Кинематограф, стремительно ворвавшийся в русскую культуру в конце XIX – начале ХХ века, сыграл свою значительную и в чём-то роковую роль для мировосприятия и духовности дореволюционной России. «Великий немой» сотворил переворот в сердцах людей, серьёзно подорвал веру в Бога, взбудоражил сознание всех, увидевших невиданное ранее зрелище, происходящее на экране. Здесь надо пояснить, что первые киноленты до конца 1920-х годов были немыми, а в кинозале на пианино играл тапёр – специальный аккомпаниатор, выдававший зрителю живой звук сопровождения. Эра звукового кино наступит позже — с начала 1930-х годов; именно тогда «великий немой» обретёт голос, хотя часть режиссёров и зрителей считало это ненужным, такой же несуразицей, как создание «поющей книги».

Но вернёмся в российскую действительность начала ХХ в. Кинематограф тогда стал не только быстро распространявшимся по стране бизнесом, но и формировал новое мировоззрение, ценности, взгляды на веру, культуру, общество.  В.И. Ленин недаром указывал, что: «Главнейшим из всех искусств для нас является кино», поскольку имел многочисленные свидетельства того, что кинематограф ослаблял православную веру, заставлял сомневаться в чудесах и христианских ценностях. Новой пролетарской культуре именно это и было нужно, чтобы заместить веру материалистическими представлениями.

В этой связке культуры и бизнеса мы рассмотрим открытие в Воронеже кинотеатра (или электротеатра — так тогда называли эти новые учреждения) под названием «Тауматограф». Столь непривычное русскому слуху название было взято из иностранного лексикона. Понятие тауматургии пришло в современность из древнегреческого искусства творения магии и чудес. Английское и французское слово thaumaturge переводится как чудотворец, волшебник, маг. Основатели воронежского электротеатра использовали это слово для указание на магию кино, добавив окончание -граф, указывавшее на прямое отношение к кинематографу. Таким образом и было получено название «Тауматограф«, которое, впрочем, продержалось весьма недолго. Но об этом чуть ниже.

Как мы уже сказали, организация кинотеатров как вид предпринимательства был быстро подхвачен прагматично настроенными воронежскими коммерсантами. В центре города за несколько лет возникает сразу три электротеатра — «Тауматограф», почти напротив от него «Ампир» (будущий кинотеатр «Спартак») и в двухстах метров от них — синематограф «Увечный воин».

Митинг у кинотеатра "Тауматограф". Воронеж. 1917.

Митинг у кинотеатра «Тауматограф». Воронеж. 1917.

Как сообщает известный воронежский краевед Павел Попов, само помещение электротеатра “Тауматограф”, принадлежало потомственным почётным гражданам Воронежа Типцевым (Николаю, Аркадию, Вере и Петру Петровичам). Электротеатр был построен в 1908 году, первоначально имел небольшие размеры (правая часть здания). Но поскольку спрос на кинофильмы со стороны зрителей был высокий, помещение кинотеатра было решено расширить.

В 1915 году здание было значительно увеличено за счёт сооружения с левой южной стороны пристройки в стиле модерн, ставшей композиционным центром здания. После реконструкции электротеатр стал называться “Кино”. Это простое название лучше воспринималось в народе, чем сложное и малопонятное «Тауматограф».

Кинотеатр с новым названием «Кино» имел один проекционный аппарат, приобретённый в Москве у фирмы «Name», и одну динамо-машину. Зрительный зал заведения был рассчитан на 286 мест, в нём стояли мягкие венские стулья. При театре работал буфет. В 1916 году в электротеатре стала работать “Секция детских развлечений и внешкольных занятий” Народного университета — здесь были организованы познавательные лекции с показом картин.

В 1930 году электротеатр «Кино» стал первым в Воронеже звуковым кинотеатром. Услуги тапёра стали больше не нужны. Актёры революционных фильмов заговорили своими голосами, были озвучены соответствующим образом боевые действия, шутки героев, реплики, диалоги действующих лиц.

Поскольку объявления о сеансах в газете «Воронежская коммуна», которая в 1928 году в связи с образованием ЦЧО  стала «Коммуной»,  вносили некую путаницу из-за названия «Кино», кинотеатр решено было в очередной раз переименовать.  Назвали кинотеатр «Комсомолец» в духе того времени; это название просуществовало вплоть до Великой Отечественной войны.

Кинотеатр «Комсомолец». Воронеж. 1943.

На фотографии военного времени (см. выше) мы видим действующий кинотеатр «Комсомолец», хотя в 1943 году подавляющее число зданий Воронежа лежали в руинах. Из этого факта мы можем сделать однозначный вывод о значимости кино для города, измученного войной.

Затем до 1961 г. здесь располагался Театр музыкальной комедии. Запланированная в 1950-х гг. надстройка театра тремя этажами не была осуществлена.

Театр музыкальной комедии в здании бывшего электротеатра «Тауматограф». Воронеж. Конец 1940-х гг.

После восстановления здания Театра музыкальной комедии, построенного в 1931 году на главной площади города и сильно пострадавшего в войну, здание кинотеатра «Комсомолец» было передано Воронежской государственной филармонии.

На снимке, представленном ниже, мы видим Театр музыкальной комедии (в центре фото, стоящий без крыши) со стороны взорванного фашистами здания Обкома ВКП(б). Площадь Ленина, которая тогда именовалась площадью 20-летия Октября, представляет собой удручающее зрелище. Гитлеровцы полагали тогда, что для восстановления Воронежа понадобится не менее 50 лет.

На этой фотографии из архива Министерства обороны мы видим площадь Ленина (20-летия Октября) такой, какой она была после освобождения Воронежа 25 января 1943 г.

После расчистки и разминирования центральной части города и реконструкции площади Ленина (так она стала называться с 1956 года), начал свою работу и обновлённый Театр музкомедии.

Премьерным показом в феврале 1961 года во вновь отстроенном Театре музыкальной комедии была опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Современный вид здания "Тауматографа", в котором ныне расположена Воронежская государственная филармония. 2021

Современный вид здания «Тауматографа», в котором ныне расположена Воронежская государственная филармония. 2021

В довоенное время Воронежская филармония находилась с 1937 года в здании Дома санитарной культуры, расположенного по улице Чайковского. Но в войну здание старой филармонии было настолько сильно повреждено, что не подлежало восстановлению. Теперь на его месте находится жилой дом. См. Открытие Воронежской филармонии в 1937 году.

Ядром вновь образованной в 1937 году Воронежской филармонии стал существовавший с 1924 года городской симфонический оркестр, выступавший, как указывает Е. Пульвер, под управлением известнейших сосетских дирижёров. В концертах оркестра участвовали выдающиеся советские исполнители. Авторские концерты давали композиторы Д. Шостакович, Р. Глиэр, И. Дунаевский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Т. Хренников и другие.

См. также: Кинотеатр «Ампир», ставший «Спартаком».

 

Источники:

  1. Архив автономного учреждения культуры Воронежской области «Государственная инспекция историко-культурного наследия».
  2. Историко-культурное наследие Воронежа. Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронеж. 2009. — с.267-268.
  3. Попов П.А. Воронеж. История города в названиях улиц. – Воронеж: Издательство «Кварта», 2003. – с.166-173.
  4. Пульвер Е.А. Здравствуй, Воронеж. Путеводитель. — Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1970. — 232 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *