В этот день, 6 января 1960 года, на углу улиц Плехановской и Войкова в Воронеже был открыт книжный магазин №11 со свободным доступом покупателей к стеллажам и витринам с книгами. Это была большая новость для воронежцев, большинство из которых никогда не слышали об открытом формате торговли, позже названном в СССР «магазинами самообслуживания». Более того, воронежский магазин опередил в этом отношении всю страну, — ведь первый универсам самообслуживания появился в Ленинграде 16 декабря 1966 года.
Достаточно долго считалось, что покупателям нельзя доверять допуск к товару, так как возникает соблазн его похищения. Однако первые опыты работы такого рода магазинов дали хороший результат – потребители гордились оказанным доверием и редко прибегали к кражам (даже при том, что систем видеонаблюдения и радиометок товара ещё не существовало и спрятанный под одеждой товар легко мог быть украден).
Успех магазинов самообслуживания стал предпосылкой для внедрения билетных касс упрощённой конструкции в автобусах, троллейбусах и трамваях. В них не обязательно было опускать монеты под расчёт; такие кассы не давали сбоев, а билеты выкручивались самими пассажирами. Рядом с такими кассами красовалась надпись: «Совесть пассажира — лучший контролёр!».
Для книжной торговли открытый формат стал с тех пор преобладающим способом торговли. Каждый покупатель мог теперь брать книгу в руки, знакомиться с её содержанием, текстами, иллюстрациями.
Теперь, правда, книжные магазины всё более уходят в прошлое. Интернет и сетевая торговля вытесняют из повседневной практики офлайновый бизнес. Давно перепрофилирован и книжный магазин №11, формат торговли в котором стал достоянием истории.
Источник: Коммуна. 1960. 7 января.
См. также: Открытие в СССР первого магазина открытого формата