Стратегии развития субъектов Российской Федерации разрабатываются на весьма длительные сроки — на 15, 20, 30 лет. Это весьма существенные временные промежутки, в течение которых происходят кардинальные изменения в жизни людей, технологиях, способах общения, в финансовых транзакциях, производстве, в культуре и в быту. Зачастую меняется и сама ментальность людей, их мировоззрение, потребности, интересы, поведенческие установки.
Можно ли в принципе учесть при разработке стратегии развития региона столь значимые изменения или это невозможно априори?
Практика показывает, что можно — хотя и с существенными оговорками. Для построения более или менее валидного прогноза требуется, во-первых, квалифицированная экспертная группа, включающая аналитиков разного профиля, имеющих на руках все необходимые данные, и, во-вторых, необходимы возможности по компьютерному моделированию возможных сценариев развития событий.
В известном смысле указанная группа аналитиков занимается территориальным маркетингом, получая изо всех возможных источников (как открытых, так и закрытых) требуемую информацию, обрабатывает её, анализирует, классифицирует, перекладывает на язык математических моделей, увязывает с имеющимися в наличии ресурсами и системными ограничениями, а затем получает несколько вариантов прогноза (например, три: оптимистический, пессимистический и промежуточный).
Разумеется, даже в таком кадровом оформлении аналитической группы, с надлежащими потоками оперативных данных, возможностями их компьютерной обработки (в том числе суперкомпьютерами из-за большого массива данных и сложности региональной социально-экономической системы), неизбежны ошибки и существенное расхождение с реальностью. Но другого пути нет — если, конечно, в Воронеже не появится свой Вольф Мессинг или баба Ванга.
Качественные изменения — вещь очень глубокая и серьёзная, меняющая жизнь на глубинном уровне. В истории Воронежского края были такие периоды как автономного свойства (характерные только для региона), так и общестрановые. Так, петровский период в истории Воронежа — это время качественных перемен в становлении местной промышленности, культуры, общества, образования.
Другой период качественного перехода — становление Советской власти, коллективизация, появление в Воронеже авиационной, моторостроительной, химической промышленности, приобретение городом статуса столицы Центрально-Чернозёмной области. Следующее качественное изменение — Великая Отечественная война, в результате которой Воронеж был настолько сильно разрушен, что обсуждался вопрос о строительстве города в новом месте.
Естественно, качественным переходом является и период начала 1990-х годов, когда страна официально перешла к рынку, и в Воронежской области произошли радикальные перемены в экономике, обществе, культуре, в управлении, во многих других сферах жизни. Никакие стратегии российских и зарубежных учёных и экспертов такого качественного скачка не предсказывали.
Вот и сейчас, в начале 2020-х годов, мы снова вступили в период качественных изменений. Пандемия ковида и специальная военная операция России, начатая 24 февраля 2022 года очень сильно изменили мир, усилили противостояние многих стран, изменили соотношение сил и политического влияния, перераспределили финансовые и товарные потоки.
Очевидно, что стратегия развития Воронежской области, написанная ещё 2-3 года назад, ныне почти полностью должна быть пересмотрена, поскольку приоритеты ныне серьёзно сдвинуты. Так, в ближайшие годы должны развиваться ускоренными темпами воронежское авиастроение (ВАСО уже объявило о создании 3 тысяч новых рабочих мест в течение 1-1,5 лет), микроэлектроника, системы связи, космическое двигателестроение (КБХА и механический завод). Импульс к развитию получит оборонная отрасль. Вместе с тем будет развиваться АПК в его инновационном измерении, пищевая и перерабатывающая промышленность.
Какими станут в ближайшие 8-10 лет рынки труда, транспорт, торговля, высшее и среднее специальное образование, культура и искусство, здравоохранение, доходы и благосостояние воронежцев — нам ещё только предстоит спрогнозировать и подсчитать.