Некоторые исследователи отрицательно относятся к восстановлению в уголовном законодательстве такого института как конфискация имущества. По их мнению[1], данная уголовно-правовая норма нарушает права и свободы граждан, является препятствием на пути гуманизации и либерализации уголовного законодательства, не имеет существенного значения в вопросе предупреждения и противодействия некоторым видам преступлений, восстановления социальной справедливости. При этом, они ссылаются на наличие в действующем законодательстве норм, которые фактически не «работают»:
п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, предусматривающий обращение в доход государства денег и иных ценностей, нажитых или приобретенных преступным путем;
ч. 1 ст.243 ГК РФ, устанавливающая, что «в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения».
Исключение составляет непосредственно имущество, обнаруженное на месте совершения преступления и приобщенное к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.
Конфискация имущества как уголовно-правовой институт ни в коем случае не противоречит, данным положениям, а лишь расширяет возможности государства в достижении задач, определенных в ст. 2 УК РФ, не нарушая при этом основных прав и свобод граждан.
В статья 104¹ УК РФ определен перечень имущества подлежащего конфискации, это:
а) деньги, ценности и иное имущество, полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных ч.2 ст.105, ч.2 ст.111, ч.2 ст.126, ст.ст. 127¹, 127², 146, 147, 164, ч.3 и ч.4 ст.184, ст.ст. 186, 187, 188, 189, ч.3 и ч.4 ст.204, ст.ст. 205, 205¹, 205², 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228¹, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242¹, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282¹, 282², 285, 290, 355, ч.3 ст.359 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
В данном случае следует обратить особое внимание на тот факт, что конфискации подлежит именно то имущество, которое было получено в результате совершения определенных видов преступлений, независимо от вида объекта охраняемых общественных отношений. Совокупность статей Особенной части УК РФ определенных в п. «а» ч.1 ст.104¹ вызывает большое количество вопросов в среде ученых[2].
По нашему мнению законодателю, необходимо четче определить перечень преступных деяний при совершении которых, возможно применение конфискации имущества. Например, преступление против личности, предусмотренное ч. 2 ст. 105 УК РФ имеет различные квалифицирующие признаки. Мы полагаем, что конфискацию имущества можно применить только при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных п.п. «з» и «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как только при совершении деяний с корыстным мотивом возможно получение имущества или доходов от этого имущества. То же самое относится к п.п. «г» и «ж» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст.126 УК РФ. В случае отсутствия данных квалифицирующих признаков в составе совершенного преступления применение конфискации имущества по п. «а» ч. 1 ст.104¹ УК РФ невозможно. В таком случае конфискация применяется в соответствии с п. «г», ч. 1 ст. 104¹ УК РФ, относительно орудий, оборудования или иных средств совершения преступления принадлежащего обвиняемому. Данная процедура также предусмотрена п. 2 ч. 3 ст. 83 УПК РФ.
Статья 127¹ УК РФ «Торговля людьми» означает куплю-продажу человека, представляющую собой заключение (выполнение) договора между продавцом и покупателем о передаче и принятии за определенную плату в денежном или ином эквиваленте человека как вещи. Такой договор именуется как «квазидоговор купли-продажи» и не может быть признан правомерным[3].
Статья 127² УК РФ «Использование рабского труда», т.е. использование труда человека, находящегося в подневольном состоянии (по сути, в собственности работодателя), предполагает владение, пользование и распоряжение результатами его труда виновным лицом[4].
Следует отметить тот факт, что при совершении указанных преступлений, лицо их совершающее имеет косвенный корыстный умысел на получение имущества добытое преступным путем.
В соответствии с п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских и смежных, изобретательских патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»[5] судам надлежит обратить внимание на то, что оборот контрафактных экземпляров произведений или фонограмм нарушает охраняемые федеральным законодательством авторские и смежные права, в связи с чем указанные экземпляры произведений или фонограмм подлежат конфискации и уничтожению без какой-либо компенсации (за исключением случаев передачи конфискованных контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских или смежных прав, если это предусмотрено действующим в момент вынесения решения по делу федеральным законом).
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 104¹ УК РФ судам надлежит исходить из того, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступлений, предусмотренных ст.ст. 146 и 147 УК РФ, и любые доходы от этого имущества конфискуются, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
Определенный интерес вызывает тот факт, что из всех преступлений против собственности и в сфере экономической деятельности законодатель допускает применение конфискации имущества только лишь по ст. 164, ч. 3 и ч. 4 ст. 184, статьями 186, 187, 188, 189 УК РФ. Отметим, что наряду с собственностью дополнительным объектом преступного посягательства при совершении указанных преступлений, являются государственные интересы Российской Федерации в области культуры, экономической безопасности и финансовой устойчивости. При этом причиняется значительный ущерб, как обществу, так и государству в целом.
Что касается ч. 3 и ч. 4 ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», то по отношению к данному преступлению конфискация имущества применяется как средство противодействия коррупции в сфере законной деятельности коммерческих и иных организаций.
Хотелось бы обратить особое внимание на преступления против общественной безопасности, за совершение которых, предусмотрена конфискация имущества, как мера уголовно–правового характера. К ним относятся: ст.ст. 205, 205¹, 205², 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227 УК РФ. Законодатель установил возможность применения конфискации имущества за совершение вышеуказанных видов уголовно-наказуемых деяний, по следующим причинам:
- принятие Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма»[6], Федерального закона «О противодействии терроризму»[7] и Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму»[8];
- нормы раздела IX гл. 24 УК РФ, указанные выше предусматривают ответственность за посягательства на общественную безопасность и общественный порядок, что подразумевает под собой нарушение концепции национальной безопасности, нормального функционирования государственного управления, экономического развития и иных сфер общественных отношений;
- эти преступления относятся к категории тяжких и особо тяжких, и несут в себе высокую общественную опасность, как на государственном, так и на международном уровне.
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности ст.ст. 228¹, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242¹ УК РФ достаточно распространены в нашем обществе, они также непосредственно связаны с организованной преступностью. Соответственно доходы от данной преступной деятельности исчисляются в миллионах рублей, в этой связи в УК РФ предусмотрены меры, направленные на изъятие доходов полученных в результате совершения преступлений. Так, в соответствии со ст.47 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[9], имущество, полученное в результате деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, или используемое для осуществления указанной деятельности, подлежит конфискации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Преступления, предусмотренные ст.ст. 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282¹, 282² УК РФ, посягают на основы конституционного строя и безопасность государства, поскольку они затрагивают фундамент общественного, политического и государственного строя Российской Федерации, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность. За совершение данных уголовных деяний предусмотрена конфискация имущества в качестве меры уголовно-правового характера.
Злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки, являются очень распространенными, криминогенными проявлениями коррупции в нашем обществе. На сегодняшний день законодатель установил дополнительные уголовно-правовые меры в качестве конфискации имущества для противодействия, столь негативным социальным явлениям. Это также связанно с ратификацией международной Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.[10]
Последнее уголовно наказуемое деяние, за которое предусмотрена конфискация имущества, является, разработка, производство, накопление приобретение или сбыт оружия массового поражения ст. 355 УК РФ. Нет сомнений, что совершение данного вида преступления способствует осуществлению акта терроризма, с использованием оружия массового поражения. В этой связи законодатель также предусмотрел конфискацию имущества в рамках действия международной конвенции «О предупреждении терроризма»[11].
В ч.2. ст.104¹ УК РФ сказано, что если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него. Таким образом, следует сделать вывод, о том, что законодатель не использует данный институт в качестве общей конфискации, как это было до изменений в УК РФ[12]. Конфискация применяется относительно имущества, полученного преступным путем, а также в отношении доходов от использования этого имущества, только в случае если это будет доказано в суде.
В ч. 3 ст. 104¹ УК РФ, установлено, что имущество, указанное в ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий. В данном случае законодателю следует более четко, описать случаи, когда лицо (организация) должно знать о том, что оно приобретает имущество, добытое преступным путем.
Статья 104² УК РФ «конфискация денежной суммы взамен имущества» предусматривает, что в случае, если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в статье 104¹ УК РФ, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, то суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета. Естественно, что лицо, добывшее имущество преступным путем, всегда пытается его легализовать или передать его другим заинтересованным лицам, таким образом, когда имущество отсутствует «в натуре», суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета на момент вынесения этого решения.
Статья 104³ УК РФ «Возмещение причиненного ущерба». Содержание данной нормы подтверждает положения, закрепленные в п. 4 и п. 4.1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
Возмещение причиненного ущерба, его законодательное закрепление в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации подтверждает наличие у конфискации имущества функции восстановления нарушенных прав в результате совершения преступления, не только в порядке (реституции) в рамках гражданского права, но и в пределах уголовно-правовых отношений. Мы полагаем, что нормы уголовного законодательства будут развиваться, и законодатель внесет определенные изменения относительно конфискации имущества. В частности, будет расширен перечень преступлений, за совершение которых будет предусмотрена данная уголовно-правовая мера, подробно регламентирована процедура ее применения.
Автор: Абраменко В.Б.
Примечания:
[1] См.: Гулый А.А. Нужно ли России возобновление института общей конфискации имущества? // Юрист. 2006. № 4; Яни П.С. Конфискация имущества и уголовная ответственность // Уголовное право. М., 2006. № 6. С. 131–135.
[2] Лужбин А.В., Волков К.А. Конфискация имущества — «новая» мера уголовно-правового характера и новые проблемы // Российская Юстиция. 2006. №9. С. 33-34.
[3] См.: Комментарий к УК РФ 4-е издание, под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2007.
[4] См. там же.
[5] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 7.
[6] СЗ РФ. 2006. № 17. Ст. 1785.
[7] СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
[9] СЗ РФ.1998. № 2. Ст. 219.
[10] Россия ратифицировала Конвенцию ФЗ № 40-ФЗ от 8 марта 2006 г. Конвенция вступила в силу 8 июня 2006 года // СЗ РФ. 20.03.2006. № 12. Ст. 1231.
[11] Федеральный закон от 20.04.2006. № 56-ФЗ.
[12] ФЗ от 08.12.2003 № 162-ФЗ.