославляющие герб Воронежа — слоганами города и области, символическим животным (или притягательным существом со своим именем и необычным обликом, которое станет маскотом). Но всё это в будущем. Будем надеяться, что в недалёком.

Источники:

  1. Герб города Воронежа. — Коммуна. — 1969. — 26 мар.
  2. Загоровский В.П. Воронеж: Историческая хроника. С.228..

В.В. Галкин, д.э.н., проф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *