Важной и константной проблемой образования является его соответствие требованиям времени, как сегодняшнего, так и особенно будущего. Современные студенты готовятся сегодня, чтобы реализовать себя и сегодня, и завтра. Они – интеллектуальное будущее страны.
Известно, что критерием постиндустриального общества, в который вступает весь мир, является наличие сети университетов и ученых, как главной социальной силы. Основными требованиями постиндустриализма являются эрудиция, научность, техническая культура, организаторские знания, ответственность, конкуренто-способность.
Современное российское общество создало для молодежи благодатные условия в получении высшего образования. За последние годы открыто много новых вузов (как государственных, так и негосударственных), факультетов и специальностей. Помимо бесплатного (госбюджетного) образования можно обучаться на коммерческой (платной) основе. И молодежь воспользовалась предоставленной возможностью. Сегодня в российских вузах обучается около 4 миллионов молодых людей, что составляет примерно 20 % от всей отечественной молодежи.
Однако в образовательных ценностях современных российских студентов сформировалась система противоречий, на которую следует обратить внимание.
Важным является противоречие между тенденциями развития современного общества, его характерными чертами и потребностями, с одной стороны, и ценностными ориентациями современных российских студентов, с другой. Постиндустриальное общество – это общество ученых, главными качествами которых должны быть знания. Наши студенты понимают, что высшее образование открывает большие возможности на будущее. Оценка их уровня выглядит к 2004 году следующим образом1: в формировании научного понимания мира – индекс показателя 0,82; в приобретении профессии – 0,79; в приобретении знаний для эффективной работы – 0,74; заниматься интеллектуальными видами труда – 0,73; работать в сфере управления – 0,73; в реализации творческого потенциала – 0,71; в приобщении к науке – 0,66 (по сравнению с другими это – достаточно низкий показатель, и он имеет тенденцию к снижению).
Однако для себя современные студенты выше всего ценят такую возможность, открываемую высшим образованием, как повышение социального статуса (индекс 0,84; рост индекса по этому показателю по сравнению с 1983 годом составил +0,40), и ниже всего – усвоение духовной культуры (индекс 0,50; тенденция к снижению).
Другое противоречие заключается в несоответствии между высокой оценкой возможностей высшего образования и целями пребывания в вузе. Так, только для 42,9% опрошенных в конце 2003 года, то есть менее чем для половины студентов, основной целью пребывания в вузе является получение максимума знаний по специальности. А цель каждого четвертого (24,5%) – «получить диплом о высшем образовании («корочки»)». Больше всего таких среди студентов, обучающихся на двух основах (госбюджетной и договорной, т.е. получающих два образования, две специальности) – 32,8% — фактически каждый третий из них учится только ради «корочки». Третье место занимают те, чьей целью пребывания в вузе является возможность «пожить студенческой жизнью, а заодно – кое-чему научиться». Другие студенты выбрали себе такие цели, как «переждать трудные времена, а заодно получить диплом об образовании» (3,2%); «вращаться в интеллектуальной среде» (4,7%); «отодвинуть сроки или избежать службы в Армии» (3,9%). Часть студентов – 6,5% — вообще не имеют особой цели (6,5%).
Сущность следующего противоречия составляет диссонанс между главным при выборе специальности и целью пребывания в вузе. Важнейшими на момент выбора специальности для современных студентов было чувство призвания к специальности, осознание общественной полезности людей, обладающих данной специальностью, уверенность в том, что смогут реализовать себя как личность, что специалисты избранного профиля всегда найдут место на рынке труда. А вот цели пребывания в вузе для большинства оказались не связанными с мотивами выбора специальности.
Еще одно противоречие состоит в различии между пониманием качеств, необходимых специалисту с высшим образованием, с одной стороны, и стремлением их получить (цель пребывания в вузе) и реализовать в определенных сферах, в ориентациях на сами сферы и уровни самореализации, с другой. Необходимо отметить, что современные российские студенты хорошо понимают и осознают необходимость таких качеств, как организаторские знания, ответственность, конкурентоспособность, но недоучитывают значение эрудиции, научности, технической культуры. В большей степени для специалиста с высшим образованием, по мнению современных студентов, необходимы такие качества, как высокий уровень профессиональных знаний (индекс 0,98), инициативность, самостоятельность в принятии решений (0,96), организаторские навыки (0,95), творческий подход к делу (0,93), сознание долга и ответственности за результаты своего труда (0,89) и многие другие. Но мало кто из наших студентов хотел бы работать в сфере сельскохозяйственного производства и в сфере социальной защиты, заниматься политической и научной деятельностью. Большая часть ориентирована на работу в сфере управления, здравоохранения и промышленного производства.
Одно из противоречий проявляется в понимании необходимых специалисту качеств и того, что вуз может их сформировать, с одной стороны, и признание недостатка многих из этих качеств препятствием для достижения поставленных целей. Значительной части студентов могут помешать недостаток воли и настойчивости (19,6%), недостаток способностей (10,0%), неумение общаться (6,6%).
Достаточно явно просматривается противоречие между стремлением получить высшее образование и нежеланием в дальнейшем работать по специальности. Из опрошенных в конце 2003 г. 11,4% ответили, что не собираются работать по специальности. Больше всего таких среди студентов ВГПУ (23,6%), ВГИФК (19,5%), обучающихся на двух основах (15,5%). Возникает вопрос: а зачем студенты учатся?
Вообще-то эти данные тоже достаточно противоречивые сами по себе. Так, с одной стороны, они подтверждают, что студенты хотят работать в самых различных сферах, иногда очень далеких от получаемой специальности (например, у студентов ВГИФК доминирует желание заниматься предпринимательской деятельностью, у студентов ВГУ и ВГАСУ — управленческой), а с другой стороны, — говорят и том, что, по мнению студентов, высшее образование по любой специальности должно давать возможность реализовать себя где угодно, т.е. должно быть универсальным, всесторонним.
Существует противоречие и между получением высшего образования и послевузовскими ориентациями на научную и преподавательскую деятельность, на творчество, на выражение собственного «я». К сожалению, эти ориентации не занимают значительного места в планах современных российских студентов. Они желают найти более «статусную» и «карьерную» стезю в жизни.
Современными студентами меньшее значение, по сравнению с предыдущими поколениями, придается таким качествам, необходимым творчески деятельному специалисту, как организаторские навыки и умение работать с людьми, широкая эрудированность, способность разбираться во многих областях знания, в социальной и политической обстановке. Хотя многие (38,1%) считают, что именно социальная и политическая ситуация может стать фактором, препятствующим им в осуществлении жизненных планов и замыслов.
Настораживает и то обстоятельство, что для значительной части студенчества сознание долга и ответственности за результаты своего труда не является важным качеством специалиста.
Иными словами, в сознании значительной части современной вузовской молодежи сложилось представление о специалисте, в котором образ творческой личности совпадает с образом прагматического профессионала в узкой сфере его жизнедеятельности.
Трансформируются и мотивы выбора студентами специальности. Изменившиеся условия в российском обществе, коммерциализация высшей школы являются определяющими факторами изменения мотивации профессионального выбора. Молодые люди, получающие высшее образование, в большей мере, чем раньше ориентируются на карьеру и продвижение по служебной лестнице, на соотношение спроса и предложения на рынке труда.
Многое понятно: во-первых, невостребованность обществом специалистов в том объеме, в каком их выпускают российские вузы; во-вторых, низкая оплата квалифицированного умственного труда, на подготовку к которому тратятся годы, силы и средства; в-третьих, недостаточно высокий уровень качества специалистов. В 1980 г. имели достаточно полное представление о своей будущей работе 51% опрошенных, то к 1990 г. их доля упала до 41%, а к 2004 г. – до 37,4%. Соответственно растет доля студентов, не имеющих достаточного представления о будущей работе: с 48% в 1980 г. до 58,8% в 2003 г. Почти каждый пятый (19,8%) не может сказать, в какой сфере и какими видами деятельности хотел бы заниматься после окончания вуза. 8,6% не представляют своей дальнейшей работы и среди получающих две специальности.
Расширение возможностей получения образования привело и к тому, что за последние годы возрастает удельный вес тех студентов, кто пришел в вуз случайно (14,5%), выбирая вуз, факультет, специальность, где или нет конкурса, или он наименьший (8,3%).
А ведь все это оказывает существенное влияние на отношение студентов к освоению знаний, на развитие учебно-познавательной и научно-творческой активности. Удовлетворенность или неудовлетворенность получаемой специаль-ностью оказывает существенное влияние на образ жизни студента, на его отношение к себе и к делу.
Одним из показателей уровня ценности образования для современных российских студентов, выражающим наличие определенного противоречия, является то, что 45,8% опрошенных в 2003 г. в своих послевузовских ориентациях высказали желание получить второе образование. На первый взгляд – это просто отлично, так как отражает тягу к знаниям. Но для России — все не так просто. За этим стоят достаточно сложные процессы: кризисные явления в развитии нашего общества и мира в целом, низкая оплата труда молодых специалистов, трудности в трудоустройстве по полученной специальности, недостаточный объем полученных знаний, или неуверенность в их достаточности и разносторонности, практической применимости. А ведь известно, что современное общество предъявляет к работнику-специалисту более высокие требования, и, прежде всего, в знании персонального компьютера, иностранных языков, делопроизводства, права, культуры общения и этикета. Но и здесь есть проблема: в принципе и второе высшее образование, как правило, таких проблем не решает и не снимает, оно дает только диплом, а не знания, тем более, что второе высшее чаще всего получается «ускоренным путем» (за 3 года) и в заочной форме обучения.
Многие студенты хотели бы пройти стажировку в учебных заведениях других стран или продолжить обучение за границей: более 43% опрошенных. Но при этом не считают способность адаптироваться к условиям жизни в другой стране и владение иностранным языком очень необходимым качеством для специалиста с высшим образованием.
Переход нашей системы высшего образования на мировые стандарты осуществляется очень медленно. Поэтому до сих пор очень небольшой процент российских студентов ориентируется на магистратуру – всего 5,7%. И даже те, кто в ней учился, не поняли, зачем она, что она дала. Практически был «потерян» год.
Происходят серьезные изменения в ориентациях студенчества на научную деятельность, на формирование исследовательских навыков как важнейшего фактора развития творчества, способности к инновациям в профессионально-трудовой деятельности. На сегодняшний день необходимость для специалиста с высшим образованием такого качества, как навыки научно-исследовательской работы, занимает в оценках студентов место за пределами десяти наиболее важных. Обучение в аспирантуре планируют только 17,9% из современных студентов. Заниматься научной деятельностью – еще меньше: 6,4%.
Своеобразным противоречием является и то, что российские студенты, вложив средства, затратив время и силы на получение высшего образования, главной жизненной ценностью его не считают. На первом месте у наших студентов – создание семьи и воспитание детей (65,6%); на втором – материальная обеспеченность (63,8%).
В числе главных причин, которые могут помешать в осуществлении жизненных планов, современные российские студенты в большинстве своем называют не свои собственные недостатки (субъективные факторы), а объективные препоны, тем самым во многом как бы снимая с себя ответственность за нереализованность, или оправдывая ее. В числе основных помех называются: материальное положение (для 43,2%), отсутствие связей с нужными людьми (для 41,1%), ситуация в стране (для 38,1%). В итоге можно сказать, что для наших студентов обстоятельства оказываются сильнее желаний осуществления жизненных планов и замыслов. А вот западные студенты ориентируются на достижительную позицию, зависящую в основном только от них самих.
Суть всех противоречий: современный российский студент получает высшее образование мало понятно зачем; для него главная ценность не связана с образованием, специальностью, так как его интересы, ценности лежат в сфере удовольствий. То есть, совсем мало тех, кто ценным для себя предпочитает то, что является следствием получения высшего образования – творческую самореализацию.
Автор: Калашникова С.М.
1 Все приводимые данные взяты из материалов исследований, проводимых Лабораторией социологических исследований кафедры социологии и политологии ВГУ, где автор работает.