Управление экономикой в нашей стране неоднократно подвергалось реформированию, после чего принятые формы и системы управления существовали много лет до новой реформы. Так, с 1917 по 1932 гг. и с 1957 по 1965 гг. управление экономикой страны осуществлялось через Советы Народного Хозяйства. В 1957 г. было образовано 105 экономических административных районов, в которых были созданы Советы Народного Хозяйства (СНХ). Структура СНХ определялась особенностями экономического роста, но организационные принципы оставались едиными. Каждый СНХ имел отраслевые и функциональные управления и отделы. Промышленные предприятия союзного значения были подчинены совнархозам. Результаты деятельности совнархозов также характеризовались довольно высокой эффективностью производства и высокими темпами роста.
В 1965 г. было принято решение о необходимости организации создания союзного и союзно-республиканских министерств. Совнархозы в областях, краях и республиках были ликвидированы. Была создана отраслевая система управления, которая привела вскоре к широкой дифференциации экономики полной атрофии горизонтальных связей, оторванности главных штабов отрасли — министерств — от мест производства. Во многих министерствах сложились пяти- и шестизвенные системы, которые снижали эффективность конкретного руководства производством, усложняли планирование, ослабляли действие экономических методов и порождали безответственность за состояние дел на производстве.
Проводимая в настоящее время реформа имеет своей целью переход от командных методов управления к экономическим при восстановлении многоукладности экономики на основе различных форм собственности. Такой курс и цели реформирования во многом сходны с Новой экономической политикой (НЭП) в 20-е гг. XX столетия, которая стимулировала развитие хозяйственной инициативы во всех отраслях экономики.
Параллельно с этим решался вопрос о наиболее эффективных организационных формах хозяйствования и их правовом обеспечении. В начале 20-х гг. начала складываться новая хозяйственная система, основными звеньями которой были тресты, синдикаты, укреплялись рыночные позиции государственной промышленности, а также создавались кредитные и банковские учреждения, товарные биржи и т.д.
В СССР в 1921-1930 гг. тресты представляли собой хозрасчетные объединения одной отрасли. В рамках этих объединений участники теряли производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Синдикаты представляли собой группы промышленных трестов для оптового сбыта продукции, закупок сырья и планирования торговых операций. Участники синдиката сохраняли производственную, но утрачивали коммерческую самостоятельность.
Одновременно с этим шел активный процесс теоретического осмысления происходящих организационно-экономических процессов. В директивных документах говорилось о необходимости постоянного сочетания методов экономического и административного воздействия государства в условиях переходной экономики на основе предвидения и прогнозирования процессов в качестве реальной предпосылки планирования. В обстановке широкого развития товарно-денежных отношений особенно остро шла полемика о сфере распространения хозрасчета: целесообразно ли его распространить на высшие уровни иерархии управления, или же, по мере развития экономики, целесообразно со временем ликвидировать хозрасчетные отношения, даже на уровне предприятий.
Потребности рынка способствовали трансформации функций синдикатов и усложнению их организационных структур с переходом от снабженческо-сбытовых функций к функциям организации, планирования и управления. Синдикаты стали основными отраслевыми органами управления.
НЭП оздоровил экономику. Государственный банк в 1921 г. выпустил твердую валюту — червонцы. К 1924 г. червонец набрал силу и оценивался в 2 доллара. На хозрасчете к середине 20-х гг. работало 80% государственных предприятий. Была вытеснена практика безвозмездного финансирования отраслей и предприятий. Ее заменил возвратный банковский кредит, в том числе и долгосрочный. Восстановление народного хозяйства после гражданской войны шло быстрыми темпами. Рост промышленного производства только за 1923-1924 гг. составил более 25%, за 1924-1925 гг. вырос на 56%. Бездефицитным становился государственный бюджет, расходы которого уже не компенсировались эмиссией. К 1926 г. восстановление народного хозяйства было практически завершено.
Но в 1929 г., выполняя политическую установку на социализм без товарно-денежных отношений, постановлением ЦК ВКП (б) «О реорганизации управления промышленностью» были ликвидированы синдикаты как фактические органы управления, способствующие «реставрации капитализма» в стране. На базе синдикатов были созданы новые организационные структуры — отраслевые объединения и предприятия, которые рассматривались как основное звено управления, а юридическими органами управления, получившими все отраслевые функции управления, стали главки ВСНХ СССР.
Таким образом, с созданием этих структур товарно-денежные отношения были резко ограничены и новая экономическая политика была свернута. В дальнейшем отраслевые объединения на принципах хозрасчета просуществовали еще год и позднее преобразованы в народные комиссариаты, которые в свою очередь были трансформированы в министерства — директивные органы государственного управления.
В 30-е гг. система управления экономикой имела следующую структуру:
Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) состоял при Совете Народных Комиссаров (СНК) и Совете Труда и Обороны (СТО).
ВСНХ руководил следующими структурами управления:
— Губернскими Советами республик СССР: 36 губерний РСФСР, 9 автономных республик, 6 крупных промышленных районов;
— Госпланом СССР;
— Главными управлениями промышленности (всего — 16).
Основной задачей ВСНХ являлась разработка и проведение в жизнь промышленной политики в соответствии с общеэкономической политикой Союза СССР в направлении социалистического развития промышленности и преобладания в ней государственных предприятий и кооперативных организаций.
Функции управления экономикой, которыми обладал ВСНХ, были строго директивны, в них входило:
— составлений сводных сведений;
— установление схемы показателей для сводных сведений;
— установление сроков представления материалов;
— установление производственно-финансовых заданий;
— установление годовых планов капитального строительства;
— составление планов технической реконструкции;
— директивные предписания по применению обязательных методов руководства;
— наблюдение за фактическим применением этих методов;
— учет промышленной конъюнктуры;
— разработка условий о предоставлении концессий и т.д. (всего 36 пунктов).
В системе ВСНХ функционировало около 50 главков, которые осуществляли управление крупными государственными предприятиями и регулировали их отношения с ненационализированной промышленностью. Главки представляли собой изолированные друг от друга вертикально управляемые объединения, а горизонтальные связи между главками зависели полностью от Президиума ВСНХ.
Такое структурное построение на основе распределительного принципа, регулируемого сверху, сковывало хозяйственную инициативу предприятий, уничтожило внутренние стимулы роста производительности труда и тем самым лишило ее факторов саморегуляции.
В результате этого был прерван естественный процесс совершенствования организационных форм управления в зависимости от потребностей рынка, начатый при НЭПе. В результате ликвидации зарождающихся функций управления сбытом (реализацией), стимулирующих совершенствование управления производством, качеством и техническим прогрессом, было приостановлено формирование новых хозяйственных форм межотраслевого характера, базирующихся на едином технологическом цикле (добыча сырья, переработка продукции, реализация). Был нарушен основополагающий принцип развития и управления экономикой: необходимость повышения эффективности производства, сопровождаемая соответствующим совершенствованием функций и структур управления и включением государственного регулирования по мере необходимости.
Отраслевая специализация производства проводилась в дальнейшем категорично и жестко, сопровождаясь сокращением номенклатуры вырабатываемой продукции и сортаментности. Усиление централизации и директивно-распорядительной функции вызвало разбухание аппарата и бюрократизацию.
Созданная довольно стройная и удобная для управленческих чиновников структура была хорошо приспособлена к реализации затратной модели количественного роста экономики, но абсолютно неспособна к саморазвитию.
Эта модель просуществовала до начала 90-х гг., когда стало очевидно, что проводимые половинчатые реформы 60-70 гг. не способны обеспечить эффективное управление экономикой. Следствием этого явилось замедление темпов социально-экономического развития страны, неэффективное использование сырьевых ресурсов, дефицитность на потребительском рынке.
Авторы: Панин А.У., Синюкова В.А., Масленникова В.А.