Для органов власти всех уровней важнейшим фактором является уважение и доверие граждан страны, региона или города, поскольку на этих человеческих чувствах держится современная демократическая система государства. Можно, конечно, говорить и о страхе и насилии как способе удержать власть для элиты, но это, что называется, совсем другая история, характерная для диктатуры и криминала.
Естественно, что и властные структуры Воронежа и Воронежской области хотели бы к себе хорошего отношения воронежцев, которые бы относились с надлежащим пиететом к исполнительной и законодательной власти. Репутация и имидж главных персон и коллективных органов власти в лице губернатора, мэра, правительства области, областной и городской думы должны быть идеальными или хотя бы без больших изъянов. В противном случае скандалы, разоблачения, расследования и судебные тяжбы неизбежны, а их последствия общеизвестны — власть теряет доверие и уважение, что ведёт к смене руководящих работников, перевыборам и социальным протестам.
Помимо внутреннего потребителя власть должна работать и на внешний имидж города или региона — иначе внешних инвестиций ждать не приходится. Российским и иностранным компаниям, крупным и средним предпринимателям власть должна демонстрировать готовность к участию в различных бизнес-проектах, с созданием значительного числа рабочих мест, с внедрением современных технологий, с выплатой достойных зарплат. Частные инвесторы не должны бояться поборов, наездов чиновников, возбуждения уголовных дел и прочих неприятностей. Роль властных структур, местных законов и деловой среды является определяющей.
Все перечисленные нами обстоятельства заставляют органы власти Воронежа и области заботиться о своём имидже, репутации, образе честно работающих квалифицированных профессионалов.
Но как это понятное желание воплотить в реальную жизнь, повлиять на мнения и образ мыслей простых воронежцев, подчас критически настроенных по отношению к чиновникам и их повседневной деятельности?
Прямо скажем — задача эта не из разряда простых. Работа по формированию общественного мнения требует достоверной информации, качественной аналитики, умения убеждать, доказывать свою правоту, нивелировать недостатки и признавать ошибки. Для этих целей в распоряжении власти должны быть соответствующие организационные структуры, бюджеты и штат неплохих специалистов, разбирающихся в тонкостях пиара и политического маркетинга.
Как же работают эти структуры и люди? Как им удаётся сбивать волну недовольства отдельными чиновниками, случаями их непрофессионализма, взяток, коррупции, грубого обращения с гражданами? В первую очередь, контролируя основную часть местных СМИ и взаимодействуя с независимыми вещателями.
В былые времена, в доинтернетовское время, работать властям с общественностью было легче, чем теперь, когда практически каждый воронежец имеет возможность выражать своё мнение в соцсетях, в комментариях и на форумах.
Для примера возьмём конкретные эпизоды. В сентябре 2018 года воронежцы избрали на пост губернатора Александра Гусева, который набрал 72,5% голосов. Однако спустя всего три недели после избрания губернатор совершил серьёзный промах, вызвавший большой резонанс. Гусев решил выплатить и.о. губернатора Юрию Агибалову 23 месячных заработка как уходящему на пенсию чиновнику, но через два дня принял его на работу вновь. При этом все надбавки к пенсии и «золотой парашют» остались в распоряжении Агибалова. Раньше подобные манипуляции проходили тихо и почти безболезненно, но с наступлением эры интернет-гласности шум поднялся немалый. Вновь избранному губернатору сразу вспомнили и непомерную пенсию — в 2015 году Гусев, будучи мэром Воронежа, попал на заметку Общероссийскому народному фронту по поводу назначения пенсии в 320 тысяч рублей – об этом факте писала Известия.
Задачей департамента информации стала нейтрализация вышедших наружу негативных фактов, умиротворения общественности Воронежа и области. И, надо сказать, с поставленной задачей специалисты областного правительства и подконтрольных СМИ справились, хотя и не без сверх-усилий. Каковы при этом были затраты бюджета и внебюджетных источников — неизвестно.
Здесь ещё следует упомянуть и тот факт, что слишком открытая и рьяная защита власть предержащих наносит серьёзный ущерб подконтрольным СМИ и проплаченным вещателям — вплоть до возникновения подозрения, недоверия и последующего отторжения.
Понятно, что силами только лишь СМИ достойную репутацию себе не обеспечишь — надо что-то предпринимать руководителям и в личном плане. Открытие каких-либо объектов, участие в торжествах и награждениях кого-либо уже не приносит тех дивидендов и репутационных бонусов что раньше. Воронежцы становятся более требовательными и желают конкретики — в части обеспечения, например, масочного режима и снижения заболеваемости от ковида, повышения зарплат и пенсий, благоустройства дворовых территорий и проч. Иными словами, нужны новые инструменты воздействия на воронежцев, поднятия их настроения и тонуса, одобрения отдельных персоналий и власти в целом. В преддверии сентябрьских выборов 2021 года в Госдуму мы сможем увидеть, готова ли воронежская власть к новым реалиям и позитивным изменениям.