К личности педагога во все времена предъявлялись высокие требования. Ведь именно он создает культуру последующих поколений. Педагог должен быть интересен как личность.. Без интереса к личности нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности преподавателя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Известно, что преподаватель обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью.
Каким бы компетентным специалистом ни был преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я».
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. К сожалению, у нас далеко не все педагоги озабочены личным авторитетом. Исследования показывают, что преподаватели в 2 раза занижают значение своего имиджа. По данным исследований, только 19% преподавателей удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
Имидж — это стиль, который обусловлен внутренним содержанием. Это понятие появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков «image» обозначает «образ». Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, и искусство говорить, и слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед обучаемыми и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.
Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил высказаться о внутреннем мире «изображенных». Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И преподаватель может использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым.
Конечно, успешная “самоподача” требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, думаем, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Возможно, имидж для педагога важен даже больше, чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников и в свою очередь способствует формированию имиджа обучаемых.
Основой имиджа педагога являются его личностные и профессиональные качества — коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность, самообладание и многие другие. Также имидж педагога — это его инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников. Компетентный педагог будет использовать их целенаправленно и осознанно.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с обучаемыми, преподаватель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние его учеников, но и их работоспособность.
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, взгляд. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.
Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни. Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Возможно, не хватает самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Привлекательные люди:
– часто и охотно улыбаются;
– обладают хорошим чувством юмора;
– естественно себя ведут;
– часто и охотно говорят комплименты;
– знакомы с этикетом и следуют ему;
– уверены в себе;
– быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
– осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
– дружелюбны, с ними легко в общении.
В последние годы имидж стал все чаще использоваться и исследоваться (В.М. Шепель, П.С. Гуревич, Г.Г. Почепцов, А.Н. Жмыриков, М.С.Пискунов и другие). Руководство образовательных учреждений вынуждено было заняться изучением спроса и продвижением своих образовательных услуг.
То есть, можно говорить о том, что имидж преподавателей, работающих в образовательном учреждении, создает имидж самого учреждения. А это, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности, расширению партнерских связей и привлечению инвестиций.
В связи с этим необходимо формировать имидж современного преподавателя. Несомненно, это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты. Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни, порой даже решить сложные задачи в различных ситуациях.
Так, в ряде школ и педагогических колледжей и вузов уже преподается такой предмет как «Имиджелогия» — как наука о личном обаянии, которая в 90-х годах была сформулирована профессором В.М. Шепелем.
На одном из занятий со студентами, говоря об имидже, мы обсудили такой секрет личного успеха, как привлекательность в глазах окружающих. И выяснили, что это не только визуальная привлекательность. Студенты называли такие черты привлекательного человека: обаяние, уверенность в себе, жизнелюбие, чувство юмора, умение посмеяться над собой, общительность, хорошее настроение, благородство… И для этого не обязательно быть внешне привлекательным человеком. Ребята говорили, что внешняя выразительность- желательный компонент имиджа, но не решающий. Необходимо, чтобы человек сам чувствовал себя уверенно и комфортно, и тогда его уверенность передается окружающим.
На другом занятии мы рассмотрели пластику, мимику педагога как невербальные компоненты имиджа.
Учитывая то, что выигрышный имидж — это построение положительного образа «Я», мы провели упражнение «Хвалебная ода» и увидели, как непросто некоторым студентам дать себе положительную характеристику.
Психологи отмечают, что люди судят о нас при встрече по первому внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых 5-40 секунд. Произвести первое впечатление можно только один раз. Хочется вспомнить слова А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Автор: Савинкова О.Н.