Бурное развитие рыночных отношений в конце XIX — начале XX вв. влекло за собой формирование общественно и политически активного слоя населения, претендовавшего на участие в управлении государством. Русская буржуазия, достигшая экономического могущества, уже не могла удовлетворяться ролью стороннего наблюдателя во внутриполитической жизни страны и к тому же ощущала потребность в овладении рычагами власти для реализации своих экономических интересов. В условиях самодержавной политической системы одним из вариантов разрешения этой проблемы являлось создание «ответственного министерства» или «кабинета общественного доверия». Впервые эта идея была сформулирована в 1905-1906 гг. в обстановке первой русской революции, затем к ней обратились в период политического кризиса 1915 г. Она претерпела серьезную эволюцию и варьировалась от «ответственного министерства» до включения в правительство «министров без портфелей»; выдвижение той или иной альтернативы зависело, как правило, от накала революционных настроений в обществе.

Первый раунд борьбы за «ответственное министерство» шел в условиях подъема революции 1905-1907 гг. Изменения в государственном строе делали это требование логическим продолжением становления парламентской системы. К тому же самодержавие переживало тяжелые времена, и была велика вероятность достичь его согласия. После издания Манифеста 17 октября 1905 г. сложилась благоприятная ситуация для реализации идеи создания министерства с участием представителей буржуазной общественности. Инициатором приглашения в правительство общественных деятелей выступил С.Ю. Витте. Его положение было неустойчиво, предлагавшиеся им варианты реформ наталкивались на противодействие царя и его консервативного окружения. Привлекая общественных деятелей, С.Ю. Витте надеялся расширить круг либерально настроенных министров и усилить свои позиции. Соответствующие приглашения по поручению Николая II были направлены 16 октября 1905 г. земским деятелям ДЛ. Шипову и Е.Н. Трубецкому. С.Ю. Витте рассчитывал, что они своей репутацией успокоят общественное волнение. Однако в ходе переговоров круг вероятных кандидатов был расширен: А.Л. Гучков, Г.E. Львов, И.Л. Петрункевич, С.А. Муромцев и др. Делегация бюро земских съездов в составе Ф.Ф. Кокошкина, Ф.А. Головина и Г.Е. Львова предъявила требования созыва Учредительного собрания и выработки основного закона, которые для C.Ю. Витте были неприемлемы. Так С.Ю. Витте продемонстрировал свою готовность к сотрудничеству с обществом, а кадеты отказались от него и тем самым скомпрометировали общественные силы с точки зрения конструктивности их приглашения. Являлась ли такая позиция кадетов оправданной? С одной стороны, они упускали реальный шанс войта в правительство, с другой — С.Ю. Витте и не рассматривал их как министров; им отводилась роль громоотвода. К тому же в условиях разгоравшейся революции была возможность прийти к власти, используя Государственную Думу и революционные волнения.

Несмотря на первую неудачу С.Ю. Витте 21-22 октября продолжил поиск подходящих кандидатов, однако предложенные С.Д. Урусов, Е.Л. Трубецкой людьми государственного склада не являлись. В ходе переговоров прозвучало требование сформулировать программу первоочередных мер. Камнем преткновения стала выдвинутая С.Ю. Витте на пост министра внутренних дел кандидатура П.Л. Дурново, хотя в целом согласие было достигнуто. Однако в итоге кабинет С.Ю. Витте был создан без общественных деятелей, а общество по-прежнему обсуждало формирование правительства через Государственную Думу.

Новое обращение к идее «ответственного министерства» произошло в ходе работы I Государственной Думы, мае-июне 1906 г. Предметом дискуссии стала возможность создания министерства из думского большинства, т.е. кадетов. В проекте ответного адреса Государственной Думы Императору впервые было поставлено требование о создании парламентского правительства. Буржуазия делала заявку на участие в верховном государственном управлении, тем более что правительство И.Л. Горемыкина популярностью не пользовалось и это давало надежду на легкую победу. Большинство депутатов разделяло мысль об ответственном министерстве. Идея создания кадетского правительства получила поддержку в Европе, особенно во Франции. Являясь одним из главных кредиторов России Франция считала возможным высказать свои пожелания через министра иностранных дел А.П. Извольского. Он начинает самостоятельные шаги в поисках компромисса. Безрезультатно обсуждаются разные проекты коалиционного правительства. По поручению Николая II Д.Ф. Трепов начинает переговоры с кадетами. Его консультации с П.Н. Милюковым показали готовность сторон к компромиссу. Д.Ф. Трепов представил Николаю II список возможных кандидатов: С.А. Муромцев, П.Н. Милюков, В.Д Набоков, A.П. Извольский, Н.Н. Львов, Д.Н. Шипов. [1]

Правительство парламентского большинство было угрозой самодержавной власти царя, именно в силу этого его формирование было несбыточным. Самодержавным характером власти Николай II мог пожертвовать только в самом крайнем случае. К июню 1906 г. накал революции спал и альтернативой созданию кадетского министерства стая роспуск Думы. Поэтому царь поддержал В.Н. Коковцова и П.А. Столыпина, выступивших против идеи Д.Ф. Трепова. В июне 1906 г. состоялась встреча П.А. Столыпина и А.П. Извольского с П.Н. Милюковым, но переговоры зашли в тупик: П.А. Столыпин считал слишком рискованным создание кабинета из кадетов, П.Н. Милюков настаивал на правительстве парламентского большинства, а не кабинете общественных деятелей под председательством Д.Н. Шипова. Неожиданный роспуск 1-ой Государственной думы положил конец переговорам о коалиционном правительстве. Возможность для постепенного преобразования России в буржуазную монархию была упущена. Идея о включении в правительство общественных деятелей политической перспективы не имела.

Однако П.А. Столыпин не оставил попыток привлечь «общественных деятелей» в свое правительство. В качестве возможных кандидатов рассматривались А.И. Гучков, Г.Е. Львов, Д.Л. Шипов. А.И. Гучков соглашался на условиях определенной программы и широкого включения популярных общественных деятелей: А.Ф. Кони, П.Г. Виноградова, Н.Н. Львова. П.А. Столыпин одобрял кандидатуры, но отказывался от предварительного составления программы. Предложения Д.Н. Шипова и Г.Е. Львова: не менее половины мест за общественными деятелями, согласие на отчуждение помещичьих земель, приостановка смертной казни и амнистия политическим заключенным, скорые выборы во II Думу — были отвергнуты П.А. Столыпиным и Николаем II. Между тем это был реальный компромисс для власти и общества и гарантия реформ. Несогласие правящих кругов привело к отказу всех кандидатов. Больше П.А. Столыпин на их участии в правительстве не настаивал. Это была последняя попытка создать правительство подобного рода. Больше благоприятных условий не складывалось вплоть до нового подъема революции, хотя лозунг «ответственного министерства» оставался у кадетов и прогрессистов.

Новый этап борьбы за включение буржуазных деятелей в правительство пришелся на политический кризис лета 1915 г. Военные поражения оживили революционные выступления, и либеральная оппозиция попыталась усилить свое политическое влияние. От идеи «коалиционного правительства» кадеты отказались и выступали за «министерство доверия». Речь по-прежнему шла о вхождении во власть буржуазных либералов. В начале политического кризиса либеральной общественности, действовавшей в одном направлении с либеральной группой внутри правительства, удалось достичь определенных успехов. В июне произошли изменения в Совете министров: были смещены Н.А. Маклаков, В.А. Сухомлинов, В.К. Саблер и И.Г. Щегловитов. В их реализации большую роль сыграли Вел. Кн. Николай Николаевич и А.В. Кривошеин. Последний делал ставку на либералов с целью изменить расстановку сил в кабинете и способствовать устранению И.Л. Горемыкина. Воодушевленные успехами кадеты продолжили наступление под лозунгом «министерства доверия». В кулуарах Думы им пришлось столкнуться с трудовиками и прогрессистами — сторонниками «ответственного министерства». Позиция кадетов эволюционировала в сторону сближения с октябристами. На основе правительства доверия в августе 1915 г. происходило формирование Прогрессивного блока. [2]. 13 и 14 августа газета «Утро России» опубликовала два списка «кабинета обороны» — «кадетский» и «октябристский». По существу, оба они являлись коалиционными, с той разницей, что варьировалось представительство бюрократии (3 и 6) и персональный состав либералов, где перетасовывались одни и те же лица: П.H. Милюков, Г.Е. Львов, А.И. Гучков, А.А. Поливанов, С.Д. Сазонов и др. [3]. Эти проекты остались на бумаге и лишь способствовали накаливанию обстановки. К тому же А.И. Гучков рассматривал вариант создания кабинета из популярных бюрократов. Отсутствие сдвигов в вопросе о правительстве породило карикатурную идею «министров без портфелей», которые могли лишь завуалировать нежелание царя идти на компромисс. Однако просуществовала она недолго.

В августе 1915 г. к политическому прибавился правительственный кризис, связанный с выступлением либеральной группы министров против вступления Николая II в командование армией. 27 августа без ведома царя состоялось совместное совещание министров и лидеров Прогрессивного блока. Правительство подтвердило свою готовность к переговорам. Однако все консультации, встречи, переговоры носили характер «борьбы в верхах» и были обречены на провал. 3 сентября 1915 г. была распущена Государственная Дума. Кризис разрешился в пользу самодержавия, образовать правительство с участием буржуазии не удалось, нарастают противоречия внутри Прогрессивного блока. Буржуазные лидеры утрачивают надежду на мирное вхождение в правительство и переходят к иным методам, вплоть до подготовки дворцового переворота.

Самодержавие отвергло последнюю возможность превратить буржуазную общественность в союзника и тем самым продлить свое существование Оно оказалось неспособно пойти на уступку в виде правительства доверия с участием общественных деятелей. Часть царских сановников осознавала необходимость разделить власть с обществом, однако такие взгляды не находили понимания у Николая II. После кризиса 1915 г. в правительстве оказались люди, не пользовавшиеся авторитетом в обществ,е но именно на них была возложена миссия спасения «царя и отечества».

Буржуазным либералам понадобилось десятилетие, чтобы осознать, что добровольно самодержавие не поступиться ни толикой власти, оно не готово рассматривать какой бы то ни было проект ответственного или объединенного правительства. Это время прошло под знаком поиска варианта мирной эволюции самодержавной политической системы в буржуазную конституционную монархию, но безуспешно. Призрак кровопролитной революции был все ближе, и как не парадоксально большой вклад в такое развитие событий внесли Николай II и Александра Фёдоровна. Они оттолкнули тех, кто был готов разделить ответственность за судьбу России в это непростое время, а вместе с ними и перспективу сохранения монархии, династии и своей жизни.

 

Автор: Сысоева Л.Н.

Примечания:

1. Старцев В Л. Русская буржуазия и самодержавие в 1905-1917 г. — Л, 1977. — С. 75.

2. Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой войны 1914-1917 гг. – Л., 1967. – С.107.

3. Черменский Е.Д. IVГосударственная Дума и свержение царизма в России. – М., 1976. – С.98.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *