Работ, обобщающих практику применения этических и профессиональных стандартов в фотожурналистике, к сожалению, крайне мало. На протяжении лет понимание этических стандартов в фотожурналистике менялось. Так, К.МакДугал в книге «Пресса и ее проблемы» менее чем 50 лет назад давал советы для начинающих фотожурналистов, которые сегодня однозначно могут быть расценены как неэтичные: если человек отворачивает лицо, крикните «Пожар!», это заставит его обернуться на достаточное количество секунд, чтобы нажать кнопку фотоаппарата, а женщину можно уговорить позировать, пообещав, что фото будет отправлено на конкурс красоты. То есть, обмани, и желаемый снимок готов![1] Но уже через 10 лет В.Хикс в своей знаменитой книге «Слова и фотографии» делает вывод о равнозначности профессии журналиста и фоторепортера, настаивая на том, что и фотографии и фотографы должны быть уважаемыми не менее слов и журналистов[2]. Описывая «эпоху сенсаций» он формулирует философию издателей как «достань фото, остальное не имеет значения». Еще через 10 лет Юд.Гудвин в книге «Этика на ощупь» описывал скрытые камеры, постановочные или смонтированные фото, отвратительные кадры, вмешательство в частную жизнь. Автор ставит вопрос: стоит ли «ловить момент» на камеру или лучше поспешить помочь человеку, попавшему в беду[3]. Кл.Эдом во втором издании своей работы «Фотожурналистика»[4] задает вопросы доктору Дж.Мерилу, обсуждая философский подтекст этики фоторепортажа, и рекомендует редакторам не манипулировать фотографиями.

В отечественной практике на протяжении долгих лет связь СМИ с читателями была в подавляющем большинстве случаев односторонней. Журналисты были вольны писать, что хотели, а редакторы – сопровождать тексты фотографиями, которые они считали соответствующими текстам. Читателям оставалось лишь решать, стоит ли безоговорочно верить написанному или нет. С развитием Интернета, онлайновых СМИ и блогов у людей появилась возможность высказывать свое мнение открыто и не менее открыто указывать журналистам на их проколы. Скандал с фальсифицированными фотографиями агентства Reuters, а также то, что именно благодаря блоггерам обман был раскрыт, еще раз подтверждает известный тезис о том, что онлайн-дневники из безобидного развлечения превратились в крупную медийную формацию, с мнением которой стали считаться даже самые влиятельные информагентства[5]. Процитированный автор совершенно справедливо описывает ряд этических проблем фотожурналистики, которые были выдвинуты на повестку дня, в первую очередь, благодаря техническому развитию и появлению возможности виртуозно «редактировать» фотографии. Действительно, подкрепляемые фотографиями с места событий, материалы приобретают большую идеологическую ценность. Очень долго правдивость фотографий, публикуемых в прессе, не вызывала сомнений. Фотографам верили. Для подрыва доверия к иллюстрациям понадобилось немногое: фотограф, пренебрегший этическими нормами, программа Photoshop, доверчивые редакторы информагентств и несколько блоггеров. Фотограф решил, что для полноценного освещения событий репортажной съемки с места боевых действий будет явно недостаточно, и решил устроить постановочную фотосессию с применением средств обработки изображений. Редакторы посчитали фотографии подлинными. А блоггеры усомнились в аутентичности фотографий, разоблачили фальсификацию, попутно лишив фотографа работы, а информагентства – сотрудника и репутации. К чести фотожурналистов, описанный выше случай является из ряда вон выходящим. Гораздо чаще приходится говорить о соблюдении морально-этических норм и принципов, нежели об их нарушении.

Например, 9 октября 2007 г. в РГГУ прошел семинар «Фотография и война» известного военного фотографа Юрия Козырева и фоторедактора журнала «TIME» Андрея Поликанова, ныне возглавляющего фотослужбу журнала «Русский репортер». Семинар был организован Творческой фотомастерской РГГУ, профессиональной фотолабораторией Prolab и новым иллюстрированным еженедельником «Русский репортер».

В ходе семинара фотограф и фоторедактор дискутировали о непростых вопросах военной фотожурналистики — о трудностях съемки, о постановке задания, о выборе фотографий из отснятого материала. Ю. Козырев освещал крупнейшие региональные конфликты и войны на территории бывшего СССР (Абхазия, Молдова, Нагорный Карабах, обе Чеченские войны). Он является одним из первых журналистов, освещающих операцию в Афганистане. В течение пяти последних лет он живет в Ираке, фотографируя самые горячие точки для американского журнала «Time». Сам фотограф, говоря о своей работе, отметил, что для него на любой войне важно оставаться независимым, объективным очевидцем происходящего со всех позиций.

А.Поликанов рассказал о многолетнем опыте и профессиональных тонкостях работы с фотографией. Он отметил, что войну нелегко переживать и видеть своими глазами, а снимать в таких условиях ещё тяжелее. В условиях войны перед фотографом встает масса морально-этических, а не только технических вопросов. Работа военного фотографа представляет опасность для жизни, лишает всех комфортных условий, но дает возможность видеть то, что происходит с людьми, быть там, где происходят исторические события, наиболее полно и ярко отражать их с помощью фотографии.

В книге А.Макинтайра «После добродетели» в качестве фундаментальной и постоянной цели журналистики рассматривается благо «выбора слов и фотографий за их ясность, точность и живость». В начале ХХ века фотографии датского иммигранта Якоба Риса привлекли внимание к запущенности нью-йоркских трущоб и ночлежек. Они послужили образцом для прогрессивной журналистики, повлиявшей на «разгребателей грязи» и поколения журналистов, занимавшихся расследованиями. Во время Второй мировой войны Эдвард Р.Марроу озвучивал «словесные фотографии» на радио, установив таким образом определенный высокий стандарт журналистского мастерства не только для иностранных корреспондентов, но и для внутреннего вещания. Впоследствии его смелые репортажи так сочетали тексты и изображения, что, безусловно, привлекали внимание публики и служили образцом для подражания для других журналистов.

Большой вклад в развитие теории и практики фотожурналистики, в том числе в формирование этических и нравственных норм вносят профессиональные конференции и фестивали.

Так, на одном из ежегодных московских международных фестивалей профессиональной фотографии[6] были рассмотрены сильные и слабые стороны современной фотожурналистики с точки зрения компромисса между сильной фотографией и информативностью снимков. Кроме того, на фестивале шла речь о том, какую роль играет этика в фотожурналистике. Вопрос о том, какими этическими и моральными принципами должен руководствоваться фоторепортер при съемке того или иного материала (помогать человеку, попавшему в беду или фотографировать происходящее) остался открытым. С другой стороны, в ходе дискуссий однозначно было подчеркнуто, что фотожурналистика играет значительную роль в формировании мировоззрения, оказывая воздействие на общественное сознание и создание отрицательного и положительного образа того или иного человека, события или даже целого государства. В рамках этого речь шла и о принципиальном значении современных технических средств, позволяющих передавать снимки в редакцию непосредственно с места событий.

Пять лет назад в международном фестивале фотожурналистики Visa pour l’image (Франция, Перпиньян) приняло участие около 3 тысяч профессионалов из пятидесяти стран-участниц. Главной заявленной темой дискуссии была «Этика фотографии». В следующем году на 17-ом фестивале Visa pour l’image были высказаны опасения, что фотожурналистика умерла (или, по крайней мере, умирает), остался один гламур. Сторонники этой точки зрения говорили о снижении этических стандартов в фотожурналистике: долгожданная свадьба принца Чарльза и Камиллы заняла на обложках журналов место бомбовых ударов, уносящих жизни в Багдаде.[7]

Автор: Маслов А.С.

Примечания:

[1] MacDougall C. The Press and its Problems/ C.MacDougall. — (http://www.bookz.ru)

[2] Hicks W. Worlds and Pictures/ W.Hicks. — (http://www.bookz.ru)

[3] Goodwin E. Groping for Ethics/ E.Goodwin. — (http://www.bookz.ru)

[4] Edom Cl. Photojournalism/ Cl.Edom/ — (http://www.bookz.ru)

[5] Белкин И. Репортаж с фотожабой/ И.Белкин. – (http://photo-element.ru/scandals/blogs/blogs.html).

[6] 8-й ежегодный московский международный фестиваль профессиональной фотографии «ИнтерФото-2002» «Война и мир: крайности фотожурналистики» состоялся 9-13 октября 2002 года.

[7] Блохина О. Итоги.ru/ О.Блохина. – (http:// www.itogi.ru).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *