Развитие воронежской экономики в последние два десятилетия происходит с большими трудностями и издержками. Критики действий местных властей (среди которых наиболее последовательным является проф. Ю.Корчагин) справедливо отмечают, что за все постперестроечные годы в Воронеже и области так и не запущено новых значимых проектов, не построено крупных предприятий общероссийского масштаба, нет притока серьезных инвестиций.
В то же время деиндустриализация Воронежа и области достигла своего апогея, когда регион теряет одно за другим свои известные в прошлом предприятия – такие, как НПО «Энергия», «Электроника», завод «Процессор», «Видеофон», завод строительных алюминиевых конструкций, завод им. Ленина и другие производства. Из былого лидера инновационных и наукоемких производств Воронеж становится торговым городом, с обширным теневым сектором и неопределенными хозяйственными перспективами.

Конечно, не все так однозначно. Вряд ли будет справедливым и правильным огульно критиковать все воронежские администрации, начиная от И.М.Шабанова и А.Я.Ковалева до управленческой команды нынешнего губернатора А.В.Гордеева в том, что они не смогли обеспечить воронежской экономике темпы роста, сопоставимые с белгородскими или калужскими. Не только воронежская экономика испытывает значительные сложности на пути своего развития. Многие другие российские регионы также не могут выбраться из замкнутого круга дотационности и недостаточной деловой активности. И происходит это не потому, что главы регионов и муниципальных образований не хотят ускоренного хозяйственного развития. Скорее, наоборот, очень этого желают, но не знают, как этого достигнуть оптимальным образом. Дел столько, что не ясно, за что хвататься. Проблем много, а ресурсов и денег не хватает даже на десятую часть от необходимого.

Даже самым опытным и образованным главам городов и регионов (стоит напомнить, что губернатор Воронежской области А.Гордеев имеет ученую степень доктора экономических наук) не всегда понятна очередность и приоритетность хозяйственных проблем, нет базы для принятия решений. Иными словами, для принятия верных и сбалансированных решений руководителям верхнего регионального уровня не хватает научной и информационно-аналитической поддержки, которая позволяет уйти с зыбкой почвы субъективных оценок, чреватой ошибками и неминуемыми просчетами.

Допустим, перед губернатором А.Гордеевым встает вопрос о поддержке тех или иных направлений воронежского бизнеса. Однако принять квалифицированного решения принять нельзя, так как:

— отсутствуют исследования по секторам воронежской экономики;

— нет релевантной статистики по настроениям предпринимателей и потребителей, по их намерениям в будущем;

— отсутствуют научно обоснованные перспективы развития региона, его включенность в межрегиональные и мирохозяйственные связи.

Любому руководителю регионального уровня приходится гадать, какие виды продукции будут пользоваться спросом, а какие нет. При этом инвесторы хотят, чтобы региональные власти взяли на себя риски от неверных маркетинговых ошибок. А губернатор, в свою очередь, ждет того же от инвесторов. Другими словами, формируется ситуация, когда внутренние и иностранные предприниматели ждут от главы области, что тот скажет, какие предприятия ему нужны и на каких условиях. А уж они будут решать, вкладывать деньги в данные проекты или воздержаться от инвестиций.

Соответственно, у губернатора иная позиция. Он предлагает вкладывать средства в Воронежскую область, а уж в какие проекты – решайте сами, господа инвесторы. У нас никаких особых планов нет – тем более, научно обоснованных. Придут инвесторы из «Норильского никеля» — будем поддерживать их, придут из «Пирелли» — тоже будем не против.

Такая неопределенная ситуация с отсутствием среднесрочного планирования и определения приоритетов смущает инвесторов, не дает им возможности прогнозировать прибыль и капиталоотдачу на длительные периоды. Кроме того, наличие планов развития города и области позволяет судить российским и зарубежным инвесторам о квалификации местных властей и разработчиков, их умении видеть перспективу и добиваться поставленных целей.

Или другой пример. Город Воронеж или бюджет Воронежской области испытывают острую потребность в финансовых ресурсах. Как найти недостающие денежные средства, не прибегая к банковским кредитам? Каковы возможности города и области в этом направлении?

Просто так, без соответствующих исследований, ответить на этот животрепещущий вопрос не представляется возможным. Вот если бы знать глубину неформальной экономики, возможности теневого сектора по отраслям и объемам обращающихся средств – тогда можно было бы давать адекватные оценки и рекомендовать меры по сокращению нелегального оборота. Однако сейчас мы даже примерно не знаем, сколько людей в Воронеже и области занимаются частным ремонтом квартир и автомобилей, сколько собственников сдают недвижимость без уплаты налогов, сколько занятых в секс-индустрии, изготовлении и продаже контрафакта и т.д. и т.п.

Отсутствие разнообразных экономических исследований по тематике региональной экономики создает непреодолимые трудности в создании качественного законодательства Воронежской области. Не проводя маркетинговых исследований, не анализируя и обобщая исторический и современный опыт функционирования городской и областной хозяйственной системы, трудно сформировать адекватную правовую базу для бизнеса, ЖКХ, платной медицины, налогообложения предпринимателей. То же самое можно сказать о социально-экономических, культурных, семейных, наследственных и прочих отношениях.

Только досконально изучив проблемы, например, местной индустрии туризма, отдыха, гостеприимства, можно принимать взвешенные решения по развитию данных сфер бизнеса, в решении которых мы пока продвинулись весьма слабо. Для развития системы массового, инвалидного, студенческого спорта, двигательной активности пенсионеров, нужно также постоянно изучать потребности этих категорий людей, а не произвольно расходовать тощий региональный бюджет на избранных.

Кто же будет проделывать всю необходимую аналитическую и исследовательскую научную работу, о которой мы так много говорим в рамках данной статьи? Может быть, ее осуществят те чиновники, которые работают в соответствующих подразделениях городской и областной власти? Думаю, что надеяться на это вряд ли приходится. Здесь нужны иные организационные и кадровые решения.

Оптимальным вариантом стало бы создание Института региональных социально-экономических исследований со штатной численностью в 30-40 человек. Кроме того, властным структурам следует привлекать к работе на договорных началах отдельные исследовательские коллективы и ученых, способных выполнять исследовательскую работу на высоком профессиональном уровне.

Реализация такого проекта научной поддержки принятия управленческих решений должна положительно сказаться на выработке практических рекомендаций для органов власти, для создания базы статистики там, где ее сейчас нет в принципе, для активизации региональных исследований в рамках воронежских колледжей и вузов.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *