Данная проблема, в рамках рассмотрения вопросов по предупреждению и пресечению незаконной миграции, представляется одной из актуальных для регулирования миграционных процессов в большинстве зарубежных государств, где иммиграция, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер.
Так, вопросами учета иностранных граждан в Японии, в который включают только иностранцев, находящихся в стране более 90 дней, миграционными потоками и натурализацией занимается Министерство юстиции и Иммиграционное бюро, в Швеции — Центральное статистическое управление страны, в Италии, Финляндии, Великобритании и Португалии — Министерства иностранных дел, дающие разрешения на пребывание иностранным гражданам, в Бельгии — Национальный институт по статистике, Министерство труда и занятости, Министерство юстиции и т.д. Рассмотрение полномочий данных структур в сфере миграционной политики при подготовке аналитического обзора должно быть, в целях выявления наиболее оптимальных форм деятельности, спроецировано на деятельность соответствующих структур в Российской Федерации.
В законодательстве зарубежных стран существует различный подход к определению и правовому положению иммигрантов, так, например: в Германии иммигрантами считаются лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране, в Японии — национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы, в США — иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью постоянного проживания в стране. Одной из главных мер по противодействию незаконной иммиграции, используемые во многих государствах, являются строгие правила, регулирующие рынок труда. Такие правила, например, особенно ужесточены в Германии, по отношению к строительной отрасли за счет введения системы проверок на рабочих местах, позволяющей работодателям легко выявлять тех, кто имеет законное право на работу. За незаконное привлечение на работу иностранцев предусмотрены серьезные санкции. Лица, участвующие в контрабандной переправке иностранных граждан, либо привлекающие их к труду в качестве наемных работников без соответствующего разрешения, наказываются крупным денежным штрафом или лишением свободы до трех лет. В особо серьезных случаях за незаконный прием на высокодоходную работу (например, при производстве товаров и услуг) немецкие работодатели наказываются лишением свободы сроком до 5 лет или крупным денежным штрафом. В свою очередь, согласно Закону об иностранцах, за незаконное пребывание в Германии иностранные граждане наказываются лишением свободы до одного года или крупным денежным штрафом.
Следует отметить, что европейская система социального страхования предполагает гораздо большие отчисления предпринимателями, чем в других странах, в связи, с чем штрафные санкции за использование труда нелегальных мигрантов в государствах Европы намного выше, например предусмотренных в США. В Великобритании работодатели, незаконно нанявшие иностранных работников, могут быть оштрафованы на сумму до 5000 фунтов стерлингов. В США в случаях нарушения действующего законодательства в области привлечения к работе иностранных граждан к работодателям применяются административные или уголовные санкции. Согласно закона «Об иммиграции и гражданстве» 1996 г. (ст. 274), штраф установлен в следующих размерах: от 250 до 2000 долл. США за каждого иностранца, не имеющего разрешение на трудоустройство; от 2000 до 5000 долл. США за каждого незаконно работающего в случае повторного нарушения работодателем действующего порядка трудоустройства иностранных работников; от 3000 до 10000 долл. США за каждого незаконно трудоустроенного иностранца в случае многократного нарушения действующего законодательства. Вместе с тем, если работодатели по каким-то причинам утрачивают документы, разрешающие использование ими иностранных работников, они могут быть также оштрафованы на сумму до 1000 долл. США.
В 1990 г. в Японии принят иммиграционный закон, который предусматривает, в частности, получение всеми иностранцами, допущенными на работу в Японии, специальных рабочих сертификатов, и проставление в их паспорте соответствующей визы на японском языке, что, по мнению властей, облегчает официальный контроль и будет способствовать выявлению нелегальных иммигрантов. Этот закон также направлен против неквалифицированной рабочей силы и предусматривает санкции против предпринимателей, нелегально нанимающих иностранных рабочих, от 2 млн. йен штрафа до 3 лет тюремного заключения. Из опыта европейских государств в данной области правового регулирования интересен опыт Швеции. В 1967 г. были введены иммиграционные правила, согласно которым все иностранные граждане (кроме граждан скандинавских стран), желающие выехать на работу в Швецию, обязаны получить разрешение на жительство и работу до въезда в страну. В течение последних лет Швеция придерживается строгих ограничений в отношении въезжающих трудовых мигрантов. С 1991 г. лица, подавшие ходатайство о предоставлении статуса беженца, не имеют права на работу. Поэтому число экономических мигрантов несколько снизилось.
Закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом в 1998 г., является лучшим примером принципа «никакой иммиграции без контроля», но и никакого контроля без интеграции, поскольку содержит меры контроля, а также весьма либеральные принципы полной интеграции иммигрантов с местным населением. Существующий закон, состоящий из семи разделов, весьма обширен и содержит нормы, регулирующие следующие вопросы: борьба с нелегальной иммиграцией и организациями контрабандистов; регулирование миграции рабочей силы при помощи систем годовых квот; совершенствование прав, предоставляемых легальным иммигрантам, способствующее их интеграции с местным населением.
Анализ данного закона, а также ряда других нормативных актов позволяет сделать вывод, что основой итальянской системы внутреннего контроля над иммиграцией является вид на жительство и разрешение на работу. Прием иммигрантов и работа без проверки разрешения на работу является нарушением закона, за что предусмотрены штрафы и лишение свободы. После того, как данный закон вступил в силу, и правительство установило квоту на въезд, была принята новая программа амнистии. Наряду с Италией и рядом других европейских стран аналогичные процедуры по легализации части иностранцев, находящихся в государствах без разрешения властей, проводились и в государствах Северной Америки.
Так как одним из способов легализации пребывания и получения статуса гражданина либо вида на жительство является фиктивный брак, исполнительные и законодательные органы принимающих мигрантов стран уделяют этому явлению особое внимание. Так, во Франции в сомнительных случаях мэр уполномочен отложить регистрацию брака с иностранцем на месяц или совсем отменить регистрацию. В соответствии с действующим законодательством при заключении брачного контракта оговаривается, что супруг-иностранец может получить вид на жительство не раньше, чем через год после заключения брака при условии непрерывного совместного проживания.
В рамках Объединенной Европы действует Маастрихтское соглашение 1992 г., которое устанавливает принципы расширения сотрудничества между 15 государствами — членами Европейского союза в области иммиграции и безопасности, которое предполагает: совершенствование пограничного контроля на внешней границе (между Европейским союзом и остальным миром); приведение в соответствие национальных законов, направлениях на борьбу с нелегальной миграцией. Например, максимальная продолжительность задержания нелегальных мигрантов во Франции составляет 12 дней, в Италии — 30, в Германии и Нидерландах — шесть месяцев, а в Великобритании она не ограничена; вероятно, необходимо установить единый порядок при безусловном уважении прав человека; тесное сотрудничество полиции стран-членов при борьбе с нелегальным перемещением людей и унификация уголовных законов, наказывающих этот вид преступного бизнеса в Европе.
Таковы некоторые положительные аспекты деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.
Автор: Кобец П.Н.