Региональная экономика изучает механизм экономического регулирования размещения производства, определения экономической эффективности регионального развития. Уровень развития оценивается с помощью показателей динамики производительности труда, регионального распределения национального дохода, структуры и эффективности основных фондов, территориальной дифференциации цен и тарифов и т.д.
В региональной экономике используются следующие методы исследования:
— балансовый — заключается в составлении региональных балансов. Он позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс. Балансы необходимы также для разработки рациональных межрайонных связей;
— картографический — предусматривает составление и использование карт, схем и др. В исследованиях экономики региона применяют различные методы расчетов экономической эффективности регионального развития производительных сил, что вызывает необходимость широкого использования экономико-математических методов и моделей.
Предметом изучения региональной экономики служат особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов, факторы размещения и регионального развития. Региональная экономика тесно связана с экономической географией, но в отличие от нее, занимающейся фундаментальными вопросами, нацелена на прикладные, практические результаты исследования.
Региональная экономика связана также с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.), статистикой и другими социально-экономическими науками. Она изучает не только экономические проблемы регионов, но гораздо более широкий круг вопросов, входящих в компетенцию таких наук, как экология, демография, география, этнография, управление, социология, градостроительство и других смежных с ними.
Региональная экономика на Западе определяется как «региональная наука»; такое название более полно отражает ее специфику.
Каждой концепции развития соответствует определенный сценарий будущего развития, содержащий конкретное и полное описание социально-экономической обстановки, которая может возникнуть при реализации той или иной стратегии.
В зависимости от внешних факторов и внутренних условий возможны следующие сценарии развития экономики региона в переходный период:
— эволюционное развитие рыночных отношений;
— быстрый переход на рыночные отношения;
— государственное регулирование развития с постепенным внедрением элементов рыночных отношений.
Эволюционное развитие трудно реализуемо из-за несовпадения глубины задач с теми временными ограничениями, которые накладываются на их выполнение.
Быстрый переход на рыночные отношения опасен последующим ростом инфляции и ростом цен, падением объемов производства, ростом безработицы, сокращением инвестиций и, как следствие, — старением основных фондов. При таком варианте развитая не просматриваются реальные пути выхода из кризиса.
В такой ситуации наиболее реальным является сценарий государственного регулирования с постепенным внедрением элементов рыночных отношений. При этом обеспечивается сохранение производственного потенциала, смягчаются социальные последствия рыночных преобразований и создаются условия адаптации территорий к формируемым рыночным отношениям.
Предусматривается, что реализация выбранного сценария развития будет осуществляться поэтапно и обеспечит:
— реорганизацию хозяйства и постепенный выход из кризиса;
— стабилизацию и формирование эффективной структуры производства и социальной сферы;
— комплексное и сбалансированное развитие.
Для первого этапа развития региона характерна нестабильность социально-экономической обстановки, а также явления, связанные с изменением существующей структуры производства: снижение деловой активности; сокращение инвестиций. На этом этапе начинается формирование рыночных отношений и складываются конкурентные отношения между производителями товаров и услуг. Ущемленной оказывается социальная сфера из-за недостатка средств в бюджетах регионов.
Второй этап начинается с постепенного оживления инвестиционной деятельности в сфере новых технологий. Это будет способствовать выпуску конкурентоспособной продукции и тем самым даст импульсы развитию региональной промышленности. Появление новых рабочих мест способствует повышению уровня платежеспособности населения.
Постепенное формирование регионального рынка улучшит сбалансированность региональной экономики, в частности:
— сократится диспропорция между группами «А» и «Б» в промышленности;
— приобретут эквивалентную основу отношения между производителями и перера-ботчиками в агропромышленном комплексе и других ресурсоемких производствах;
— возрастет уровень потребления социальных услуг населением.
Третий этап — комплексное и сбалансированное развитие может начаться с развитием государственного регулирования.
Федеральные органы, прежде всего, должны регулировать организацию производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов. Но есть и общие задачи, имеющие место во всех регионах.
В области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности субъектов Федерации следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, с работоспособным механизмом горизонтального и вертикального перераспределения доходов между регионами. Должны быть определены источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.
В то же время исходя из уровня экономического и социального развития, экологической обстановки в регионах возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, решение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.
Основная цель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущении возникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах повышенной социальной опасности. К таким требующим повышенного внимания районам относятся районы нового хозяйственного освоения с суровыми природными условиями, старопромышленные районы со структурной безработицей и общей экономической депрессивностью, аграрным перенаселением (Северный Кавказ), территории с недостаточной финансово-экономической базой для устойчивого социального развития (Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан). Особое внимание намечается уделить также социальному развитию районов проживания малочисленных народов.
Основным источником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты.
В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений главный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народнохозяйственных задач.
Авторы: Панин А.У., Синюкова В.А., Масленникова В.А.
Вместе с тем, изложенный автором подход к формированию региональной экономической политики в условиях трансформации социально-экономической системы государства не снижает актуальности дальнейшего исследования данной проблемы.