Формирование личности будущего специалиста всегда происходит в определенном культурном пространстве. И от того, в каком объеме, когда, где и как студент его осваивает, во многом зависит развитие социокультурного потенциала молодого человека. Значительная часть социализации студенчества приходится на учебный процесс. Но немаловажную роль играют содержание, структура, формы и методы организации свободного времени студента, определяющие характер и уровень его потребностей и интересов.
В жизни современного общества особо остро стоят проблемы, связанные с нехваткой свободного времени. Этот вопрос касается каждого, особенно молодежи. Дефицит времени оказывает негативное влияние на настроение человека и его работоспособность, на отношения в семье и с близкими. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной, особенно для студентов, так как резерв их свободного времени, к сожалению, не возрастает, а, наоборот, сокращается.
Одна из особенностей вузовской жизни заключается в том, что здесь свободное время – сугубо личное дело самого студента. Поэтому, оставаясь один на один со своим свободным временем, студент ежедневно решает проблему выбора: как его провести. Немаловажным фактором, влияющим на свободное время современного студента, является и то, что его досуг все в большей степени связан с коммерциализацией (кинотеатры, дискотеки, игровые, развлекательные и ночные клубы и т.п.).
Конечно, выбор форм и способов проведения свободного времени зависит от уровня развития культурно-эстетических потребностей каждого студента, его духовно-нравственных координат общения, ориентаций на те или иные формы досуга, умения эффективно распорядиться свои свободным временем.
С целью выявления места и роли свободного времени в развитии личности будущего специалиста осенью 2007 года было проведено социологическое исследование студентов [см. примеч.].
Достижение поставленной цели предполагало определение наличия, объема, структуры, динамики и обусловленности свободного времени студентов.По репрезентативной выборке было опрошено 200 человек, из них поровну юношей и девушек, студентов первого и второго курсов юридического факультета Воронежского государственного университета и фармацевтического факультета Воронежской государственной медицинской академии имени Бурденко.
«Кто умеет хорошо использовать время, будет господином всего, что пожелает», – писал итальянский ученый и теоретик XV века Леон Альберти.
Проведенный социологический опрос позволил зафиксировать следующее: половина студентов (50%) считают, что свободное время это «время, свободное от занятий»; для 28,8% – это время активного отдыха; у 11,5% – это каникулы; у 9,6% – только выходной день.
Студенты, которые любят активный отдых, придерживаются точки зрения, что свободное время – это то, когда можно провести время с пользой, получить заряд бодрости и положительные эмоции на новую рабочую неделю. Другие студенты под свободным временем понимают длительное время для отдыха, когда можно набраться сил для всего учебного года. Некоторым достаточно и выходных дней, чтобы восстановить свои силы.
Сравнив ответы опрашиваемых двух факультетов воронежских вузов, мы выявили, что студенты фармацевтического факультета ВГМА в настоящий период загружены больше, поэтому у них резерв свободного времени меньше, чем у студентов юридического факультета ВГУ. Так, у младшекурсников-фармацевтов не было ни одного студента, у которого всегда оставалось бы свободное время, а у юристов таковых более трети – 34,6%. И на обоих факультетах по 11,5% таких студентов, у которых никогда не остается свободного времени. Но у основной массы и первокурсников и второкурсников свободное время хоть и иногда, но есть.
Студенты сами признались, что наличие свободного времени во многом зависит от умения правильно распределять имеющееся время в целом. Каждый четвертый младшекурсник отметил, что неправильно распределяет свое свободное время, еще 34,6% – что «не совсем правильно»; 32,7% – ответили «когда как». И только 7,7% респондентов обоих вузов считают, что правильно распределяют свое свободное время. Причем среди фармацевтов и первокурсников больше студентов, которые рациональнее распределяют свое свободное время. Из таких ответов можно сделать вывод, что у подавляющего большинства студентов младших курсов нет четко сформированного режима дня с распределением своего времени, что значительно сказывается на нехватке времени.
Однако ответ респондентов на вопрос – «Хотели бы Вы проводить как-то иначе свое свободное время?» – показал противоречивость в мнениях студентов. Так, 63,5% опрошенных сказали, что у них все время распределено равномерно, и они не хотели бы ничего менять. И только чуть более трети (36,5%) отметили, что нужно больше времени посвящать учебе.
Свободное от аудиторных занятий время студенты могут провести по-разному. Опрос показал, что младшекурсники обоих факультетов настолько устают от учебного процесса в вузе, что более трети из них (34,6%) все свое свободное время тратят на сон.
Но есть и такие студенты, их почти треть от опрошенных, которые предпочитают активный отдых. Так, почти каждый пятый респондент (21,1%) в свободное время посещает развлекательные клубы, а небольшая часть студентов (7,7%) – занимается спортом. У 17,3% студентов другой вид активно проводимого свободного времени – это помощь родителям по хозяйству.
Пассивные формы отдыха студентов тоже могут быть разными. Некоторые, и их не так уж и мало – 19,2%, в свое свободное время читают книги.
Из ответов на вопрос, «С кем вы проводите свое свободное время», выяснилось, что большинство опрошенных (61,5%) предпочитают это время проводить в компании с друзьями; 26,9% – с родственниками; а 11,5% студентов предпочитают одиночество.
Люди уже давно заметили, а французский естествоиспытатель XIX века Жорж Бюффон сказал, что «из всех вещей время менее всего принадлежит нам, и более всего нам не достает его».
В современном сверхскоростном мире фактически у всех существует постоянная нехватка времени. Именно поэтому очень важно проводить его с пользой: или восстанавливая силы или развиваясь.
Что же полезного вносит в студенческую жизнь свободное время?
По данным исследования, подавляющее большинство (88,5%) младшекурсников двух воронежских вузов считает, что проводит свободное время с пользой: чуть более половины опрошенных (51,9%) имеют возможность пообщаться с друзьями; почти каждый пятый (21,1%) – получает полезную информацию, читая книги; а 15,4% – поддерживают свою физическую форму.
Но, к сожалению, среди студентов есть и такие, их 11,5%, для которых свободное время не приносит никакой пользы.
Самым важным из ответов студентов первого-второго курсов ВГУ и ВГМА явилось признание большинством (94,2%) опрошенных того, что с пользой проведенное время помогает успешной учебе, так как в это время можно получить много полезной информации. Но остальные (их соответственно 5,8%) выразили противоположную точку зрения: они не видят никакой пользы от свободного времени для учебы.
Совместить свободное время и учебный процесс трудно и удается далеко не каждому. На подготовку к занятиям студенты младших курсов вузов затрачивают достаточно много времени. Так, все студенты фармацевтического факультета всегда готовятся к занятиям, но затрачивают на это большинство из них (73,0%) не менее двух-трех часов ежедневно. А 26,9% отвечавших фармацевтов первого-второго курсов достаточно для этого и одного часа.
У студентов-юристов друга ситуация: два-три часа на подготовку к занятиям затрачивает только половина младшекурсников, и еще 15,4% – около одного часа. Но, к сожалению, более трети (34,6%) студентов первого и второго курсов юридического факультета вообще не готовятся к занятиям. Нужно сказать, что и успеваемость на юридическом факультете самая низкая в ВГУ и именно студентов младших курсов чаще отчисляют из университета за неуспеваемость!
Преподавателям небезынтересно узнать о том, есть ли необходимость проводить факультативные занятия для студентов. Опрос показал, что почти две трети студентов (65,4%) ответили, что у них нет в этом необходимости.
Но ситуация в разных вузах разная. Так, в ВГУ считают факультативы ненужными 84,6% опрошенных, а в ВГМА – 46,1%. Причиной этому служат разные факторы: нехватка свободного времени; достаточность знаний, которые преподаватели дают на лекциях, семинарских и практических занятиях; просто лень.
Однако треть студентов уже с первого-второго курса начинают посещать факультативные занятия, и некоторые даже несколько. Ситуация по вузам такова: в ВГУ посещают факультативы по своей специализации 7,7% и еще столько же студентов – несколько других дополнительных занятий для общего развития; в ВГМА – 19,2% и 34,6% соответственно.
Исследование показало, что студенты в своем большинстве (90,4%) уверены в том, что время обучения на дневном отделении не будет потрачено впустую, так как одним, и их 61,5%, оно поможет получить нужную специальность, а другие 28,8% научились находить время для всего. Но есть и такие студенты-младшекурсники (это только юристы), которые быстро поняли, что могли бы учиться заочно и одновременно работать.
В целом современные студенты согласны с народной мудростью – «Делу – время, а потехе – час». Но в тоже время 78,8% из них хотят совмещать учебу и отдых, а не отдавать предпочтение чему-то одному. Остальные разделились во мнениях: для 11,5% учеба превыше всего; а 9,6% опрошенных честно признались, что не созданы для учебы.
В итоге можно сказать, что у современных студентов все же есть свободное время, но они далеко не все и не всегда рационально и с пользой его используют. Поэтому хотелось бы пожелать студентам всегда находить свободное время и проводить его с пользой для себя. Студенту необходимо помнить, что правильная организация свободного времени не мешает, а, наоборот, только помогает учебе, так как улучшает настроение и восстанавливает силы.
Немаловажную роль в организации свободного времени студентов младших курсов вузов могут оказать их родители и кураторы.
Авторы: Ишутина М.В., Калашникова С.М.
Примечание. Программа и инструментарий социологического исследования подготовлены, а анкетный опрос студентов, обработка и анализ социологической информации проведены авторами.