Поражения Красной Армии на первых этапах войны с фашистской Германией были вызваны многими причинами, в том числе и ошибочными установками национальной политики относительно роли русского народа в межнациональных отношениях. Корректировка национальной политики, особенно заметная с середины 1930-х гг., не позволила до конца устранить все эти изъяны. Процесс консолидации народов СССР в единый советский народ оказался далеко не завершённым. Политика утверждения общенационального советского патриотизма, призванная на смену политике разделения общества по классовым основаниям, ещё не стала столь действенной, как это изображалось в официальной пропаганде. Всё это сказалось уже в первые недели Великой Отечественной войны. Без решительного перехода правящей коммунистической партии на национально-патриотические позиции защиты общенациональных интересов победа в войне была бы недостижима.

Наиболее серьёзные уступки русскому национальному сознанию были сделаны в ходе войны. Связано это было с необходимостью использовать в противостоянии с агрессорами всю мощь национального фактора крупнейшего по численности народа СССР. Неудачи первого этапа войны поставили под сомнение коренные, казавшиеся ранее незыблемыми идеологические постулаты, определявшие жизнь советского общества, внутреннюю и внешнюю политику государства. Создание антигитлеровской коалиции приглушило антиимпериалистическую пропаганду. Международная классовая солидарность на поверку не обнаруживала своей действенности. Германские пролетарии вопреки ожиданиям и призывам из советских окопов не спешили повернуть оружие против своего эксплуататорского правительства.

С началом войны в СССР были прекращены всякие попытки актуализировать популярную ранее идею о превращении войны в революцию. Руководитель «штаба мировой революции» Г. Димитров уже утром 22 июня получил указание: «Коминтерн пока не должен выступать открыто. Партии на местах развёртывают движение в защиту СССР. Не ставить вопрос о социалистической революции. Советский народ ведёт Отечественную войну против фашистской Германии. Вопрос идёт о разгроме фашизма, поработившего ряд народов». В шифровках компартиям, секциям Коминтерна, отправленным в тот же день, подчёркивалось: «Учтите, что на данном этапе вопрос идёт о защите народов против фашистского порабощения, а не о социалистической революции» (1).

Эти же мысли прозвучали 3 июля 1941 г. в известном обращении Сталина по радио к советскому народу. В обращении был сделан особый упор на то, что война с фашистской Германией не должна рассматриваться как обычная война между армиями, это – «война всего советского народа», «всенародная отечественная война», «война за свободу нашего отечества», которая «сольётся с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические выборы». Не были забыты и национальные аспекты войны. Сталин говорил об опасности разрушения национальной культуры и национальной государственности советских народов, угрозе их онемечения. В этой связи кажется совсем не случайным прекращение гонений на церковь, одним из признаков которого было обращение к народу страны как к «братьям и сёстрам» (традиционное обращение православных священников к своей пастве). В тяжелейшие дни начала войны Сталин пришёл к заключению, что «его правительство и его система не выстоят под ударами германской армии, если только они не будут опираться на поддержку вековых устремлений и духа русского народа» (2).

К июлю 1941 г. Сталин, несомненно, уже прочитал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (в миру И.Н. Страгородский). Оно было написано рано утром 22 июня и оглашалось в церквах. В Послании были слова о том, что «не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. Наши предки всегда помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своём долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа и теперь. Благославляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». Митрополит призвал священнослужителей не оставаться молчаливыми наблюдателями за ходом войны, а ободрять малодушных, утешать огорчённых, напоминать о долге колеблющимся (3).

С аналогичным посланием к пастве обратился 26 июня митрополит Ленинградский Алексий. Оба иерарха, не задумываясь о последствиях фактически нарущили закон, который запрещал вмешательство церкви в дела государства (4).

Сталин не мог не обратить внимание на то, что аргументы церковных иерархов в главном совпадали с аргументами руководителей государства, а также на то. что их слово несло огромный заряд патриотизма, указывало на глубинный исторический источник народной силы и веры в конечную победу над врагами. Важнейшее совпадение обнаруживалось и в необходимости определения начавшейся войны не как классовой, а как всенародной, отечественной, патриотической. В стране полностью прекратилась антирелигиозная пропаганда и выход в свет журналов «Безбожник», «Антирелигиозник» и др.

Воскрешение славных традиций старой русской армии выразилось, в частности, в возрождении гвардейских званий. Слово «гвардия», появившееся в России ещё в петровские времена, всегда означало самые боеспособные отличающиеся особым мужеством войска. Появление этого слова в приказе Ставки ВГК от 18 сентября 1941 г. свидетельствовало о том, что лучшие боевые традиции, основой которых была преданность Родине, перешли из русской армии в РККА. О воскрешении традиций и восстановлении связи с героическим прошлым страны свидетельствовало и сталинское напутствие войскам на знаменитом параде 7 ноября 1941 г. Вслед за митрополитом Сталин призвал помнить имена тех, кто создал и защитил Россию, её исторических героев – Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова (5).

10 декабря 1941 г. был отдан приказ о снятии со всех военных газет лозунга «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», чтобы он не мог «неправильно ориентировать некоторые прослойки военнослужащих». Спасение страны и социализма виделось в превращении войны в отечественную, национальную, а не классовую.

В ходе войны всё больше возрастала роль русского народа. Известно, что накануне войны русские составляли 51,8 % населения СССР, украинцы – 17,6 %, белорусы – 3,6 %. Среди мобилизованных на выполнение ратного долга перед Отечеством русские насчитывали 65,4 %, украинцы – 17,5 %, белорусы – 3,2 %, татары – 1,7 %, евреи – 1,4 %, казахи – 1,1 %, узбеки – 1,1 %, другие народы СССР – 8,3 %. В сражениях наибольшие потери понесли русские – 5,7 млн. человек (66,4 % всех погибших), украинцы – 1,4 млн. (15,9 %), белорусы – 253 тыс. (2,9 %), татары – 188 тыс. (2,2 %), евреи – 142 тыс. (1,6 %), казахи – 125 тыс. (1,5 %), узбеки – 118 тыс. (1,4 %), другие народы СССР – 8,1 % (6).

Удельный вес русских в рядах сражающихся был особенно велик в самый трудный период войны – в 1941-1942 гг. Это заставляло руководство страны чаще обращаться как к наиболее вдохновляющим – к исконным стремлениям и ценностям русского народа, к его историческим корням и самобытным традициям. В пропаганде перестали делать упор на принципы классового интернационализма. В 1942 г. была начата работа по замене «Интернационала» на патриотический гимн. Роспуск Коминтерна в мае 1943 г. ускорил работу над созданием гимна, в котором надо было отразить исторический путь народов страны, а не на борьбу международного пролетариата. С начала 1944 г. ежедневные передачи советского радио начинались исполнением гимна о нерушимом союзе республик, сплочённых навеки Великой Русью.

Трагическим наследием Великой Отечественной войны стала депортация в Казахстан, Сибирь и другие восточные районы страны населения из ряда национальных регионов. По данным НКВД СССР на начало октября 1945 г. спецпоселенцев в стране насчитывалось 2230500 человек. Среди них были немцы (687,3 тыс.), чеченцы и ингуши (405,9 тыс.), крымские татары, греки, болгары (195,2 тыс.), турки, курды (88,8 тыс.) калмыки (80,3 тыс.), карачаевцы (60,1 тыс.) (7). Депортация носила либо карательный, либо превентивный характер.

Своеобразным подведением итогов войны и основой послевоенной пропагандистской кампании по воспитанию народов СССР в духе советского патриотизма стало выступление Сталина на приёме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 г. В знаменитом тосте «За здоровье русского народа» в сущности признавалось, что победа была достигнута не только за счёт преимуществ социалистического строя, «морально-политического единства советского народа», но прежде всего за счёт патриотизма русского народа. В этом выступлении было провозглашено, что русский народ «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза», что он заслужил в войне «общее признание как руководящей силы Советского Союза». Были отмечены не только «ясный ум» народа, но и такие его качества, как «стойкий характер и терпение, доверие правительству в моменты отчаянного положения, готовность идти на жертвы» (8).

Передовые статьи «Правды» и других изданий разъясняли, что «патриотизм советского, русского народа ничего общего не имеет с выделением своей нации, как «избранной», «высшей», с презрением к другим нациям». Утверждалось, что русскому народу, «старшему и могучему брату в семье советских народов, довелось взять на себя главную тяжесть борьбы с гитлеровскими разбойниками, и он с честью выполнил эту великую историческую роль. Несомненно, что без помощи русского народа ни один из народов, входящих в состав Советского Союза, не смог бы отстоять свою свободу и независимость, а народы оккупированной части страны не смогли бы освободиться от немецко-фашистской неволи. Без сомнения, все народы СССР внесли свой вклад в победу над врагом, но вклад русского народа оказался самым весомым, и в этом – историческая правда.

Автор: Губарь С.Ф. 

Источники:

  1. История Коммунистического Интернационала. 1919-1943. – М., 2002. – С. 192, 194.
  2. Джилас М. Беседы со Сталиным. – М., 2002. – С. 57.
  3. Вопросы истории. – 1994. — №4. – С.40.
  4. Там же. – С. 42.
  5. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – М., 2002. – С. 37.
  6. Россия и СССР в войнах XX века. Статистическое исследование. – М., 2001. – С. 238.
  7. Вестник Московского университета. Серия «История». – 2003. — № 5. – С. 47.
  8. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – М., 2002. – С. 151.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *