Рассматриваемый вид преступной деятельности характеризуется значительной опасностью и сводит на нет многие усилия общества на пути к прогрессу. Легализация преступных доходов создает серьезные препятствия рыночным преобразованиям, осуществляемым во всех сегментах общественной жизни, чем нарушает нормальное функционирование экономики и основных экономических институтов, подрывает способность органов государственной власти контролировать финансовую систему страны и управлять ею.

В результате легализации ущерб причиняется личным, государственным и общественным интересам. Представляя деятельность по приданию преступно полученным доходам видимости легальных для их дальнейшего свободного использования с целью извлечения прибыли, легализация являет собой угрозу не только внутренним отношениям России, но и отношениям, возникающих на международном уровне.

Средства, полученные в результате легализации, имеют весьма широкий спектр применения. Легализованные преступные доходы образуют финансовую базу для организованной преступности и коррупции, зачастую являются основным источником финансирования экстремистских групп. Повышенная общественная опасность легализации преступных доходов обуславливается не только прямой ее связью с деятельностью организованных преступных групп и сообществ, но и тем, что данная преступная деятельность имеет ярко выраженный транснациональный характер.

Общественная опасность «отмывания» преступных доходов заключается в том, что такие действия ставят легальную деятельность законопослушных хозяйствующих субъектов (при этом не является исключением и само государство) в невыгодные экономические условия, и одновременно дают преимущество криминальным структурам.

Как и во всем мире, в России весьма значительной в сфере легализации (отмывания) преступных доходов является тенденция расширения коррупционной основы, что проявляется в возникновении целого класса «профессионалов» — посредников (юристов, специалистов по финансовой отчетности, финансовых консультантов), чьими услугами активно пользуются преступные структуры для содействия операциям с преступными доходами. Введение Россией, как и большинством государств уголовной ответственности за «отмывание», отвечает насущным потребностям воздействия на наиболее болевые точки организованной  преступности. Преступления, связанные с легализацией преступных доходов, совершаются практически во всех доходных сферах российского бизнеса. В первую очередь, это относится к рынку ценных бумаг, страховому рынку и кредитно-банковской сфере.

Из всего многообразия экономических преступлений ряд из них имеют родственную экономико-правовую природу с отмыванием. В этой связи, такие преступления как незаконная банковская деятельность (172 УК РФ);  приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ); контрабанда (ст. 188 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) и целый ряд др. деяний являются косвенным свидетельством «расширенного воспроизводства» отмывания.

Преступления в виде легализации (отмывания) преступных доходов посягают не только на сферу экономической деятельности, но и обладают способностью детерминировать многие другие виды преступлений. Таким образом, исследуемые преступления самым неблагоприятным образом влияют на уровень общей преступности. В этой связи нет никаких сомнений в том, что любые меры, направленные на «оздоровление» общества от указанных преступлений или снижение темпов их распространения, уже сами по себе вносят существенный вклад в предупреждение общей преступности.

Значимость предупреждения вырисовывается по-настоящему отчетливо тогда, когда обществу предлагается выбор: либо расширить репрессивный аппарат и наделить его ни чем не ограниченными функциями, (хотя при этом коэффициент полезного действия соответствующего решения проблемы сводится к минимуму), либо построить такую систему отношений, при которой совершение легализации становится для большинства потенциальных субъектов данного преступления не выгодным в принципе.

Правовая и социально-экономическая природа легализации (отмывания) преступных доходов вобрала в себя черты не только большинства традиционных преступлений, но и приобрела свою собственную специфику. В связи с указанным, роль общественного сознания в данном случае трудно переоценить, так как от этого зависит не только число лиц, выбравших правомерный либо запрещенный законом путь реализации своих экономических интересов, но и число граждан, противодействующих или, напротив, оказывающих содействие «отмывателям» в реализации целей по легализации криминальных доходов. Уровень правосознания находится также в прямой зависимости к числу индивидуумов, желающих активно оказывать содействие органам власти в раскрытии и расследовании преступлений и т.д.

Весь арсенал предупредительных средств, направленных против легализации (отмывания) преступных доходов, должен предусматривать как общие для большинства преступлений меры, так и меры специального характера. Эти меры целесообразно сгруппировать по двум основным направлениям: меры, направленные на формирование правосознания населения, крайне нетерпимое к легализации криминальных доходов; — организационно-правовые меры, позволяющие значительно усложнить реализацию умысла субъектов преступлений на «отмывание» преступных доходов.

Своеобразие легализации (отмывания) преступных доходов предполагает использование для борьбы с данным феноменом: декларирование доходов, расходов и имущественного положения юридических и физических лиц, а также членов их семей; создание системы обязательного периодического мониторинга общественного мнения о распространенности легализации; обязательное ежегодное опубликование сведений об имущественном положении и состоянии доходов государственных служащих, занимающих должности, предусмотренные Конституцией РФ или конституциями (уставами) субъектов РФ в соответствующих официальных изданиях; обязательное опубликование ежегодных бюджетов высших органов государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствующих официальных изданиях. К числу специфичных для борьбы с легализацией относятся специальные финансовые меры, заключающиеся в контроле за деятельностью финансовых организаций.

Правильно применяемые на практике нормы уголовного законодательства играют важную роль в организации борьбы с преступностью, образованной преступлениями в виде легализации (отмывания) преступных доходов. Однако, по свидетельству практики, одной из основных остается проблема квалификации данных преступлений. Если раньше правоприменитель совершенно справедливо мог большинство своих просчетов списать на отсутствие соответствующих разъяснений и толкований уполномоченных государственных органов (прежде всего Верховного Суда РФ) используемых в диспозициях статей уголовного закона понятий, то на сегодняшний день такое постановление Пленума Верховного Суда РФ принято («О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» №23 от 18.11.2004г.).

Сегодня средства уголовного законодательства не справляются со своей задачей эффективной борьбы с отмыванием. И не только потому, что они недостаточно совершенны для решения непрерывно усложняющих задач, но и в связи со своими ограниченными возможностями непосредственного воздействия на преступность и ее причины. Тем не менее, ныне во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, уголовно-правовая борьба с интенсивно растущим отмыванием остается пока единственной мерой, хотя и мало эффективной.

Автор: Кобец П.Н. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *