Проблема частного коллекционирования в России в предшествующие столетия — очень интересная научно-культурологическая тема. Её анализирует российский исследователь из Костромского госуниверситета Павлова М.А. Слово коллекция — отмечает автор — произошло от латинского «соllectio» — «собирание». В научных источниках даётся ряд определений этого термина. В справочной литературе коллекция определяется как «систематизированное собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес…» [2, с. 207]. Подобные определения мы можем найти во многих словарях и справочниках. Большинство исследователей сходятся во мнении, что коллекция — это, прежде всего, систематизированное собрание, предметы которого объединены по какому-либо признаку. Это является главным признаком процесса коллекционирования. Первоначально собирательство очень часто основывалось на приобретении и использовании по утилитарному назначению предметов, имеющих художественную ценность, они служили показателем финансовой состоятельности владельца, но не фактом целенаправленного сбора определённой коллекции. Особенно это характерно для первых русских собраний, сформировавшихся до XVIII столетия. Коллекционирование же предполагает исключение предмета из сферы хозяйственного употребления и сохранение его в этом качестве как объекта культурного наследия.
Состав частных коллекций имеет субъективный характер, он отражает финансовые возможности собирателя, его интересы и пристрастия. Личность любого человека формируется под влиянием культурно-исторических событий эпохи. Поэтому в собрании коллекционера отражается не только уровень его образования и воспитания, но и экономика, художественная мода, политические события той или иной эпохи. На первоначальном этапе развития частного коллекционирования в России были более всего распространены коллекции универсального типа, и только с течением времени, с развитием художественных рынков в России и Западной Европе, с повышением уровня социокультурного развития общества и его самоидентификации коллекции стали приобретать узкую направленность. Культурно-исторический контекст развития общества влиял и на формирование стереотипов, норм и основных требований к устройству внешнего и внутреннего пространства, характеризующего сословную принадлежность, поэтому в разные исторические периоды ведущие позиции в собирательской деятельности занимали различные сословия.
Деятельность Пётра I открыла Россию для западноевропейского влияния. Представители знати, желающие иметь привилегированное место при дворе и заслужить милость государя, должны были освоить на практике европейский образ жизни: особенности поведения и бытовых условий. Путешествия Петра I, его знакомство с коллекциями Голландии, Саксонии и других стран положило начало его занятию коллекционированием и дало толчок собирательской деятельности придворных. Подданные ориентировались на личные коллекции царственных особ, так как императорские собрания были публичны, поддерживали имидж государства и задавали модные тенденции в коллекционной моде. Сначала, как дань моде, высшая знать привозила из-за границы всё необычное и непривычное для русского человека (живописные произведения, предметы восточной культуры, мраморные скульптуры, анатомические препараты, экзотических животных), так формировались собрания достаточно разноплановые по тематике представленных предметов [13]. Коллекционирование произведений живописи и скульптуры, требовавшее крупных финансовых затрат, было доступно лишь узкому кругу русской аристократии, поэтому более широкое распространение приобрели нумизматические коллекции. Денежная реформа Елены Глинской 1535 г. отменила монеты удельных княжеств. Поэтому наличие «старых денег» предоставило возможность составления, начиная с XVII века, первых нумизматических собраний, впоследствии пополнившихся предметами из археологических раскопок, приобретениями экспонатов из западноевропейских коллекций, русскими монетами, упразднёнными реформами Петра I. Император, наладив в России производство памятных медалей, посвящённых военным и гражданским историческим событиям, не только приобрёл ещё один инструмент политического влияния на общество, но и дал толчок к коллекционированию западноевропейских и русских предметов медальерного искусства.
Открытость России западноевропейскому влиянию, путешествие русских дворян в Европу повлияли на формирование художественных вкусов собирателей частных коллекций. Устройство европейских дворов служило для русского дворянина примером организации общественной и частной жизни. В России стремление сделать «лучше, чем в Европе» привело не только к масштабному каменному строительству дворцов, загородных резиденций и усадебных комплексов, организации садов и парков, но и к желанию организовать частную жизнь на «европейский манер», сделать её открытой и публичной, демонстрирующей высокий социальный статус и степень просвещённости её владельца. Важной частью этого публичного представления стали усадебные коллекции. Предметы для таких частных собраний приобретались лично — напрямую в Европе либо через агентов-посредников. Французская революция 1789 г. и волнения в других европейских странах насытили художественный рынок Европы и России работами старых мастеров, предоставив возможность активного пополнения частных коллекций русской знати. Дворцы и усадьбы, загородные резиденции императора и его окружения становились образцом, на который ориентировалось общество.
Таким образом, ХУШ в. дал начало широкому распространению собирательской деятельности русской аристократии. Этот процесс был напрямую связан с государственными реформами, начатыми Петром I, культурным влиянием стран Западной Европы и ориентацией России на заимствование жизненного уклада западноевропейских аристократических кругов. Первые частные коллекции были сформированы лицами, приближёнными к императорскому двору, имевшими большие финансовые возможности и ориентирующимися в своей собирательской деятельности на императорские коллекции.
Второй этап широкого распространения коллекционной деятельности связан с дворянскими усадьбами, не только имевшими хозяйственные функции, но и являвшимися центрами культурного развития провинции. Расцвет усадебного строительства приходится на вторую половину XVIII -первую половину XIX в. Он определяется представлением о дворянском сословии как опоре монархии на местах, что обусловило создание условий для роста их финансового благосостояния за счёт права владения землёй и крестьянами.
Эпоха Просвещения вдохнула новые силы в развитие русской усадебной культуры. Одним из идеалов этого времени был образ просвещённого человека, предающегося чтению книг и созерцанию предметов искусства на лоне природы. Мелкопоместное дворянство стремилось формировать архитектурный и садово-парковый ансамбль усадьбы, организовать интерьерное пространство и порядок внутренней жизни по примеру столичной аристократии. В частную жизнь усадебного дома привносилась мода на музыку, театр, живопись, знание иностранных языков. Коллекционирование укладывалось в эту схему как способ интеллектуального досуга. Мода на чтение и естественные науки послужила формированию усадебных библиотек, коллекций редких растений, минералогических кабинетов. В этот период формируются собрания, в которых представлено большое разнообразие разнородных предметов, что соответствовало идеалам эпохи Просвещения.
Обязательной частью усадебного собрания стали портретные галереи. По примеру галереи императрицы Анны Иоанновны, стремившейся подчеркнуть законность пребывания на российском троне, в том числе через создание в 1730-е гг. галереи с портретами родственников-членов царской фамилии, дворяне в своих портретных галереях доказывали знатность своего рода. Усадебные собрания, представлявшие портреты предков, друзей, родственников, членов императорской фамилии доказывали древнее происхождение семьи владельца, служили для укрепления его личного престижа. Но не все представители дворянского сословия могли заказывать портреты у западноевропейских художников или известных русских мастеров. Часто коллекции пополняли портреты, написанные крепостными художниками. Эти же художники делали копии с известных живописных произведений для коллекции владельца, не имевшего финансовых возможностей приобретать подлинные произведения европейских мастеров. В результате в дворянских усадьбах воспитывались «свои» художники и скульпторы.
В эпоху Просвещения коллекции начинают открываться для публичного обозрения. На художественные произведения приходят не только полюбоваться, здесь проходят занятия со студентами, работают учёные. Часто такие коллекции становятся частью хорошо продуманной декорации, предъявляемой посетителям усадьбы как предмет особой обеспеченности и образованности хозяина. Например, у князя Николая Борисовича Юсупова, известного коллекционера, выполнявшего поручения Екатерины II о приобретении предметов для её личной коллекции и Эрмитажа, подмосковная усадьба Архангельское напоминала, скорее, музей, чем жилой дом. Даже планировка дворца, цвет стен, устройство интерьера определялись коллекцией хозяина: так были устроены Венецианский зал, салон Роббера, Античный зал и т. п.
В конце ХVШ — начале XIX в. в странах Западной Европы и в России пробуждается активный интерес к национальной истории и культуре. На предметный состав коллекций имели влияние египетский поход Наполеона 1798-1801 гг. и археологические раскопки греческих колоний в Северном Причерноморье. В частных собраниях России появляются древнеегипетские и античные предметы. В среде русских коллекционеров, особенно московских, началось активное формирование собраний древнерусских рукописей. Самая большая коллекция принадлежала графу А.И. Мусину-Пушкину. Примечательно, что историки могли работать с экспонатами этого уникального собрания. К сожалению, в московском пожаре 1812 г. коллекция Алексея Ивановича погибла. Победа русской армии в Отечественной войне 1812-1814 гг. всколыхнула патриотические настроения в обществе, формируются коллекции оружия, карикатур, гравюр, портретов героев. Коллекционеры пополняют свои собрания артефактами национальной истории. Показательна в этом отношении семейная коллекция графов Уваровых, начавшаяся с предметов античного искусства и картин европейских мастеров и пополнившаяся в первой половине XIX в. старыми рукописями, иконами и археологическими находками, относящимися к русской истории. Как собрание предметов древнерусской истории наиболее знамениты уникальные коллекции Михаила Петровича Погодина, собирателя памятников письменности и русских древностей, основателя общедоступного частного «древлехранилища», известного не только в России, но и в среде европейских учёных [9].
Оказала влияние на рост интереса к русской истории публикация в 1818 г. восьмитомного сочинения Н.М. Карамзина «Истории государства Российского». В 1820-е гг. члены кружка Н.П. Румянцева представили проект создания всероссийского музея древностей для изучения и показа предметов национальной истории, но проект не был осуществлён. Открытие Николаем I в 1852 г. общедоступного музея Новый Эрмитаж на основе императорских коллекций дало импульс многим коллекционерам для передачи в форме дарения на имя императора своих частных собраний. Таким образом из частных собраний перешли в музейные знаменитые коллекции дипломата Д.П. Татищева, знатока русской истории, П.Ф. Карабанова и др. Такие благотворительные шаги давали возможность коллекционерам получить титул или орден, поэтому передача частной коллекции обществу была ещё и возможностью перехода в дворянское сословие или получения государственной награды.
В целом во второй половине XVШ — первой половине XIX в. в России развитие общества способствует расширению собирательской деятельности и сословного состава коллекционеров. Наличие богатых антикварных рынков, политическая ситуация в Европе, стремление соответствовать идеалам Просвещения способствовали сосредоточению в частных коллекциях больших художественных ценностей не только западноевропейского происхождения, но и отечественной культуры и истории. Идеи Просвещения стали руководством к представлению коллекционерами своих частных собраний широкому кругу зрителей для осмотра, обучения и научного изучения.
Третий период коллекционирования в России связан с постепенной утратой дворянством во второй половине XIX в. доминирующих финансовых позиций и ростом благосостояния предпринимателей нового формата, многие из которых были выходцами из купеческой и крестьянской среды. Представители нового класса стремятся занять своё достойное место в социокультурной жизни России. Промышленники и купцы приобщаются к дворянской культуре, осваивают её ценности: получают образование высокого уровня, путешествуют, включаются в европейскую культуру и т. д. Поэтому процесс увлечения коллекционированием среди купечества и разночинной интеллигенции приобретает в этот период ещё больший размах. Разорение помещичьих усадеб, вынужденная продажа семейных коллекций приводит к перераспределению художественных и исторических ценностей в среде новых собирателей. Понимая роль показа западноевропейского искусства для развития культуры своей страны, новые собиратели коллекционировали не только произведения старых мастеров, но и живопись современных художников. Часто, отдавая предпочтение работам современников, коллекционеры, не имевшие профессионального образования, ограждали себя от подделок и материально поддерживали развитие современного искусства. (П.М. Третьяков, С.И. Морозов, П.И. Щукин и др.). Одной из главных особенностей этого периода в истории коллекционирования в России является начало процесса активного собирания предметов народной культуры. Поиски идеального мира в историческом прошлом (процесс, характерный для рубежа XIX-XX вв.), приводили дворянство в эпоху господства аристократизма, а купечество — к патриархальной народной России. Именно новые коллекционеры — промышленники, выходцы из купеческо-кре-стьянской среды — предъявили миру эстетику народной культуры. Например, в усадьбе Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова собирается коллекция предметов народного быта. Предметы из этой коллекции не только экспонируются, но и служат объектами изучения и образцами для художников и учеников Абрамцевских мастерских народных промыслов, ведущих работу по возрождению художественных ремёсел и народного творчества России. Таким образом, в начале XX в. формируется большое количество коллекций, представляющих культурно-историческое прошлое России, народную культуру.
В этот же период активизируется процесс собирательства в провинциальных городах России. Главной задачей коллекционеров было не только собрать, но и представить обществу свои коллекции (через открытие музеев, введение предметов в научный оборот, организацию научных сообществ). В Пскове, Новгороде, Ярославле, Костроме, Иваново Вознесенске и других городах были сформированы уникальные коллекции, оказавшие влияние на культурное развитие региона.
В этот период среди коллекционеров шла активная деятельность не только по пополнению, но и по представлению широкой общественности своих сокровищ. Профессиональные собиратели своё служение обществу видели в создании условий для знакомства широких слоёв населения с культурными достижениями разных стран и исторических эпох. Они печатали каталоги своих коллекций, предоставляли свои коллекционные предметы для выставок, жертвовали их в музеи, образовательные и научные учреждения, основывали частные музеи для всеобщего обозрения. Самыми крупными частными музеями рубежа столетий были музеи С.И. Щукина, А.П. Бахрушина, И.С. Остроухова. Организация частных музеев и передача их в общественное пользование, пожертвования частных коллекций в государственные музеи сыграли большую роль в комплектовании музейных фондов. Частные коллекции стали основой крупнейших музеев (Третьяковской галереи, Театрального музея А.А. Бахрушина) или вошли как составная часть в уже существующие музеи (частные музеи П.И. Щукина, А.П. Бахрушина и другие коллекции, обогатившие собрание Исторического музея в Москве). Кроме пожертвований, фонды многих музеев России на рубеже XIX-XX столетий пополнялись путём приобретения коллекций или отдельных предметов из частных собраний. Некоторые коллекционеры предпочитали продавать свои собрания в музеи, даже если это было им материально невыгодно. Эти поступки были в большей мере продиктованы желанием сохранить своё собрание от дальнейшей перепродажи, а значит, в целостном виде, и, конечно, коллекционерам хотелось сделать что-либо на благо общества для сохранения своего имени в истории.
Организация выставок с привлечением частных собраний, популяризация крупных коллекций на страницах периодической печати, издание каталогов, организация частных музеев, многочисленные пожертвования и продажи коллекций в музеи все это сыграло большую роль в деле сохранения культурного наследия и знакомства общества с ценнейшими памятниками культуры, находившимися в частном владении. Общей тенденцией для собирательской деятельности в России второй половины XIX — начала XX в. стал её массовый характер и широкий сословный состав коллекционеров.
Третий период в истории русского коллекционирования характеризуется публичным представлением частных собраний общественности. Появляется новое поколение коллекционеров, ориентировавшихся в своей деятельности на собирание предметов народной культуры. Появляются коллекции современных русских и западноевропейских художников. В периодической печати публикуются описания коллекций и статьи о собирателях. Основываются специализированные журналы: «Мир искусств» (1898-1905 гг.), «Старые годы» (1907-1916 гг.), «Художественные сокровища России» (1901-1907 гг.).
Таким образом, частное коллекционирование в России в рассматриваемый период появляется на волне европеизации, начинается с петровскими преобразованиями и включает три этапа. На первом этапе (первая половина XVIII в.) приобщение к западноевропейской культуре и ориентирование на жизнь дворов европейских монархов активизировали частное и государственное коллекционирование предметов культуры и искусства. Этот этап частного коллекционирования в России можно обозначить как придворный [4, с. 24], так как ведущими коллекционерами была императорская семья и придворная аристократия. Следующий период (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.) связан с развитием усадебной культуры. Дворянство, ориентирующееся на европейские образцы в публичной и частной жизни, сформировало новый тип интеллектуальной досуговой деятельности, являющийся показателем статусно-сти и сословной принадлежности. Во второй половине XIX — начале XX в. происходит расширение социального круга коллекционеров, приобщение к собирательской деятельности провинциальных городов. На протяжении всех трёх периодов мы можем наблюдать в частном коллекционировании отражение экономических и политических событий, происходивших в России и в Европе (войны, революции, экономическую ситуацию и развитие искусств). Культурно-исторический контекст развития общества влиял и на формирование стереотипов, норм и основных требований к устройству внешнего и внутреннего пространства, характеризующего сословную принадлежность, поэтому в разные исторические периоды ведущие позиции в собирательской деятельности занимали различные сословия.
Библиографический список
1. Бильвина О.Л. Частное коллекционирование произведений античного искусства в России: вторая половина XIX — первые два десятилетия XX века: автореф. дис. … канд. ист. наук. — СПб., 2007. — 22 с.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 12. — М., 1973. — 432 с.
3. Бессонова Н.А. Частные книжные коллекции в фондах библиотек Самаро-Сибирского региона (в период с 30-х гг. XVIII в. по 20-е гг. XX в.): автореф. дис. … канд. пед. наук. — Самара, 2003. — 20 с.
4. Игнатьева О.В. Частное коллекционирование в процессе европеизации России в XVIII — начале XX века // Вестник Пермского университета. -Пермь: ПГГПУУ 2014. — Вып. 2 (25). — С. 22-27.
5. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. — СПб.: Петрополис, 2001. — 224 с.
6. Каулен М.Е. Коллекция // Российская музейная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20269547 (дата обращения: 21.09.2017).
7. Любимцев С.В. Частное коллекционирование предметов русской старины как фактор сохранения культурного наследия: Конец XIX — начало XX в.: автореф. дис. . канд. искусствоведения. — СПб., 2000. — 163 с.
8. Овсянникова С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (18611917) // Очерки истории музейного дела в России. -М.: Советская Россия, 1960. — Вып. 2. — С. 66-144.
9. Погодин Михаил Петрович (1800-1875) // Артпанорама. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.artpanorama.su/?category=art icle&show=subsection&id=194 (дата обращения: 12.09.2017).
10. Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России: учеб. пособие / СПбГУ-КИ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lektsii.org/6-106471.html (дата обращения: 10.09.2017).
11. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
12. Хрипко М.Л. Роль частного собирательства в формировании дореволюционной коллекции исторического музея (третья четверть XIX -1918 год): автореф. дис. … канд. ист. наук. — М., 1991. — 20 с.
13. Шлаева И.В. Частное коллекционирование предметов русской старины как фактор сохранения культурного наследия: Конец XIX — начало XX вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. — М., 2000. — 22 с.
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/chastnoe-kollektsionirovanie-v-rossii-xviii-nachala-xx-veka-istoriko-kulturnyy-aspekt