Существует представление о возможности свободы при отсутствии ограничения.  «Свобода — это когда я могу делать все, что хочу», — высказывание, приписываемое Вольтеру. «Всякий закон есть зло, ибо всякий закон есть нарушение свободы». (И.Бентам). «Свобода — это отсутствие препятствий для осуществления наших  желаний». (Б. Рассел).

Всеобщая свобода в этом смысле невозможна, поскольку свобода каж­дого будет нарушать неограниченную свободу (т.е. отсутствие ограничений) для всех остальных.

«Невозможно спасти свободу. Свобода — ничто», {Ж.П. Сартр), Фран­цузский экзистенциализм, сформировав свое кредо «существование предше­ствует сущности», приходит к выводу, что если есть предшествование сущ­ности, то нет свободы. Человек тогда свободен, когда он не детерминирован ни прошлым, ни социальным, ни культурой. Но человек вписан в социум, в культуру, имеет прошлое. Значит, сущность человека предшествует выбору, человек не свободен! Надо сбросить прошлое, социальность, тогда это пре­вращает человека в «ничто». «Я свободен, но меня нет». Есть выбор, но нет того, кто выбирает. «Свобода — это ничто».

Мыслители прошлого и настоящего очерчивают пространство раз­мышлений о свободе. И если мы согласимся с тем, что в самом общем виде, свобода — это способность к самоопределению, то мы должны принять то, что свободный индивид должен иметь возможность преследовать свои соб­ственные цели. Подобная свобода принимать индивидуально решения стано­вится возможной, благодаря определению четких границ прав индивида и разграничения сфер, в пределах которых каждый может распоряжаться дос­тупными ему средствами в своих собственных целях, иными словами, каж­дому человеку устанавливается узаконенная сфера свободы.

Это фундамент формирования самостоятельной личности и особой среды, в рамках которой могут беспрепятственно преследоваться конкретные индивидуальные цели.

Интересно мнение Ф.К, фон Савиньи на этот счет, который считал, что достичь того, чтобы, вступая в отношения, «свободные агенты» продолжали жить в согласии, взаимно поддерживали друг друга и не вмешивались в чу­жие дела, можно, только признав невидимые границы, внутри которых обес­печивается определенное свободное пространство для жизни и деятельности каждого индивида. Правила, которыми определяются эти границы, и через них — пределы свободы каждого, образуют систему права.

Как же обеспечить наибольшую возможность свободы для всех? Этого можно достичь, одинаково ограничив свободу всех с помощью единых абст­рактных правил, предотвращающих произвол, дискриминацию или насилие со стороны одних людей по отношению к другим, препятствующих вторже­нию кого бы то ни было в сферу личной свободы человека. Правительство должно принуждать к исполнению этих абстрактных правил и тем самым ог­раждать индивиды от насилия или вмешательства в сферу его личной свобо­ды со стороны других.

Подчинение единым абстрактным правилам обеспечивает простор для самой широкой свободы и разнообразия (иногда думают, что разнообразие приводит к хаосу). Нет, большее разнообразие приводит к большему поряд­ку. В результате, свобода, возможная благодаря соблюдению абстрактных правил и противоположная свободе как отсутствию всех ограничений, стано­вится «матерью, а не дочерью порядка» (Прудон).

В свое время Д. Юм писал, что ни одна форма не может существовать, если она не обладает теми силами и органами, которые необходимы для ее существования; в таком случае должен быть испробован какой-либо новый порядок, какой-либо новый строй — и так далее без перерыва пока, наконец, не будет найден такой порядок, который может сам собой существовать и поддерживаться.

Так, в человеческое сознание приходит понятие самоорганизующей структуры,  ставшее основой нашего понимания всех этих сложных порядков,

казавшихся чудом, которое мог сотворить разум, наделенный сверхчеловече­скими способностями.

Пришло понимание, каким образом рынок позволяет каждому для дос­тижения личных целей использовать в установленных рамках свое индиви­дуальное знание и оставаться при этом в полном неведении относительно по­рядка, в который приходится вписывать свои действия.

В условиях «спонтанного порядка» (Ф.А. фон Хайек) незачем знать ни обо всех преследуемых целях, ни обо всех используемых средствах, чтобы учитывать их в своем поведении. В этом нет нужды, поскольку такой поря­док формируется сам по себе, т.е. имеет место самоорганизация.

Существует конфликт между сторонниками (с одной стороны) спон­танного расширенного человеческого порядка, создаваемого рыночной кон­куренцией, и с теми (с другой стороны), кто выступает за сознательную ор­ганизацию человеческих взаимоотношений центральной властью, опираю­щейся на коллективное распоряжение имеющимися ресурсами. Предполага­лось, что централизованная плановая экономика обеспечит не только «соци­альную справедливость», но и более эффективное использование экономиче­ских ресурсов. Но этого не произошло, так как не учитывалось то, что сово­купность ресурсов, которые должны быть отражены в подобном плане, ни­кому не известны и потому не поддаются централизованному контролю. Вот почему социализм — всякий раз, как его пытались построить, — получался со­всем не таким, как его замысливали его интеллектуальные  вожди.

Чтобы подтолкнуть самоформирование определенных абстрактных структур межличностных отношений, нам нужно сохранить опору на самые общие условия, не препятствуя при этом отдельным элементам находить и занимать свое место в более обширном порядке. Самое большее, что мы мо­жем сделать для содействия этому процессу — это вводить только те элемен­ты, которые подчиняются обязательным правилам. Чем сложнее структура, тем жестче границы для нашего   вмешательства.

Каждый индивид становится звеном во множестве цепей передач, и по этим цепям он получает сигналы,  позволяющие ему приспосабливать свои планы к обстоятельствам, которые он не знает. Общий порядок тогда становится бесконечно растяжимым, спонтанно поставляя информацию об увели­чивающемся наборе средств.

Наши ценности и институты не просто определяются какими-то про­шлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессозна­тельной самоорганизации некоей структуры или модели. Это имеет силу не только для экономической науки, принцип этот гораздо шире: на нем строит­ся современная биология.

Что общего обнаруживается при исследовании систем природных и со­циальных? Общее — это спонтанное образование структур, качественные из­менения на макроскопическом уровне, процессы самоорганизации в откры­тых системах.

Для нормального функционирования живого организма необходим не­кий промежуточный режим между хаосом и порядком, режим детерминиро­ванного хаоса. Аритмия сердца опасна. не менее опасны чрезмерно упорядо­ченные ритмы биения сердца, которые тоже свидетельствуют о его болезни. Здоровье — это тонкий баланс между хаосом и порядком.

Спонтанно возникающие макроскопические структуры описываются параметрами порядка, а влияние окружения — контрольными параметрами, Согласно принципу подчинения синергетики, параметры порядка детерми­нируют поведение отдельных частей или элементов системы. Элементы сис­темы обратным образом воздействуют на параметры порядка. Мы можем на­блюдать некий феномен циклической причинности.

Формирование созидательной рыночной саморегуляции, «расширенно­го порядка человеческого сотрудничества» (Ф.А. фон Хайек) не должны подменяться ни институтами плановой экономики, ни обществом потребле­ния, вещизма, ни хищническим криминальным беспределом.

Открытия и счастливые обретения нас ждут на пути развития самоор­ганизующихся процессов.

Автор: Костриченко Л.Ф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *