Одной из ярких достопримечательностей Воронежа является кинотеатр «Спартак», история которого насчитывает более века. Конечно, глядя на этот современный объект с особым дизайном и инновационной инфраструктурой, не скажешь, что ему за 100 лет. И эти сомнения имеет под собой основания, поскольку в начале ХХ столетия кинотеатр выглядел совсем по-другому, да и название имел иное, совсем не пролетарское. Но обо всём по порядку.

В 1900-е годы в Воронеж вместе с электричеством пришёл кинематограф. Это иностранное слово воронежцы даже не знали как произносить правильно — кто-то говорил «кинематограф», а кто-то «синематограф». Этим новым термином именовали не только искусство кино, но и обозначали зрительские площадки, где крутили киноленты предприниматели-энтузиасты. Импровизированные кинозалы нередко представляли собой наспех оборудованные скамейками и простынёй-экраном помещения, а зачастую киносеансы шли на открытом воздухе в тёмное время суток.

Новое, невиданное ранее развлечение пришлось по вкусу воронежцам. Городу потребовались комфортабельные, оборудованные всем необходимым помещения. Следует также упомянуть, что киноленты тех лет, вплоть до конца 1920-х годов, были немыми; голоса персонажей и звуки происходящего действа подменял музыкант-аккомпаниатор (тапёр), игравший, как правило, на фортепьяно. Дождь и снег, мороз и жара не должны были препятствовать проведению сеанса — шоу должно было продолжаться при любой погоде.

Электротеатр "Ампир" в первые годы своего существования. Воронеж. Начало ХХ в.

Электротеатр «Ампир» в первые годы своего существования. Воронеж. Начало ХХ в.

Необходимо также упомянуть и то обстоятельство, что более мощным и современным на тот момент киноаппаратам требовалось электричество. В Воронеже свой первый ток дала электростанция на Большой Богоявленской улице (ныне улица 25 Октября). Концессионером станции мощностью в 315 кВт выступила фирма «Сименс и Гальске». В начале 1900-х годов в Воронеже стало появляться первое уличное освещение.

Созрели все необходимые условия для строительства в городе благоустроенных кинотеатров, которые в те времена именовали электротеатрами. Первым построенным электротеатром стал «Тауматограф«, расположенный напротив будущего «Спартака». После революции «Тауматограф» переименуют в «Комсомолец».

Бизнес «Тауматографа» быстро пошёл в гору, что послужило сигналом для других энтузиастов для открытия ещё одного кинотеатра, более современного и комфортабельного.  Таким кинотеатром стал «Ампир», построенный семьёй Тер-Паносовых на территории своей усадьбы. В 1907 году они открыли здесь галантерейный магазин, но решили переориентироваться на кинематограф и построили на данной площадке новый электротеатр с претензионным названием «Ампир» (т.е.  в переводе с французского «Империя»).

Как указывает известный воронежский краевед П. Попов, открытие электротеатра состоялось 18 декабря 1913 года. Это был самый комфортабельный кинотеатр Воронежа, рассчитанный на 800 зрителей, имевший хорошее электрическое освещение, усовершенствованное кинооборудование, электровентиляцию, оснащённый подъёмными креслами. Были предусмотрены два фойе, буфет, кофейная, курительная комната.

Кинотеатр «Спартак». Воронеж.1939

В 1919 году кинотеатр был переименован — название «Ампир» сменило более революционное и пролетарское имя собственное «Спартак»; именно этот бывший гладиатор организовал восстание против поработителей-римлян. В те годы коренных социальных и экономических преобразований такая смена имён была в порядке вещей — свои имена поменяли многие городские улицы, площади, предприятия. В те годы даже памятник Петру I чуть не отправили на свалку истории — его спасло лишь то обстоятельство, что средства на его сооружение собирали всем миром (См. Отказ от сноса памятника Петру I в Воронеже).

14 декабря 1919 года электротеатр «Ампир», ставший «Спартаком», был передан  губернским отделом народного образования в пользование 10-ой дивизии, которая размещалась в Воронеже. Таким образом, на некоторое непродолжительное время «Спартак» был выведен из общего пользования горожан.

В годы НЭПа, индустриализации и культурной революции кинотеатр «Спартак» работал с полной нагрузкой, демонстрируя воронежцам и гостям города лучшие образцы советского кино. На фото 1939 года (см. выше) мы видим анонс любимого многими фильма «Трактористы», который повлиял на выбор профессии многими людьми.

Да и сам кинематограф приносил не только пропагандистские эффекты в те годы, но и немалую прибыль, поскольку тогда каждый житель столицы Черноземья побывал в кино в среднем 6 раз за год. Приведём конкретные цифры.

С 1 января по 31 декабря 1936 года в кинотеатры Воронежа посетило 2 млн. 275 тысяч зрителей. Наибольшим успехом пользовались кинофильмы «Мы из Кронштадта», «Партийный билет», «Дубровский», «Подруги» и другие, не снимавшиеся с экрана по месяцу и более. В предыдущем, 1935 году, кинотеатры города посетило 1 974 700 кинозрителей.

Существенный прирост посетителей кинотеатров был обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, в 1930-е годы численность населения Воронежа стремительно нарастала: если в 1928 году город имел 128 тыс. жителей, то к 1933 г. – 314 тыс., а к 1937 г. – 330 тыс.). Во-вторых, всё большее число воронежцев интересовалось кинематографом, а посещение «электротеатров»  становилось модной привычкой. Просмотренные кинофильмы активно обсуждались дома и на работе, в кругу знакомых, друзей и коллег.

Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра «Спартак» серьёзно пострадало. Было решено не восстанавливать его в прежнем виде, а реконструировать в современном стиле. В 1951 году местное отделение Союза архитекторов организовало конкурс на лучший проект реконструкции кинотеатра. Лучшим признали проект, созданный в 1952 г. уроженцем Воронежа Николаем Яковлевичем Неведровым (1908–1974), его и воплотили в жизнь.

Кинотеатр "Спартак" в 1970-е годы

Кинотеатр «Спартак» в 1970-е годы

Автор проекта нашёл очень удачное композиционное решение. Зрительный зал остался на старом месте, благодаря чему здание сохранило признаки объекта культурного наследия начала XX в. Вплотную к залу было пристроено новое, обширное и величественное фойе, поставленное под углом – в соответствии с новой планировкой улицы, превращенной в часть центральной городской площади. В оставшемся угловом пространстве размещена парадная лестница. Так как красная линия улицы (площади) отодвинута вглубь квартала, старая входная часть театра снесена. В целом здание поднято в высоту и наделено мощным фасадом, пронизанным духом победной послевоенной советской архитектуры. С обеих сторон фасада по линии участка поставлена высокая ограда в том же стиле. В обновленном виде кинотеатр открылся 16 января 1955 года. Это одно из самых монументальных послевоенных сооружений в центре города.

В начале 2000-х годов киноиндустрия Воронежа испытывала огромные трудности. Часть городских кинотеатров и клубов уже закрылась или испытывала чрезвычайные затруднения: не стало кинотеатров «Луч», «Мир», «Родина», «Дружба», «Заря». Оставшимся на плаву городским кинотеатрам требовались крупные инвестиции. Экстренные меры по спасению «Спартака» были предприняты в начале 2000-х годов. По новому проекту «Спартак» становился качественно иным.

После реконструкции и редизайна «Спартак» открылся в 2002 году. По проекту архитектора Александра Забнина он превращен в шестизальный кинотеатр с более комфортабельным главным залом. Сооружена пристройка к заднему фасаду с «зеркальным» парковым фасадом. Демонтирована скульптурная группа 1950-х гг., являвшаяся логическим завершением композиции главного фасада.

Зеркальные стены "Спартака" после реконструкции. 2012

Зеркальные стены «Спартака» после реконструкции. 2012

Серьёзная реновация кинотеатра «Спартак» принесла ожидаемые плоды — сюда вновь пошли воронежцы, по достоинству оценив новые сервисы и комфорт.

Со временем в репертуар кинотеатра вошли не только художественные фильмы с современным звуком и цифровыми технологиями, но и стали транслироваться на большой экран премьерные показы из столичных драматических и музыкальных театров.

Кинотеатр "Спартак" в наши дни. Воронеж. 2021.

Кинотеатр «Спартак» в наши дни. Воронеж. 2021.

Гармонично смотрится «Спартак» на площади рядом с Кольцовским сквером, радуя глаз воронежцев.

См. также: Воронежский чудотворец — электротеатр «Тауматограф»

Источники:

  1. Архив автономного учреждения культуры Воронежской области «Государственная инспекция историко-культурного наследия».
  2. Историко-культурное наследие Воронежа. Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронеж. 2009. — сс.268-269.
  3. Попов П.А. Воронеж. История города в названиях улиц. – Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. – сс.166-173.
  4. Сайт государственной инспекции историко-культурного наследия https://vrn-heritage.ru/heritage/01.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *