Вопрос о русских традициях, обрядах, обычаев бесконечно разнообразен и необъятен. В последнее время данная проблема рассматривается в трудах многих отечественных исследователей. Можно отметить, что данный вопрос интересовал отечественных исследователей еще в XIX веке. Ярким примером является книга известного ученого А.В. Терещенко «Быт русского народа», в которой автор делает одну из первых попыток в России научной разработки этнографического материала. В своей работе в трех томах автор не только описывает жилище, домоводство и фольклор русского народа, но и дает материал о русских народных праздниках, свадьбах, особенностях их проведения, играх. Не оставляет без внимания автор и русские обряды и гуляния, рассматривая простонародные обряды, связанные с такими народными праздниками как «Встреча весны», «Красная горка», «Радуница», «Бабье лето», и обрядные праздники, например, такие как Пасха, Троицын день, Первое апреля, Первое мая и др..
Еще один исследователь, которого можно выделить в области изучения русской народной культуры — это Екатерина Авдеева — родная сестра известного писателя Н.А. Полевого. Она получила известность как писательница по домоводству, хотя писала и беллетристические произведения.
Ее работа «Записки о старом и новом русском быте», составленная из очерков, опубликованных в «Отечественных записках», носит этнографический характер. Предметом исследования автора стали отдельные воспоминания и заметки о Курске, Иркутске и Русском быте в целом.
Русский этнограф XIX в. Михаил Забылин занимался изучением и сравнительным анализом обычаев и фольклора различных местностей России и всего славянского мира. М. Забылин стремился объяснить с рациональных позиций причины возникновения тех или иных народных представлений, установить этимологию их названий, выявить пути заимствования из других культур. В 80-годы XIX века было издано четырехтомное произведение «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Книга содержит сведения о русских праздниках и связанных с ними обрядах, суевериях и предрассудках, домашней жизни, народной медицине, приметах, пословицах, поговорках, песнях и музыке. Много внимания автор уделяет Святкам, так как, по его мнению, нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет. А также в книге содержится материал о домашней жизни русского народа: описание костюмов, охоты, музыки, песни, присловья и т.д.
Изучая вопрос об историографии русских традиций, обычаев, нельзя не упомянуть многотомное исследование известного русского этнографа, археолога, искусствоведа и фольклориста Ивана Михайловича Снегирева. Снегирев — один из первых ученых, кто обратился к изучению русских пословиц и поговорок, особенностей народного быта, обрядов и праздников. Главная его заслуга состоит в том, что он начал смотреть на эти важные проявления практической народной мудрости с научной точки зрения, обратил внимание на соотношения с аналогичными особенностями других народов, указал на заимствования русского народа и старался расположить их в определенном порядке по антропологическим и историческим соображениям. Свою работу «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» автор посвятил изучению особенностей русских народных праздников и связанных с ними древнерусских поверий, обычаев.
Книга «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» — самый знаменитый труд русского фольклориста и этнографа, профессора Ивана Михайловича, за это сочинение автору была присуждена Демидовская премия, а император Николай I подарил ему бриллиантовый перстень.
В советские годы исследователи также интересовались русской народной культурой, изучением русских традиций и обычаев. Большое внимание нематериальной культуре русского народа уделил русский поэт начала XX вв. Аполлон Аполлонович Коринфский. Ему принадлежит работа «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа». В данной книге А.А. Коринфский собрал богатейший этнографический материал, исследуя языческие мифы и обряды, христианские обряды на Руси.
В своей работе Коринфский изучил быт крестьян-великороссов, а также описал историю славянских праздников. Самостоятельные наблюдения писателя сосредоточились преимущественно на Нижегородско-Самарском Поволжье (Нижегородской, Казанской, Симбирской и Самарской губерниях).
Марина Михайловна Громыко — советский историк и этнограф XX в., специалист в области позднесредневековой истории Европы, одну из своих работ посвятила изучению русского быта. Так, в книге «Мир русской деревни» на основе документальных свидетельств XVIII, XIX, а отчасти и XX веков автор рассказывает о богатстве знаний и интересов крестьян, их духовном и социальном опыте, высокой культуре. В книге описываются обычаи и посиделки, связанные со свадьбой, обычаи, связанные с такими праздниками как Масленица, Пасха, Праздник деревни и др. В издании содержится много примеров живой действительности: яркие биографии, образы крестьян-мастеров, особенности народной речи, забытые обряды и традиции.
Большой вклад в исследование вопроса о народных традициях, обрядах и русском быте также внесли современные русские писатели, такие как Л.С. Лаврентьева, Н.А. Юдина, М. Семенова и др.
Русская писательница Людмила Лаврентьева свой труд посвятила изучению культуры русского народа и его обычаев. Ее книга «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор» представляет собой своеобразную энциклопедию, в которой представлена культура русского народа второй половины XIX -начала ХХ века. Многие стороны повседневного русского быта нашли отражение в народном костюме, обрядовой кухне, фольклоре, а также в календаре, куда включены мировоззренческие представления крестьянина, его знания, опыт, обычаи, праздники, приметы погоды и их истолкование, сроки проведения хозяйственных работ, даты важнейших церковных праздников и т. д. Особенность данного исследования работы состоит в том, что автор изучает забытые русские обычаи и обряды, которые сохранились до настоящего времени. Книга восстанавливает утраченные исторические связи, возвращая логику различным формам современного этикета и традициям.
Святки — ключевой праздник зимнего цикла. Он относится к большим праздникам, то есть к тем, которые гуляли несколько дней или неделю. Период Святок изобиловал обрядовыми действиями. В рамках святочных гуляний выявлены такие основные акты, как колядование, славление, посевание, ряженье, гадание, вечерки, расстащиха, катание на лошадях. Каждый акт характеризуется использованием определенных материальных предметов.
Одним из ключевых актов на Святки являются гадания. Суть гаданий связывается с желанием узнать свою судьбу, что восходит к представлению о периоде Святок как переходном, соответственно, способным оказывать влияние на будущее. Самыми благоприятными для гадания считались Новогодняя ночь и Крещенский сочельник, то есть период так называемых «страшных вечеров». Оптимальным временем были полночь и временной отрезок после полуночи. Места для гаданий также выбирались по определенному принципу: переходные локусы, к которым можно отнести перекрестки, пороги, конец двора и деревни, дороги; «нечистые» места: баня, овин, места у воды: проруби и колодцы; кладбища. Основными участниками гаданий были девушки, в редких случаях — парни. Предметы, используемые при гаданиях можно условно разделить на две группы: те, что использовались как средство для установления контакта с потустронним миром и те, что непосредственно применялись для ворожбы. При гаданиях совершали ряд действий, способствующих разрушению границ между реальным и потусторонним мирами: садились на порог, открывали дверь и печную трубу, снимали пояса, крест и другие обереги.
Пояс не случайно включался в семантический ряд оберегов. Так, пояса из коллекций музеев Кемеровской области зафиксированы под названием «опояска», что подчеркивает факт окружения им тела человека по линии талии. Круг же, как известно, отражает символику солярного знака — одного из самых сильных оберегов в традиционной культуре многих народов. Кроме того, значение оберегательной символики заключалось в орнаментах тканых поясов русских Сибири. Так, опояска из коллекции Музея истории крестьянского быта с. Красное Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области декорирована орнаментом в виде семи горизонтальных полос-«елочек» разного цвета, чередующихся вершинами в разных направлениях и расположенных по всей длине пояса. Изображение символа дерева восходит к представлениям о «мировом древе» — знаке плодородия и стабильности. Поэтому для презентации календарных обрядов может быть реконструирована подобная опояска в технике тканья, характерной для данного региона. Семантика православного креста не нуждается в комментариях.
Ряд действий должен был оградить от возможного вреда нечистой силы: в порог втыкали топор, чтобы черт дорогу не перешел. О том, что топор в традиционной культуре русских наделялся особым сакральным значением свидетельствует предмет из коллекции музея «Археология, этнография и экология Сибири», обнаруженный кемеровским археологом А. С. Васютиным в окрестностях Сосновского острога. Лезвие топора с двух сторон декорировано изображением дерева (о семантике которого уже упоминалось в связи с орнаментом опояски) с опущенными вниз ветвями — по три с каждой стороны.
Предметы, непосредственно используемые в гаданиях, зависят от его типа. Способы гадания сильно разнятся даже в соседних селениях. Однако можно выделить такие, которые бытовали практически повсеместно. Таковыми являются:
— подслушивание, то есть определение на основании услышанного своей будущей судьбы;
— определение различными способами той стороны, откуда явится жених;
— гадание с животными;
— гадания, в рамках которых можно увидеть образ будущего жениха;
— гадания, в которых суженый является во сне.
Во время подслушивания на перекрестке чертили круг, чаще всего используя сковородник, клюку или кочергу. В рамках иной разновидности на снегу расстилался пояс, девушка, стоя на нем, связкой ключей царапала по снегу. Могли слушать, стуча ложкой или поварешкой в паз новой избы. На основе услышанного определяли свою судьбу. Применяемые в гаданиях предметы тесно связаны с женской домашней деятельностью и с очагом: кочергой помешивали угли в печи, сковородник и ухват использовали для вынимания из печи приготовленных блюд, ложка и поварешка служили для вычерпывания и разливания вынутой из печи жидкой пищи, ключами запирали сундуки с добром, которое было частью приданого женщины. Выделяется в этом ряду клюка, но можно предположить, что этот предмет, напоминающий по форме кочергу, появился в обрядах гаданий позднее. Такого типа музейные предметы имеются в коллекциях большинства музеев Кемеровской области, так как период их бытования в среде русских крестьян Сибири датируется с конца XIX до первой половины ХХ века.
Определить сторону, откуда ждать жениха, можно было различными способами. Одним из самых распространенных было бросание пима через забор. Можно высказать предположение, что обувь наделялась особой семантикой, что нашло отражение в сказках народов мира. Один валенок в этих гаданиях оставался у его владелицы без пары, а второй она бросала за ворота, и это определенным образом символизировало поиск пары для нее самой. Выбор валенка обусловлен тем, что для условий сибирской зимы именно валенки были самым распространенным типом обуви и в некоторых регионах Сибири назывались пимами по аналогии с меховой обувью отдельных автохтонных народов Сибири. Форма валяной обуви, используемой русскими крестьянами в начале ХХ века сохранилась и в настоящее время и может быть применима при проведении в музее святочных обрядов гадания.
Источники:
- Кимеева Т.И., Глушкова П.В. Овеществлённые компоненты святочного календарного обряда русских как объект нематериального культурного наследия. Вестник КемГУКИ. 30/2015. С.113-121.
- Тетерина Е.А., Питерова А.Ю. Исследования русских традиций, обычаев, обрядов. историографический обзор. Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2016. №2 (14).