Общественно-политическая деятельность Русской Православной Церкви (РПЦ) в современной России протекает в рамках взаимоотношений церкви, государства и общества, где религиозный православный институт существенным образом влияет на содержание и характер данных отношений.
Совершенно очевидным является то, что РПЦ обладает чрезвычайно мощным духовным потенциалом и степенью влияния на верующих, и принимает довольно активное участие в процессе духовно-православного возрождения общества.
Положительными результатами общественно-политической деятельности Русской Православной Церкви в России являются: поддержание патриотических настроений, конструктивного диалога между обществом и государством; повышение роли российской дипломатии в решении международных проблем, эффективное сотрудничество с другими мировыми религиозными конфессиями.
Однако порой РПЦ преувеличивает свои права на руководство российским обществом. Казалось бы, по отношению к обществу в целом религия должна выглядеть как его подсистема. Русская Православная Церковь себя позиционирует иначе.
Претендуя на роль «независимого арбитра» в жизни общества, РПЦ декларативно заявляет, что не стремится к получению статуса государственной религии, не вмешивается в государственное управление. Но в то же время руководство церкви налаживает тесное сотрудничество с министерствами культуры, социального обеспечения, здравоохранения, образования, внутренних дел, обороны и другими, стремясь к выработке гибкой социально-политической ориентации, исключающей непосредственную вовлеченность духовенства в политические компании. Известны конкретные и далеко не единичные факты участия священнослужителей в открытой агитационной борьбе. Так, например, в период предвыборной компании парламентских выборов в 2003 году батюшка Иоанн открыто поддерживал лидера партии КПРФ Г. Зюганова1. Такая ситуация дает основание говорить об уникальности России: в ней уживаются и взаимодействуют две разные по сути идеологии, с одной стороны коммунизм, с вытекающим из него атеизмом, а с другой – монархизм с православием.
Проблема не в том, сколько количества верующих в стране, а в подлинном понимании этой веры. Изначально суть христианства, а затем и православия была искажена в результате популяризации и насаждения представлений, необходимых для укрепления власти главы государства. В настоящее время об этом знают немногие, и роль православия часто преувеличивается. По данным исследовательской компании «Башкирова и Партнеры» на 2000 год, 63,4% россиян доверяют РПЦ, кроме того, большинство (68%) называют себя «верующими»2. Примерно такие же данные были получены ВЦИОМ. Но такие высокие цифры вызывают сомнения. В нашей стране стало очень много показухи: все вдруг стали верить и креститься, а «истинная вера рождена в страданиях (В. Гуга, вице президента ТНК в России); «у нас слишком много говорят о религии, а подлинной веры нет» (В. Толстой, директор музея-усадьбы Ясная Поляна)3. Но нельзя не вспомнить, что к 1988 году, когда население СССР получило религиозную свободу, несколько поколений людей имело минимальную степень представлений о каких-либо верованиях. И даже те 5-10% «верующих в Бога» имели о своей вере смутное представление.
Митрополит Кирилл отметил, что церковь «играет большую роль в преодолении крайностей в либеральном мышлении» и является институтом примирения общества и государства, способным вести диалог между ними. Но П. Минакир (директор института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН) сказал, что его «раздражает … назойливое стремление разъяснить …, насколько она нужна»4. К тому же это абсолютно не корректно по отношению к другим религиозным конфессиям. Россия – это многонациональное и многоконфессиональное государство, поэтому ущемлять права какой–либо из них не является по сути правильным. Безусловно, роль Православной Церкви в истории России велика, но нельзя приуменьшать роль других церквей. И католики, и протестанты, и даже адвентисты стремятся к построению гражданского общества, и видят в этом одно из главных направлений своей общественно-политической деятельности.
В сложной ситуации международных отношений, связанной с исламским фундаментализмом, проблема взаимоотношений Православия и Ислама становится наиболее острой. Гайдар Джемаль (председатель Исламского комитета России) считает, что в России произошло неоправданное завышение роли православия, мешающее открытому диалогу общества с государством: «Мне мешает жесткое главенство православия в России. Сейчас в стране много религиозных проектов, но они почему-то все православные. Я уже не говорю о том, что ислам стал гонимой религией в России и эту религию постоянно шельмуют в СМИ, карту православия разыгрывают не в патриархии, а в Кремле»5. Игорь Родионов (депутат Государственной Думы, министр обороны в 1996-1997 гг.) рассуждает так: «По Конституции мы государство светское. Путин забывает об этом и лобызается с патриархом, ходит на службу, свечку держит. В нашей стране навязывают православие в ущерб другим конфессиям. У Куприна в «Кадетах» молодые офицеры–выпускники стоят на плацу, а напротив них – три священника. Сейчас в армии допускается только православный священник»6. Свою активность РПЦ объясняет тем, что на основе существующей правовой базы невозможно отрегулировать все без исключения стороны взаимоотношений государства и религиозных объединений, охватить все разнообразие взаимных связей между социально-культурной и церковной сферами.
Нельзя с этим не согласиться, потому как в действительности Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года не идеален и во многом расходится с реальной ситуацией в стране. Этот закон появился в результате четырехлетней борьбы (1993-1997 гг.), но это не повлияло на повышение его качества. Закон содержит ряд совершенно уязвимых норм, которые посыпались бы при первом же рассмотрении его в Конституционном суде.
Государственная власть проводя политику укрепления авторитета РПЦ и считая ее своим союзником-помощником в деле демократического государства, предоставляет ей широкие льготы и права при этом нарушая закон. Православная церковь часто живет по своим законам и недавно оформившимся «Основам социальной концепции РПЦ», где оправдано ее вмешательство в дела вооруженных сил и сферу светского образования.
Что касается последнего, то здесь церковь также находится под покровительством государства. Бывший министр образования РФ В. М. Филиппов считал, что «на нынешнем этапе обновления системы Российского образования мы обязаны сделать все необходимое, чтобы … образование молодежи всегда опиралось на развитие ее добродетелей и созидательных качеств. Неоценимое значение в этом играет тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью, которое мы намерены и впредь всемерно укреплять»7.
Реально система церковного образования сама по себе очень слаба и имеет множество проблем. Она стагнирует и строится на основах безденежья, отсутствия квалифицированных кадров и специальной методической литературы, а также противоречия между религиозными идейными группировками духовенства. Все это может стать поводом для усомнения в том, что Православная Церковь может благоприятным образом повлиять на светское образование.
Единственная возможность для церкви расширить зону своего господства в обществе в данной ситуации – это воспитать для себя новое поколение прихожан. Поскольку она не может найти в себе силы сделать это самостоятельно, следовательно, духовная власть пытается взвалить такую задачу на плечи государства. При этом активнейшим образом пропагандируя «патриотические», «государственнические» лозунги о необходимости возрождения России через возрождение духовной жизни на федеральном уровне. Такого рода риторика в течение последних лет стала привычной и уже начала вызывать легкое раздражение и встречать непонимание среди населения России. Такая реакция понятна, так как введение религиозного образования в рамках учебной программы противоречит Конституции Российской Федерации и является незаконным. Ирина Хакамада (лидер партии «Наш выбор») считает, что РПЦ демонстрирует слияние церкви и титульной нации: «То, что церковь пытается ввести курс православия в школах, не считаясь с другими конфессиями, катастрофа. Это может привести не только к неприятию православия лицами других вероисповеданий, но и к радикализму и выходкам против православных»8.
Действия РПЦ в сфере светского образования имеют и положительные черты, и их нельзя исключать. Так, разъясняя основы православия и внедряя его в жизнь общества, церковь способствует его возрождению и преображению культуры, воспитанию подрастающего поколения в духе высоких идеалов.
Во взаимодействии с наукой РПЦ стремится преодолеть крайности атеизма, навязанного советской властью, и, в то же время, сама обогащается опытом и знаниями, которые помогают ей в решении важнейших проблем, стоящих перед церковью и обществом, «спуститься с небес на землю».
Архимандрит Иоанн считает, что взаимоотношения РПЦ и науки строятся на диалоге между ними. Основной шаг в этом направлении – создание Российского Православного Университета, где будут готовиться такие специалисты, которые могли бы содействовать нахождению единого языка между представителями науки и церкви.
Среди примеров политических действий церкви ради «Охранения основ Православия» можно назвать попытку введения духовной культуры на СМИ и директивное вмешательство в планы телекомпании НТВ в ноябре 1997 года. СМИ можно разделить на две категории: светские и конфессиональные (религиозно ориентированные). Следует отметить, что значительная масса публикаций как в государственных и независимых СМИ, так и в конфессиональных, не всегда несет информацию, отражающую реальное состояние общественного сознания. Зачастую публикации выражают интересы определенных социальных групп, навязывая их обществу, или выдавая за общественное мнение. Интеграция православия осуществляется в понятийном контексте светской культуры, и прежде всего через средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы и Интернет.) Публикаций, направленных на поднятие авторитета Православия большое количество. Поэтому совершенно не случайно, что в понимании православной религии людьми фигурируют понятия культура, верность национальным традициям и в меньшей степени — личное спасение, отношения человека с Богом.
Сегодня священнослужители, общаясь с прихожанами, становятся носителями огромной информации. Любой из них уже является готовым политиком. Политик не в том смысле, что должен бороться за выборные должности, а в том, что он может кардинальным образом влиять на общественное мнение.
Таким образом, наряду с положительными результатами общественно-политической деятельности Русской Православной Церкви в России существуют и негативные тенденции. В большинстве случаев они связаны с отсутствием четкой концепции развития общества и государственных отношений на единой интегрирующей основе. Это может привести к дезинтеграционным процессам в обществе на межконфессиональном и межнациональном уровне (конфронтация в отношениях с другими религиозными институтами, а, следовательно, разжигание межнациональной розни; влияние на политику светской власти, где знания церкви минимальны, а отсюда, ошибки в принятых решениях). Русская Православная Церковь заняла одно из лидирующих мест в формировании общественных отношений и взаимоотношения государства и общества, существенным образом влияя на их содержание и характер.
С одной стороны, это свидетельствует о достаточно высокой степени религиозной свободы, обретенной религиозными организациями в соответствии с существующим законодательством. При этом в своей деятельности религиозные организации выходят за рамки закона, что может приводить к возникновению негативных тенденций в сфере межконфессиональных и межнациональных отношений. С другой стороны, столь значительное воздействие церкви на указанные отношения свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательно–правовой базы и выработки научно-обоснованной концепции государственно-церковных отношений.
Автор: Чайкина С.О.
Примечания:
1 http// www.russ.ru
2 http//www.bashkirova and partner.ru
3 Вам церковь не мешает? // Власть. – 2005. — № 15. – С. 8.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.