В этот осенний день, 19 октября 1932 года, на Воронежском заводе СК-2 был получен первый каучук. Сейчас нам даже трудно себе представить значение этого знаменательного события, сколько оно значило для персонала нового предприятия, для его первостроителей, которые жили тогда в землянках (см. фото ниже, где изображено строительство завода в 1931 году), но закончили все монтажные, подготовительные и технологические работы за 15 месяцев — от разметки земельных участков на Левом берегу рядом с рекой Воронеж и до получения первой партии долгожданной продукции. Причём по тем временам считалось, что промышленное получение синтетического каучука — абсолютная утопия — о чём говорил не кто-нибудь, а сам Томас Эдисон — великий американский изобретатель и инноватор. Газета «Коммуна» от 20 октября 1932 года не преминула привести воронежским читателям это интервью:

— Известно ли вам, мистер Эдисон, что в России получен синтетический каучук, и что большевики приступают к его промышленному производству? – корреспондент американской газеты «Юнион» вопросительно посмотрел на великого изобретателя.

Старый Эдисон улыбнулся:

— Нелепая и невозможная затея. Ерунда!

Корреспондент «Юнион» закончил интервью. В этот день на календаре значилось 8 мая 1931 года».

Общий вид строительства завода. 1931 г.

Общий вид строительства завода. 1931 г.

А в это время на СК-2 кипели работы, землекопы, каменщики, разнорабочие перевыполняли нормы на 20,30 и более процентов. Возводили Воронежский завод СК-2 несколько тысяч комсомольцев, которые смогли не только построить, но и запустить предприятие по производству невиданного ранее продукта, способного заменить натуральный каучук из сока гевеи. Тогда, впрочем, как и сейчас, нашу страну Запад пытался задавить экономическими санкциями, запретив производителям из южных стран поставлять в Советскую Россию сырьё для шинной промышленности.

Однако задавить Советы санкциями оказалось не так просто. К работе по формированию новой отрасли промышленности был подключён талантливый менеджер и организатор Осип Павлович Осипов-Шмидт, под руководством которого был совершён гигантский технологический рывок.

О.П. Осипов-Шмидт (1900-1938)

Первоначально предполагалось построить завод СК на 10 тысяч тонн в Ярославле, вблизи Резинкомбината, и завод двойной мощности на 20 тысяч тонн в Бобриках (ныне Новомосковск). Но затем по ряду причин от строительства завода в Бобриках отказались, а решили строить ещё два завода на 10 тысяч тонн – один в Воронеже, другой – в Ефремове.

18 января 1931 года Совет Труда и Обороны принимает решение о строительстве шести заводов СК: сначала трёх в Ярославле, Воронеже и Ефремове, а затем ещё трёх в Тамбове, Курске и Вологде. Первые три завода были возведены по плану, а в Тамбове и Курске строительство было заморожено в связи с началом войны. В послевоенное время его решили не возобновлять. В Вологде к строительству даже не приступили.

Теперь требовалось поставить во главе нового, неведомого дела уникального по своими деловым и человеческим качествам управленца, который бы не только имел необходимый опыт работы в промышленности, не только являлся прекрасным организатором, но и обладал технической интуицией, умением выбирать правильное направление среди моря неизвестности и неопределённости.

И такой руководитель нашёлся. Им стал тогдашний директор Ярославского завода лакокраски «Победа рабочих» Осип Павлович Осипов-Шмидт (см. фото выше). Под его руководством были пущены первые заводы СК, достигнуты невероятные успехи в строительстве и запуске производств синтетического каучука. Но вместо высоких наград и пожизненного почёта Осип Павлович поплатился жизнью, попав под каток репрессий 1937-1938 гг.

Матвеев С.А., начальник строительства завода СК-2

Кислов Г.З., директор завода СК-2

Нельзя не отметить и молодых строителей предприятия. Особо отличился при возведении завода Курский ударный батальон «518», в который входило 412 курсантов. Число 518 означало количество новостроек первой пятилетки, куда входил и Воронежский завод СК.

В скором времени пришло ещё одно мощное подкрепление — теперь уже из воронежской глубинки. По призыву руководства области и откликаясь на агитацию делегации завода, на стройку прибыли сотни колхозников из Кантемировки. Они были хорошо организованы и выдвинули из своей среды способных и авторитетных руководителей. На заключительном этапе строительства именно кантемировцы сыграли решающую роль. И именно кантемировцы освоили трудные и сложные профессии аппаратчиков, машинистов, лаборантов, киповцев. ремонтных рабочих — и действующий завод стал для них родным домом на всю жизнь.

Курский ударный батальон. 1931 г.

Курский ударный батальон «518». 1931 г.

Так получали первый каучук

Так получали первый каучук

7 июля 1932 года произошло знаменательное событие: Ярославский завод СК-1 выработал первый промышленный каучук. 15 июля в Воронеж прибыла группа ленинградских и московских инженеров, руководивших его пуском и обладавших уже некоторым производственным опытом. Среди них были Б.П. Краузе, П.А. Фермор и другие специалисты. Они подвергли ревизии технологическую схему и внесли в неё значительные усовершенствования. Резко ужесточились требования к качеству монтажа особенно по обеспечению высокой герметичности как аппаратов, так и трубопроводов.

Эти суровые требования выдвигались не зря. Впоследствии на Воронежском заводу СК не раз случались взрывы и большие производственные аварии (в том числе с человеческими жертвами). Ошибки в технологиях и небрежность оборачивались репрессиями — руководство завода обвинялось в саботаже, за что полагались огромные тюремные сроки и даже расстрел. К величайшему сожалению, репрессий не избежал и сам О.П. Осипов-Шмидт — его жизнь оборвалась в 38 лет.

О масштабе события получения первого каучука говорит тот факт, что в этот день завод СК-2 посетил глава Центрально-Чернозёмной области И.М. Варейкис (см. рисунок из областной газеты «Коммуна»).  В статье «Есть каучук!» говорится также о торжественном заседании в Большом театре  (так тогда называли драмтеатр), посвящённого пуску СК-2.

Для участия в выпуске первого каучука на завод СК-2 прибыл секретарь Обкома партии тов. Варейкис. Тов. Варейкис в сопровождении начальника строительства тов. Матвеева осматривает вступивший в строй завод. Скриншот из газ. Коммуна от 21 окт. 1931 г.

В частности, «Коммуна» указывала: «Вчера вечером в Большом советском театре состоялось торжественное заседание, посвящённого пуску второго в Советском Союзе и в мире завода синтетического каучука. Открывая заседание, директор только вчера вступившего в строй действующих предприятий завода СК-2 т. Кислов горячо приветствовал коллектив строителей:

— Я горд тем, что на мою долю выпала честь первому приветствовать отряд ударников строительства, героической, самоотверженной борьбой добившихся пуска первого гиганта СК-2 — добившихся первой блестящей победы на хозяйственном фронте!».

С большим ярким докладом выступил начальник строительство тов. Матвеев:

— Капитализм оказался не в состоянии разрешить проблему производства синтетического каучука, покрывая свои потребности в нём за счёт бешеной эксплуатации цветного населения колоний на каучуконосных плантациях… Стране Советов первой удалось разрешить эту величайшую задачу развития промышленности синтетического каучука. Сегодня уже пуском второго завода СК мы показываем всему миру, что справились с этой задачей».

Герой скрубберов, бригадир монтажников тов. Бондаренко рассказал, как отряд ленинградских рабочих-ударников поставил рекордные сроки монтажа 36-метровых вышек-скрубберов.

Отвечая на приветствия, директор завода СК-2 тов. Кислов указал:

— С энтузиазмом, с каким боролись за пуск завода, мы должны будем добиваться освоения технологического процесса, увеличения выхода каучука, его высококачественных показателей».

Из газеты "Коммуна" от 20 октября 1932 г.

Из газеты «Коммуна» от 20 октября 1932 г.

 

Из синтетического каучука, полученного в Воронеже, были сделаны автомобильные шины, которые прошли суровую и всестороннюю проверку в условиях автопробега Москва-

Каракумы. 23 сентября 1933 года участники автопробега на обратном пути посетили Воронеж, где у завода СК-2 был проведён митинг.

См. также:

  1. Встреча участников автопробега Москва-Каракумы в Воронеже
  2. Первооткрыватель синтетического каучука И.Л. Кондаков

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *