Воронежский завод тяжёлых механических прессов (ВЗТМП) появляется на промышленной карте страны в послевоенное время. Датой возникновения предприятия считается 14 июля 1949 года, когда было утверждено проектное задание на строительство завода ТМП мощностью в 250 тяжёлых прессов в год. Чтобы ускорить пуск нового предприятия, Министерство станкостроительной промышленности приняло решение начать основную деятельность ВЗТМП с изготовления пресса модели К265 усилием 315 тс, которая тогда выпускалась Воронежским заводом им. Калинина. Эта универсальная листоштамповочная машина была пригодна для многих отраслей промышленности. Министерство поручило директору завода Калинина М.А. Гончаренко помочь строящемуся предприятию квалифицированными кадрами и оборудованием.

На первый взгляд, создание в столице Черноземья завода ТМП в трудный восстановительные период выглядит нелогично, так как в Воронеже многие годы уже существовало предприятие аналогичного профиля, выпускавшее кузнечно-прессовое оборудование – завод им. Калинина. Однако руководство страны считало, что в ближайшей перспективе надо будет не только восстановить экономический потенциал довоенного периода, но и решить новые большие задачи по производству средств производства (сектора, который сейчас именуется В2В – бизнес для бизнеса).

Многие советские предприятия были полностью разрушены войной, другие сильно пострадали в результате бомбардировок и военных действий. Следовало в кратчайшие сроки восстановить имевшуюся ранее производственную базу и перейти к строительству качественно новых предприятий и отраслей промышленности. Начавшаяся «холодная война» и гонка вооружений не давали возможности хотя бы немного передохнуть после кровопролитной войны. Для производства оборонной продукции, автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, станков и оборудования требовались тяжёлые прессы, которые тогда производились в малом количестве (в основном, изготавливались прессы номинальным усилием в 400 тс, тогда как требовались в 4000 тс и выше). Покупать их за границей было затруднительно из-за высоких цен и ограничений, накладываемых западными странами на торговлю с СССР.

Перестраивать уже имеющиеся предприятия – например, Воронежский завод им. Калинина – было нецелесообразно по нескольким причинам: во-первых, этот завод был также сильно повреждён в ходе боёв за город; и, во-вторых, продукция предприятия также была нужна народному хозяйству. Кроме того, на новой производственной площадке можно было сразу возвести современный завод по существовавшим на тот момент техническим достижениям и технологиям, не приспосабливаясь к ограничениям старого предприятия. В известной степени были учтены и меры по созданию новых рабочих мест, так как надо было где-то устраивать демобилизованных бойцов, ведь армия к тому времени всё ещё насчитывала до 5 млн. военных. Да и другим группам населения нужна была постоянная работа.

Как начиналась строительство ВЗТМП в послевоенном Воронеже, с какими трудностями сталкивались первостроители, лучше всего узнать от участников тех событий. Поэтому начнём исторический обзор нетрадиционно, без пафоса.

Дмитриева Е.С. и Новикова М.С. Фото из книги «Взгляд сквозь годы»

Дмитриева Е.С. и Новикова М.С. Фото из книги «Взгляд сквозь годы»

Вот что рассказывает бывший первостроитель Мария Семёновна Новикова [1], история которой характерна для многих других работников завода: «Я приехала в Воронеж из села Дмитриевка Хохольского района с одним желанием – поступить куда-нибудь на работу. У нашей мамы было шестеро детей. Мы жили бедно, голодали. Ей было трудно всех нас прокормить, ведь отец наш погиб на фронте. Вот старшие из нашей семьи и решили податься в город, на заработки. С ними ушла из дома и я. Это было в 1951 году. Мне в ту пору исполнилось 19 лет.

На сборном пункте вербовки посоветовали идти на строительство завода тяжёлых механических прессов. Заключив трудовой договор на год с организацией, которая именовалась УНР-152, я пришла на стройплощадку (язык не поворачивается назвать этот участок заводом). Однако строить было нечем, и нас, новичков, отправили на лесоразработки в местечко под Нижним Тагилом. Приехали туда зимой. Всем нам выдали по 25 рублей, валенки, ватники, утеплённые брюки, фуфайки, затем привезли в лес и сказали: работайте. И застонали деревья под нашими пилами и топорами…

Через три месяца лесозаготовок вернулись назад. В Воронеже нам дали место в общежитии в доме № 15 по улице Солнечной, там оказалось ничуть не лучше, чем в сибирских бараках, разве что теплее. Народу деревенского на завод нахлынуло много, вот мы и теснились по двое на одной кровати.

И вот мы идём на завод, вернее, идём строить завод. Стройка вся обнесена высоким забором со смотровыми вышками (строить должны были заключённые). Но пришлось этим заняться нам, вольнонаёмным. Забор и вышки снесли – караулить было некого.

У меня не было профессии, и я попала в бригаду разнорабочих, ею руководила Мария Рыжкова. Мы рыли котлованы вручную: летом лопатой, зимой долбили ломом. Работали в две смены при кострах. Строили главный корпус, кузнечный цех, литейный».

Первый производственный корпус завода ТМП

Первый производственный корпус завода ТМП

В 1950 году начались первые работы по строительству завода – по полученной документации начато возведение кузнечного, инструментального и деревообрабатывающих цехов, главного пролёта сборочного цеха, водозабора на реке Дон, теплоэлектроцентрали, железнодорожной ветки, водоканализационной сети. Во второй половине 1950 года было утверждено штатное расписание на 35 человек, а также укомплектован отдел капитального строительства.

Поначалу темпы работы были очень медленными. Раствор и бетон завозились с завода им. Калинина, где были небольшие мощности. В начале 1951 года строители стали получать дополнительное оборудование, машины и материалы для нового завода, в результате чего стройка оживилась. Планировалось ввести первую очередь завода в третьем квартале 1952 года, но из-за отставания графика строительно-монтажных работ пуск был перенесён на вторую половину 1953 года.

В начале 1953 года коллектив завода насчитывал 16 человек. 30 сентября этого же года 85 прессостроителей торжественно отметили день рождения первого изделия – пресса К265. Это событие хорошо запомнил сменный мастер механического цеха В.А. Гавриш: «Был конец смены. Через 30 минут – партийно-хозяйственный актив. И вдруг послышался шум: включён пресс, ползун пошёл по направляющим. Все вскочили и устремились к месту сборки первенца. А он работал! Рядом стояли сборщики, усталые и радостные. Какое уж тут собрание! Пошли рукопожатия, поздравления. Пресс то включали, то выключали, вроде бы хотели убедиться, на самом ли деле он работает. В словах трудно передать, какую гордость и радость мы испытали, когда увидели дело своих рук».

Коллектив, создавший пресс для штамповки деталей в 12 м

Коллектив, создавший пресс для штамповки деталей в 12 м

К концу года было выпущено ещё 4 пресса этой модели – Они были собраны в ДОЦе – деревообрабатывающем цехе, в котором тогда размещались механосборочный, инструментальный, паросиловой и транспортный цеха. В цехе было очень холодно, застывало масло. Это время так описывал директор завода Фёдор Иванович Потолов: «Мы вынуждены были над каждым станком делать фанерный домик и ставить электроплитки мощностью 5-8 киловатт. При загрузке станка и перестановке деталей фанерный домик разбирался, потом вновь собирался, и сутки-двое ждали, пока внутри него будет создан минимум температуры для эксплуатации станка. В домиках было тесно, сутками горел электрический свет, курить строго запрещалось.

Процедуру покраски прессов описывает старший мастер Николай Иванович Анисимов: «Выполняя малярные работы, пресс в стендовой яме обкладывали электрическими плитками и красили. Приходилось порой делать печки из металлических бочек. Жгли кокс и дрова, чтобы согреть руки и инструмент. Многие не выдерживали трудностей и уходили с завода».

К 1954 году заводчане сдали первый пресс К864 усилием 1600 тс госкомиссии, которая приняла его с хорошей оценкой. При этом министерская инспекция приняла его по качеству на экспорт. В этом же году были организованы отделы производства и внешней кооперации, укреплены и расширены технологический, конструкторский и инструментальный отделы, построен кузнечный корпус, пролёт «МЛ» сборочного цеха. Наряду с выпуском прессов К265, К864 завод получил заказы на изготовление нескольких прессов в сварочном исполнении. Главк начал ежемесячно давать твёрдый план, что позволяло теперь составлять производственные графики и принимать соцобязательства.

В 1954 году вместо 22 прессов по плану, завод изготовил 31. Тем самым коллектив упрочил своё положение среди заводов кузнечно-прессового оборудования, а в план 1955 года впервые включили изготовление уникального тяжёлого пресса К669 и серию гидропрессов.

Пресс КА8546 горячештамповочный усилием 4000 тс, вес 415 т

Пресс КА8546 горячештамповочный усилием 4000 тс, вес 415 т

Летом 1955 года штат сотрудников завода ТМП состоял из 500 человек, выпускал машины в номенклатуре четырёх наименований, имел все цехи машиностроительного цикла. Одновременно строилась заводская тепловая электростанция, вёлся монтаж котельной и турбины мощностью 12 тыс. кВт. К осени 1955 года в отделе главного конструктора работало 25 человек; часть конструкторов перевели в здание строящейся тогда ТЭЦ, — там зимой были начаты проекты прессов К865, К866, К654.

В 1956 году завод ТМП поставил Ленинградскому предприятию «Электросила» уникальный листоштамповочный пресс К669, для отгрузки которого потребовалось 6 железнодорожных платформ.

Принципиально новые технические решения, единое типовое конструктивное оформление прессов внутри различных семейств с максимальной степенью унификации узлов и деталей внутри них от 60 до 80% обеспечили значительный рост выпуска машин.

В 1960 году группой В.Ф. Федоркевича была создана первая линейка прессов моделей К864С, К862С, К865С, К866С усилием 630-2500 тс.

В 1963-1965 годах коллектив конструкторов под руководством В.И. Дегтярёва освоила гамму горячештамповочных прессов моделей К8538, К8542, К8544, КА8546 усилием 630-4000 тс. Здесь был учтён большой опыт эксплуатации ранее выпущенных заводом прессов, значительно повышена их Жёсткость, усовершенствованы основные узлы, внедрено приспособление для вывода пресса из распора, указатель технологических усилий. Параллельно с этим специалисты отдела вели серьёзную работу по механизации и автоматизации кузнечно-прессового производства.

Ко второй половине 1960-х годов продукция завода ТМП успешно продавалась на внутреннем рынке, а также экспортировалась в 18 стран мира (за рубеж было поставлено 90 прессов).

К концу 1967 года коллектив конструкторов, состоявший из 113 человек, имел уже солидный опыт и в марте 1968 года приступил к выполнению ответственного задания – проектированию новых моделей прессов для АвтоВАЗа. В целом же за сравнительно небольшой срок – 15 лет – заводом было создано и изготовлено более 120 моделей новых прессов.

В 1969-1970 годах завод экспонировал на ВДНХ широкую линейку горячештамповочных прессов и методы стендовых испытаний. Вместе с ними были продемонстрированы автоматические линии моделей Л101-Л106 для полугорячей калибровки подшипниковых колец (ведущий конструктор М.А. Солодухин).

Заводская столовая. Начало 1970-х

Заводская столовая. Начало 1970-х

В 1967-1971 годах были изготовлены линии моделей Л212 и Л112 для штамповки балки картера заднего моста и крышки картера для Сердобского машиностроительного завода. Шефскую работу над этими линиями вела группа конструкторов под руководством Ю.А. Скучилина, а также под руководством И.Е. Кудинова и В.З. Губаря. В 1960-е и 1970-е годы ВЗТМП поставляет свою продукцию таким гигантам отечественного машиностроения, как ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, УАЗ, КАМАЗ, КрАЗ, МАЗ, БелАЗ.

В 1971 году ВЗТМП за досрочное выполнение Государственного плана по производству и поставкам прессов был награждён высокой правительственной наградой – орденом Ленина.

В 1980 году заводу вручена Международная премия «Золотой Меркурий» за развитие производства и международное сотрудничество. К настоящему времени кузнечно-прессовое оборудование с маркой «ТМП» работает в 54 странах мира.

В 1981 году произошло ещё одно знаковое событие, когда завод ТМП был назначен головным предприятием по комплексной поставке автоматизированного и механизированного горячештамповочного оборудования. В тот период промышленные министерства СССР стали проводить политику интеграции заводов одного профиля в производственные (ПО) и научно-производственные (НПО) объединения. Головными предприятиями в ПО и НПО становились наиболее авторитетные и опытные заводы, способные подтянуть других до своего уровня.

Далее в 1980-х годах продолжалась интенсивная работа конструкторского, производственного и вспомогательного персонала. Следует отметить, что в 1982 году коллективом предприятия был выпущен десятитысячный пресс, а в 1984 году группе работников завода присвоена Государственная премия СССР за создание высокоэффективных и уникальных тяжелых механических прессов и на их основе автоматических линий и автоматизированных комплексов.

В эти годы активно развивается социальная база завода ТМП, работает корпоративная турбаза, спортивные секции, культурно-досуговая инфраструктура, ведётся жилищное строительство.

Ковалёв А.Я. – гендиректор «Тяжмехпресс» в 1988-1991 гг.

Ковалёв А.Я. – гендиректор «Тяжмехпресс» в 1988-1991 гг.

Следует также отметить, что в 1988 году руководителем ПО «Воронежтяжмехпресс» становится Александр Яковлевич Ковалёв, будущий губернатор Воронежской области (1992-1996) и мэр Воронежа 2000-2003).

1990-е годы стали очень трудным испытанием для коллектива предприятия. В условиях политической нестабильности, резкого снижения количества заказов на кузнечно-прессовое оборудование, при повсеместных неплатежах и гигантской инфляции, последовал производственный и сбытовой кризис. Ваучерная приватизация, которая не приносила заводу инвестиций, дала лишь смену собственника, сделав предприятие акционерным обществом.

В 2000-е годы завод упорно боролся за выживание на внутреннем и внешнем рынке. В 2003-2007 годах предприятием изготовлены и поставлены партии тяжелых кривошипных горячештамповочных прессов, в т. ч. десять прессов усилием 6300 тс и одиннадцать прессов усилием 8000 тс. В 2005 году освоен выпуск оборудования для вагоно-колесных мастерских. В 2006 году разработана технология изготовления и освоен выпуск крупногабаритных металлоконструкций для подъемно-транспортной техники. В 2008 году начата модернизация производства, связанная с дальнейшей диверсификацией номенклатуры выпускаемого оборудования, а также реализацией программы ресурсосбережения и охраны окружающей среды. В 2009 году изготовлена первая робототизированная линия для горячей штамповки поковок на базе кривошипного пресса усилием 6300 тс.

В 2014 году завод ТМП официально оформлен как Открытое акционерное общество «Завод по выпуску тяжёлых механических прессов» — ОАО «Тяжмехпресс». Этот статус закреплён за предприятием с 2007 года.

Источники:

  1. Взгляд сквозь годы (Сборник статей, очерков, воспоминаний). – Воронеж: Б. и., 1994. – 463 с.
  2. Завод. Люди. Проблемы. – Воронеж: Б. и., 1975. – 224 с.
  3. Сайт завода: http:// www.tmp-press.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *