Одной из наиболее значимых составных частей России, как в досоветский период, так и в настоящее время, является Сибирь. Это географическое название, несколько столетий назад являлось общим для всех территорий, находящихся за Уралом. Для многих россиян оно и по сегодня объединяет в себе Урал, Западную и Восточную Сибирь, а также Дальний Восток, то есть, 87% общей площади Российской Федерации.
Вхождение Сибири в состав нашей страны ускорило развитие этого края. Однако российское правительство сразу столкнулось с трудностями, связанными с управлением этой территорией. Необходимо было удерживать приобретенные земли, подавлять выступления недовольных, устанавливать дипломатичные связи с азиатскими странами, развивать торговлю, открывать промыслы, колонизировать страну и обеспечивать ее продовольствием. Ситуация осложнялась тем, что Сибирь была далеко от правительственного надзора – Москвы и Петербурга. В итоге, при осуществлении центрального управления Сибирью в досоветский период, верховная власть столкнулась с трудностями, в еще более значительными, чем те, с которыми сталкиваются современные российские власти.
В правящих кругах Россия начала ХIХ века основной стала идея об отступлении на окраинах страны от универсальной общегосударственной административно-политической структуры. Значительные размеры территории, этническая и социальная разнородность населения, удаленность от центра усложняли управление Сибирью. Кроме того, к началу этого времени резко снизилась доходность этой территории. Стремление учесть местную специфику нашло отражение в законодательстве 1803-1806 гг. В 1803 году именным указом Александра I было поручено тайному советнику И.О. Селифанову произвести обследование Сибири и выдвинуть свои предложения, как удобнее разделить Сибирь и какие для нее нужны особые законы.
В 1803 году была проведена новая административная реформа. Восстанавливалось должность генерал-губернатора упраздненная в 1877 году. Именным указом «Об образе управления сими губерниями» компетенция генерал-губернатора еще более расширилась, определялись его права и обязанности [2; c.46]. Он являлся верховным представителем царской власти в Сибири. Ему подчинялись губернаторы всех сибирских губерний и начальник Камчатки. В руках генерал-губернатора сосредоточилась высшая административная власть: поручался надзор за деятельностью всех административных и хозяйственных сооружений. Он утверждал решения судебных учреждений, управлял сибирскими национальными меньшинствами; ему подчинялись все войска, находящиеся на территории Сибири. Он мог по своему усмотрению смещать «нерадивых» чиновников, кроме губернаторов, вице-губернаторов, начальников палат [1; с.7]. По сути, это был возврат к системе управления петровских времен.
В качестве главных задач генерал-губернатора выделялись следующие: добиться исправного и точного исполнения чиновниками их обязанностей, способствовать распространению земледелия, заботиться о поселении за Байкалом; искоренить в Сибири «дух ссоры я ябеды» путем наказания по суду доносчиков; наблюдать, чтобы кроме установленных сборов и повинностей, не были установлены никакие другие, оставить ясачных при их собственных правах и обычаях и следить, чтобы никто не вмешивался в их дела [1; c.7].
Канцелярия генерал-губернатора делилась на 4 отделения:
- отделение ведало делами и отношениями с министерством и юстиций;
- отделение – дела и отношения с министерством финансов;
- отделение — с министерствами иностранных, внутренних, духовных дел и просвещения;
- отделение – дела и отношения с военным министерством. [1; c. 8].
В ходе преобразований 1803-1806 гг. предусматривались также меры по увеличению губернского и уездного аппарата управления. В 1804 г. число уездов было сокращено с 33 до 23-25. Вследствие малой плотности населения они делились на комиссарства, была создана Томская губерния со штатом учреждений; в Томской и Иркутской губерниях вместо правлений учреждались правительства с двумя экспедициями — исполнительной и казенной (вместо казенных палат) [2; c.47]. Сибирским генерал-губернатором в этот период был И.О. Селифонтов. В 1806 г. его сменил И.Б. Пестель (до 1819 г.). В 1819 г. Сибирским генерал-губернатором был назначен М.М. Сперанский. Он должен был составить проект реформ, необходимых для Сибири, и лично представить его царю.
28 июля 1821 г. в Петербурге был учрежден Сибирский комитет для рассмотрения проекта, представленного Сперанским. В июле 1822 г. стала проводиться новая административная реформа, система учреждений которой больше соответствовала условиям Сибирского края. Были созданы дополнительные звенья госаппарата. Вся Сибирь делилась на Западную и Восточную; в них организовывались главные управления в составе генерал-губернатора и 6 членов Совета. В системе губернских государственных учреждений появились совещательные — коллегиальные общие управления (гражданский губернатор и губернский Совет). Прежние отраслевые органы сосредоточились в частном управлении — губернских правлениях, казенных палатах, суде, прокурорских делах.
Областной аппарат не имел стандарта. Например, в Омске применялась структура, подобная губернской. В Якутске была принята простейшая организация — только начальник и правление без отраслевых структурных частей. На третьей ступени находились учреждения окружной компетенции (бывшие уездные). Округи дифференцировались по разрядам (в расчет бралась численность населения).
К I разряду относились многолюдные уезды: Тюменский, Тарский, Ишимский, Каинский, Томский, Енисейский, Минусинский, Верхне и Нижнеудинский, Нерчинский. В них вводились общие (окружной начальник, совет из представителей отраслевых учреждений) и частные (окружной и земский суды, казенное управление, прокурорские дела) окружные управления. Во II разряд входили средние по численности населения уезды, в которых вводилось только частное отраслевое управление. Сюда относились в Тобольской губернии — Тобольский, Березовский, Туринский, Ялуторовский, Курганский, Тюкалинский уезды; в Томской — Колыванский, Барнаульский, Кузнецкий, Чарышский (Бийский); в Енисейской — Ачинский, Канский, Красноярский; в Иркутской — Иркутский, Киренский. III разряд составляли малонаселенные уезды, где были только земский исправщик, окружной лекарь: в Якутской области — Вилюйский, Олекминский, Верхоленский, Среднеколымский уезды; в Охотской — Охотский и Чижигинский; в Камчатской – Петропавловский.[2; c. 49-50]. Кроме того, по реформе создавались специальные органы управления некоторыми отраслями хозяйства и категориями населения.
Административная реформа 1822 г. в принципе не затрагивала устоев системы управления в Сибири. Она не ограничивала полномочия главы местного аппарата управления. Совещательный орган — Совет — полностью от него зависел. Генерал-губернатор являлся проводником внутренней политики абсолютизма на местах. Наряду с ростом компетенции генерал-губернатора наблюдается также увеличение ответственности и власти губернаторов, выделение их канцелярий из губернского правления в самостоятельные учреждения.
После 1822 г. административное устройство Сибири кардинально не изменялось. Частичные преобразования проводились в Омской области и при организации новых областей на восточной окраине Сибири.
Таким образом, развитие политико-административных институтов в начале XIX вв. отражало усложнение задач государства в условиях развития, а затем и кризиса феодальных отношений. Это выразилось прежде всего в уплотнении административной структуры и рационализации управления. В Сибири рационализация управления выразилась в умножении числа временных комитетов, выбранных органов, в учете внутренних региональных особенностей этой территории. Отличительной чертой этого периода было то, что в местном аппарате управления предусматривалась специализация деятельности учреждений судебного, финансового, административного профиля.
Авторы: Мухина Н.Е., Тузиков А.Г.
Библиографический список:
- Обзор фонда сибирского генерал-губернатора. Омск. 362с.
- Рабцевич В.В Сибирский город в дореформенной системе управления. Новосибирск: М., 625с.