Сейчас, в 2020 году, городские власти Воронеже вновь заговорили о возврате рельсового транспорта на городские улицы, понимая, что хорошей альтернативы ему нет, поскольку метро для столицы Черноземья — слишком дорогое удовольствие и вряд ли когда-либо окупится. Понятно, что новые городские трамваи будут в значительной степени отличаться от тех, что были когда-то, как конка отличалась от вагонов на электрической тяге.

На выезде из трамвайного депо по ул. 9 Января (ныне депо снесено)

На выезде из трамвайного депо по ул. 9 Января (ныне депо снесено)

Как известно, последний воронежский трамвай прошёл по городскому маршруту в 2009 году, после чего рельсы и контактную сеть стали постепенно удалять с улиц. Главной причиной ликвидации воронежского трамвая стала его убыточность. Хотя уже в 1993 году на линию вышел первый трамвай с большой рекламой на внешних поверхностях, что обещало финансовые выгоды.

История эта весьма интересна и состоит в следующем. В начале 1990-х годов на городском транспорте Воронежа ситуация была весьма острой, поскольку далеко не все пассажиры платили за свой проезд, было очень много льготников — свыше 40 категорий. Как следствие, маршрутный транспорт стал для города глубоко убыточным.

Трамвай чешского производства на улицах Воронежа

Трамвай чешского производства на улицах Воронежа

Чтобы поддерживать его в работоспособном состоянии, генеральный директор ПО «Воронежгорэлектротранс» (ГЭТ) О.А. Плаксин поехал в Чехию на переговоры о поставках запасных частей к чешским трамваям. Тогда -то и был заключён контракт на размещение на объектах городского электротранспорта зарубежной рекламы с компанией «Тобро» из Брно, которая имела совместные предприятия с Италией и Германией. Согласно этому контракту запчасти обходятся ПО ГЭТ на 40% дешевле, чем если бы их получали по официальным каналам.

Таким образом, первый воронежский трамвай, оснащённый рекламой, вышел на линию 23 марта 1993 года.  Кроме того, «Коммуна» сообщила, что подписан договор и с официальным дилером компании Minolta и первый троллейбус с её рекламой тронулся в путь 14 апреля 1993 года.

Вскоре после первых опытов с транзитной (транспортной) рекламы иностранных производителей в дело включились отечественные игроки — на городских автобусах, троллейбусах и трамваях стали размещать рекламные обращения финансовые и кредитные учреждения, операторы мобильной связи, производители бытовой электроники, копировальной и компьютерной техники.

 

См. Реклама – двигатель…трамвая // Коммуна. 1993. 15 апр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *