Характер и объем доступной обществу зарегистрированной информации – главная особенность дифференциации типов общества. Так, обладание письменными документами дает культуре письменности решающее преимущество. Способность современных обществ сортировать и хранить информацию в последнее время многократно возросла в результате важнейших технологических новшеств: печати, ауди- и видеозаписи, компьютеров. Центральное значение знания и информации в современных технологических обществах привело ученых к внедрению термина «информационное общество» для их описания.
Как сформулировано Д. Беллом в «Пришествии постиндустриального общества» (1974), США и многие европейские страны все более становятся информационными обществами, сосредоточенными на знании и производстве нового знания. Испанский исследователь М. Кастельс пишет: «В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационального развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности»[1].
Отличительным признаком информационного общества является структурная перестройка в материальном производстве, когда информация становится доминирующей сферой воспроизводства и наряду с информационными технологиями занимает ключевое место в экономике страны. Японский мыслитель Т. Сакайя считает, что «характерным признаком современного общества является не сам факт широкой распространенности знаний, а то, что они непосредственно воплощаются в обществе благ и таким образом экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаний и их взаимной оценки»[2].
Знание становится ключевым источником новшеств и основой социальной организации. Основанные на знаниях профессиональные группы и группы занятости все более преобладают в рамках классовых структур этих обществ. Появился новый тип управляющих, так называемые информационные менеджеры, обеспечивающие более эффективную работу получения, отбора и широкого распространения полезной информации. Отбор информации и ее управление становится такой же сферой деятельности, как управление людьми и денежными средствами.
В формировании информационного общества можно выделить два этапа. Первый из них начался в 1960-е годы, прежде всего в связи с широким распространением телевидения; второй – в 1990-е, когда с беспрецедентной быстротой стал развиваться Интернет. С появлением Интернета, обеспечивающего создание единой и доступной информационной базы, а также качественно новых коммуникативных возможностей, информационное общество обрело законченный вид.
Выявившиеся основные тенденции развития, которые в совокупности обозначаются как формирование информационного общества, уже заставили ведущие страны мира предпринять совместные усилия, чтобы максимально полно использовать те возможности, которые они несут с собой. Гуманистическая направленность этих усилий была однозначно зафиксирована в Хартии глобального информационного общества, подписанной лидерами стран «большой восьмерки» 22 июля 2000 г. на японском острове Окинава. «Все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества, — говорится в Хартии. – Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей»[3].
Подписав Окинавскую Хартию, Россия тем самым обозначила цель вхождения в глобальное информационное общество. Рассмотрим предпосылки становления информациионного общества в России и степень готовности россиян к жизни в новых условиях.
Как было установлено в ходе социологического исследования «Общественные предпосылки становления информационного общества в России», проведенного в 2003 г. Центром развития информационного общества, смысл понятия «информационное общество» для большей части россиян остается достаточно туманным, хотя многие респонденты демонстрировали довольно точное интуитивное его понимание.
С точки зрения пользователей компьютеров, основной характеристикой информационного общества является эффективное взаимодействие людей, всеобщий доступ к информационным ресурсам и свободный обмен ими. Для такого общества информация становится главной ценностью, что сопровождается изменением государственных приоритетов и общественного сознания. Другие респонденты употребляют более простое определение, полагая, что основной характеристикой информационного общества является использование информационно-коммуникативных технологий, в первую очередь Интернета[4].
Наличие/отсутствие навыков владения компьютером и пользования сетью Интернет, а также наличие/отсутствие желания осваивать информационно-коммуникационные технологии для их применения на работе и дома могут выступать в качестве индикаторов готовности россиян к жизни в информационном обществе. Навыками владения компьютером на сегодняшний день в той или иной степени обладает каждый третий россиянин (36%), еще каждый третий выражает желание их приобрести. Интернетом пользуются 15% россиян, мобильным телефоном 29%[5].
Нынешнее место России в глобальном информационном обществе оценивается весьма различно. Около четверти респондентов считают, что Россия уже включена в информационное общество. Чуть больше половины убеждены, что Россия только начала двигаться в этом направлении и в глобальное информационное общество включились большие города. А еще примерно четверть респондентов полагает, что Россия вообще пока не входит в глобальное информационное общество, так как не создала открытой информационной системы.
Однако при этом необходимость вхождения России в глобальное информационное общество признается всеми респондентами. По мнению профессионалов в области компьютерных технологий, этот процесс будет сопровождаться выходом страны на лидирующие позиции в мире. Безусловную пользу информационное общество принесет и гражданам России: открытость информационного пространства даст человеку неограниченные возможности выбора информации, быстрого и эффективного решения проблем, люди не будут замыкаться в рамках одного языка или одной культуры, станут более образованными.[6].
Действительно, в информационном обществе каждый человек обретает возможность самостоятельно ориентироваться в информационной среде. «Информация это власть, — подчеркивает Д.Белл. — Доступ к информации есть условие свободы»[7]. Важно проанализировать нормативную основу гарантии этой новой степени свободы — права граждан на информацию. Остановимся на важнейших аспектах развития законодательства РФ в этой области, которые следует ориентировать на конституционную основу.
В российском законодательстве «под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»[8].
Конституция Российской Федерации официально признает право граждан на информацию и этим вводит законодательство России в систему международных норм, признающих это право естественным и политическим одновременно. Основной Закон закрепляет в ведении органов государственной власти Российской Федерации федеральную информацию и связь. Это создает конституционную основу для решения многих проблем информатизации, хотя не исчерпывает их.
Статьи Конституции РФ раскрывают содержание этого права. Пункт 4 ст. 29 гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»[9]. Это важное положение, которое должно быть взято за основу законодательного обеспечения и гарантий права на информацию не только граждан, но и их ассоциаций различных направлений, и самого государства.
Конституция РФ из общей системы информации выделяет ту, которая непосредственно связана со сведениями о гражданах и как наиболее уязвимый массив информации ее охраняет. Эта информация дифференцирована Конституцией и представлена в ст. 23 в качестве личной, семейной тайны, в режиме тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение права на этот вид информационной тайны «допускается только на основании судебного решения»[10].
Статья 24 Конституции целиком посвящается режиму информации о частной жизни граждан. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (п. 1)[11].
Одновременно с закреплением права граждан на информацию Конституция обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 24.)[12]. Ответственность на основе федерального закона за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, а также необходимость представлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 41, 42) затрагивают важный круг обязанностей соответствующих органов государственной власти по владению и использованию должным образом отдельных видов информации[13].
Ряд статей Конституции косвенным образом касается проблем права на информацию и гарантий его реализации. Затронуты и вопросы легитимности ограничения свободы Ограничение касается не только государственной собственности. Существенные признаки заложены в ст. 19. Ее прочтение позволяет сделать вывод о невозможности злоупотребления информацией о социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности граждан[14]. А в ст. 55 заложен принцип ограничения права и свободы на информацию с учетом защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что значительно шире, нежели границы информации, отнесенной к государственной собственности[15].
Пункт «и» ст. 71 ориентирует в вопросах формирования и управления информационным ресурсом страны в целом. Здесь сказано об отнесении федеральной информации и связи к ведению Федерации[16]. Вместе с тем никакой определенности относительно информации, которая возникает и циркулирует в системе совместного ведения Федерации и субъектов Федерации в Конституции не содержится. Возможно, в этом случае придется исходить из разделения собственности в пределах Федерации, а также между государственным и местным самоуправлением. Здесь будет реализоваться модель привязки информационных ресурсов, относящихся к определенным объектам собственности, к компетенции соответствующих субъектов.
Таким образом, Конституция РФ прямо или опосредованно касается таких важных тем в проблеме информатизации, как право на информацию, его гарантии, ограничения и создание условий для информационной безопасности, разграничения сфер ведения на важнейшие составные элементы информатизации: информацию и связь. Это далеко не полный перечень вопросов, необходимых для решения проблемы. Но и этого не мало для дальнейшего развития законодательства на конституционной основе в области, о которой идет речь.
Вопрос вхождения России в глобальное информационное общество – это не только вопрос правового регулирования информационного поля, выделения достаточных средств на информационную инфраструктуру и техническое развитие, во многом это вопрос готовности россиян жить в новых условиях, в обществе, главным фактором развития которого становятся научные знания и информация. Психологическая готовность к новым жизненным условиям не менее важна, чем навыки владения компьютерной техникой.
Авторы: Чекменёва Т.Г., Вострикова Н.Н., Буланов И.С.
Примечания:
[1] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. с. 39.
[2] Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. с.339.
[3] Цит. по: Милованцев Д. Общественные предпосылки становления информационного общества в России // Свободная мысль. 2003. №11. с.57.
[4] См.: Милованцев Д. Общественные предпосылки становления информационного общества в России // Свободная мысль. 2003. №11. с.62.
[5] Там же, с.58.
[6] Там же, с.62.
[7] Цит. по: Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. с.335.
[8]Федеральный Закон № 24-Ф3 № «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г. // Российская газета. № 39 от 22.02.95 г.
[9] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: ИНФРА-М, 2005. с.10.
[10]Там же. с.9.
[11] Там же, с.9.
[12] Там же, с.9.
[13] Там же, с.13.
[14] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М.: ИНФРА-М, 2005. с.8.
[15] Там же, с.16.
[16] Там же, с.21.