В РФ система высшего образования из функционального орудия меньшинства превратилась в важнейший социальный институт большинства.

Большая часть молодежи рассматривает получение высшего образования как всеобщее, когда отсутствие такого воспринимается как аномалия. Утверждаются новые способы достижения жизненного успеха: через высокое образование, получение профессии, конкурентной в рыночной экономике, через упорный труд, но не на всякой, а, по возможности, на хорошо оплачиваемой и престижной работе, способной обеспечить в будущем должностное продвижение, высокое социальное положение.

Сегодня проблема притока молодежи в науку трансформировалась. Социологические исследования, регулярно проводящиеся в элитных академических   институтах,  позволили   установить,   что  почти   половина (46 %) молодых ученых получает финансовую поддержку через отечественные программы и гранты. Это значительно больше, чем в других возрастных группах. Кроме того, ряд зарубежных организаций и фондов в течение последних трех-четырех лет активно реализует инициативы по поддержке студентов, аспирантов и молодых ученых. Заметно, что число заявок на «молодежные» конкурсы значительно сократилось. Объяснений здесь, по крайней мере, два:

1) программ слишком много, и предложение превышает спрос;

2) число молодых в науке сокращается, и количество потенциальных соискателей грантов уменьшается.

Важная тенденция трансформации науки связана с кадровым потенциалом. К началу 1999 г. в 448 научных организациях РАН работали 105, 7 тыс., а в 1990 г. – 137,7 тыс. человек. Численность исследователей за эти годы уменьшилась с 78,5 до 62,0 тыс. человек.  Но сокращение персонала в РАН сопровождается ростом числа ученых высшей квалификации – докторов наук с 6,4 тыс. в 1990 г., до 8,9 тыс. в 1998 г. К сожалению, резко снизился приток молодых специалистов. На работу в РАН в 1997 г. пришли 1,1 тыс. человек, что втрое ниже, чем в 1990 г. Уменьшилась и роль аспирантуры в пополнении научных кадров академии. Несмотря на то, что численность аспирантов в институтах РАН в 1998 г. составила 9,6 тыс., что в 3,3 раза больше, чем в 1994 г., у большинства из них нет интереса к научной карьере. Это отражается на эффективной деятельности аспирантуры. Так, в 1998 г. только 10,5 % ее выпускников завершили обучение с защитой диссертации (в 1994 г. – 13,6%), и лишь десятая часть осталась работать в РАН. Отсутствие условий для оптимального воспроизводства научных кадров ведет к изменению их возрастной структуры. Доля исследователей в возрасте до 40 лет в институтах академии сократилась, а количество лиц старше 60 лет за этот период возросло (в 1992 г. их было 39,6 %). Даже в столь динамичных областях науки, как ядерная физика, информатика, биология, средний возраст академиков достигает 68-69 лет. Влияние возраста научного работника на его профессиональную деятельность существенно. Установлено, что максимум продуктивности приходится на возраст ученого 30-39 лет. Пики творчества зависят от специфики отрасли знания: для физиков 32-33 года, для математиков – 23 года, для физиологов 35-39 лет. В молодые и зрелые годы вероятность получения наиболее значимых научных результатов принципиальной новизны и фундаментального характера оказывается максимальной.  Престиж научного труда снизился, что связано с проблемой финансирования российской науки.

В настоящее время помимо финансовых проблем стоит и задача повышения имиджа российской науки в массовом сознании. Сейчас она воспринимается как бедная, лишившаяся прежней поддержки в социальной системе.  Инвесторы не будут вкладывать средства в такую сферу.

Данные социологических исследований среди студентов старших курсов МГУ показали, что треть юношей и четверть девушек ориентированы на поступление в аспирантуру. Но только 35 % из опрошенных хотят работать в науке.  Одна из причин этого – низкий престиж российской науки в глазах молодежи. Тем не менее, студенты считают, что в России есть возможность заниматься наукой, но нужно обеспечить ее финансирование. В научной сфере заработная плата ниже среднего уровня. Она составляет около 80 % от среднемесячной заработной платы. Это говорит о том, что снижен стимул заниматься наукой в России, молодежь стремится в те сферы деятельности, где можно найти заработок выше среднего.

В региональных университетах престиж как научной работы, так и аспирантской подготовки значительно выше, чем в столичных городах, и, следовательно, именно они могут в настоящее время служить источником пополнения научных кадров. Однако аспиранты из регионов, будучи более мотивированными к научной деятельности, чаще московских и петербургских думают о возможности продолжения карьеры за рубежом.

Тем не менее, мотивация российской молодежи к научной работе крайне низка. Среди основных факторов, препятствующих выбору научной карьеры, — низкая оплата труда, отсутствие необходимой материальной базы для исследований, плохие социальные условия. Есть и целый ряд «нематериальных» мотивов, из-за которых молодых сложно привлечь в эту область. Одна из главных причин выбора науки – стремление к творчеству. Если условия для творчества не складываются, то рано или поздно происходит либо деградация, либо уход из науки.

Система мероприятий по поддержке научной молодежи должна учитывать специфику трех основных ее групп: это студенты старших курсов, аспиранты и молодые ученые. Если студентов и даже аспирантов надо заинтересовать наукой как возможной сферой деятельности, то для молодых ученых необходим комплекс мер, который предотвратил бы их уход. При этом помимо личных материальных стимулов различного рода (зарплата, жилье, социальные блага) важны организационные мероприятия, которые поощряли бы развитие их самостоятельности, а также давали бы им возможность обучаться научному менеджменту.  На сегодняшний день, безусловно, проблема «закрепления» молодежи в науке стоит значительно острее проблемы ее приобщения к исследовательской деятельности. Необходимы также специальные мероприятия по привлечению молодежи в столичные либо современные региональные исследовательские центры.

В российской социальной системе есть молодые люди, которым наука интересна, они хотят заниматься научными исследованиями. Поддержка мотивации научной деятельности у молодежи может быть решена путем международного сотрудничества. Это связано с образованием различных фондов. Так, в 1995 г. был образован фонд «Инкае», имеющий конкурсные программы и гранты, цель которых – поддержать совместные исследования молодых ученых. Самый большой шанс получения гранта у кандидатов наук до 32 лет. Они приглашаются для работы в лабораториях западных университетов и научных центров, где знакомятся с современным уровнем науки. В решении данной проблемы интересен опыт других стран. Так, в Германии крупнейшим фондом является государственный фонд «Немецкая служба академических обменов», которая дает гранты студентам, аспирантам и молодых ученым для стажировки и научных командировок за границу.

Для того, чтобы наука не утратила своего положения в обществе и развивалась, необходимо стимулировать приток молодых кадров. Главная роль в этом принадлежит государственному регулированию этих процессов. Государство обязано выработать стратегическую программу, определить приоритетные направления развития российской науки и участия в ней молодежи.

В настоящее время: 1) требуется восстановить престижность труда ученых, повысить их общественных статус и социальную защищенность, создать реальные стимулы для увеличения притока молодежи в науку. Средняя оплата труда научных работников и аспирантов должна быть не ниже, а у имеющих ученую степень выше прожиточного минимума; 2) необходимо создать возможности для привлечения ученых к чтению современных спецкурсов в вузах, увеличить долю факультативных занятий и расширить участие студентов в исследованиях.

Авторы: Мирошникова А.В., Казанцев П.А. 

Литература:

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи. Ростов-на-Дону. 2001.
  2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранное. М., 1990.
  3. Курабатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. М., 2002.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *