Переход к рыночной экономике, осуществлённый в нашей стране в начале 1990-х годов, означал создание «с нуля» необходимых институций и соответствующей инфраструктуры – то есть всего того, без чего новому экономическому укладу было нельзя двигаться вперёд. Федеральному центру и регионам требовалась новая правовая база, законы о предпринимательстве и собственности, нужны были новые службы и структуры. В конце концов, нужны были благоустроенные рынки, офисные помещения, логистические линии, оптовые и розничные склады, наличие доступного легкового и грузового транспорта, на котором доставлялись товары и перемещались покупатели. И если в 1990-х годах было не до излишеств, экономические агенты и власти довольствовались малым (даже знаменитая ВДНХ превратилась тогда в барахолку), то к началу 2000-х годов требования возросли по всем элементам обеспечения рынков – по комфорту и благоустройству торговых площадок, по безопасности и страхованию хозяйственных сделок, по кредитованию в рублях и валюте, по быстрым банковским взаиморасчётам и электронным платежам.
Всё сказанное в полной мере относится к Воронежу и Воронежской области, где в 2000-е годы продолжалась динамичная трансформации обеспечивающей инфраструктуры. Поскольку начиналось всё с продуктовых и промтоварных рынков, которые подчас не могли вместить всех желающих купить или продать товар, решено было начать именно с них.
Основными соображениями властей были следующие:
— неупорядоченные рынки и прилегающие к ним территории являются рассадниками антисанитарии, портят внешний вид улиц, вызывают нарекания жильцов из близлежащих кварталов;
— на устаревших морально и физически рынках индивидуальным предпринимателям, торговому персоналу, покупателям некомфортно осуществлять операции купли-продажи (бывает сыро, жарко или холодно – в зависимости от погоды и времени года), не хватает туалетов и элементарных удобств;
— на неупорядоченных рынках процветают поборы, мошенничества (в том числе со стороны администрации рынков), обвесы, происходит несанкционированная торговля.
Для совершенствования торговли на продовольственных и вещевых рынках было принято решение о их реновации (т.е. полном обновлении). В Воронеже и области было решено закрыть часть стихийно возникших рынков, а легально оформленные переоснастить в ярмарки или капитальные крытые помещения.
В первой половине 2000-х годов подобные инициативы властей были восприняты торгующими и местными предпринимателями с большой опаской и подозрениями – люди опасались реконструкции из-за возможного роста расценок за торговое место, из-за будущего произвола администрации и по ряду других причин. Против реконструкции Центрального и Юго-Западного рынков выходили пикеты и демонстрации, протестующие вопрошали, чем они будут жить, если реконструкция затянется?
Как бы то ни было, областные и городские власти в течение сжатого срока, составлявшего менее десятилетия, решили проблему создания крытых рынков, ликвидации несанкционированной торговли, освобождения улиц от торгующих с прилавка и вразнос.
Культура и благоустроенность торговли, несомненно, выросли. Улучшился не только комфорт для торгующих и покупателей, но и общая эстетика улиц. На фото, представленном ниже, показана торговля на рынке «Придача», осуществлявшаяся таким образом вплоть до 2011 года.
После сноса лотков, всех устаревших сооружений и помещений, рынок «Придача» преобразился. Его торговые площади увеличились за счёт нескольких этажей; внутри появились системы видеонаблюдения, климат-контроля, эскалаторы. Правда, и цены за торговые места возросли как плата за безопасность и комфорт.
Открытый формат торговли (который с советских времён воронежцы привыкли называть самообслуживанием) позволял покупателям иметь непосредственный доступ к продуктам на полке, держать их в руках, смотреть на состав, ингредиенты, сроки годности. Гипермаркеты «Линия», пришедшие на воронежский рынок в числе первых, весьма понравились местным покупателям своими демократичными ценами и просторными помещениями. Новым для воронежцев стал и график работы «Линии» — круглосуточно, без перерывов и выходных.
Поскольку у крупных торговых сетей заказы товаров у производителей весьма значительны, у них формируется и более существенная скидка за опт. Отсюда и возможности по снижению цен для покупателей. Кроме того, в гипермаркетах можно было купить всё сразу, не тратя времени на хождение по небольшим специализированным магазинам.
Успех гипер- и супермаркетов в Воронеже был налицо, вследствие чего торговые центра такого типа стали появляться повсеместно — как в сфере продуктов питания, так и в непродовольственой сфере. Ныне в Воронеже и области ведут операции такие гипермаркеты, как «Лента», «Карусель», Спортмастер», «Метро», «Ашан» и ряд других ритейлеров (в том числе сетевых — «Магнит», «Пятёрочка», «Дикси», «Эльдорадо» и проч).
Развитие предпринимательства, промышленности и торговле в Воронеже и области уже к началу 2000-х годов стало наталкиваться на дефицит такого вида инфраструктуры, как офисные помещения. Начинающим предпринимателям и бизнесменам, расширяющим своё дело просто не где было организовывать офисы, оборудованные всем необходимым — интернетом, системами связи, автостоянками, надлежащими помещениями.
Конечно, можно было переоборудовать помещения заводов, которые полностью прекратили своё существование или же переехали на новое место. Такой путь был проторен частью воронежских риэлторов и застройщиков. Так, освободивший свою производственную площадку в центральной части города завод «Воронежсельмаш» (по ул. 9 Января, 68), предоставил своё многоэтажное здание заводоуправления под бизнес-центр (см. фото ниже).
Но далеко не всех участников рынка устраивали наскоро переделанные помещения бывших промпредприятий. Бизнесу нужны были комфортабельные помещения в центральной части города с офисами, конференц-залами, ресторанами, отелями, фитнес-клубами. Элитные апартаменты необходимы топ-менеджменту компаний, который не только работает, но и проживает на арендованной территории.
Под запросы указанных контингентов делового сообщества были возведены современные бизнес-центры с инновационной архитектурой и надлежащей имиджевой составляющей, с соответствующим обслуживающим персоналом, инфраструктурой и возможностями.
Поскольку наше изложение должно быть по возможности кратким, перейдём сразу к другому пласту рыночной инфраструктуры — автомобильному и дорожному хозяйству.
Известно, что в 1970 г. в Воронежской области было лишь 5,3 автомобиля на 1 тыс. населения. К 1993 г. этот показатель вырос до 90,1 авто, а в 2000 г. до 105,8. На 1 января 2017 г. Воронеж поднялся до третьего места в РФ, достигнув уровня в 308 автомобилей (опередив даже Москву с показателем в 307 авто на 1 тыс. населения).
Этот факт свидетельствует о нескольких моментах. Во-первых, о том, что жителям Воронежской области требуются автомобили для бытовых и предпринимательских нужд. Во-вторых, уровень обеспеченности автомобилями воронежцев настолько высок, что никак не стыкуется с данными официальной статистики по среднему уровню дохода, который на сентябрь 2017 г. составил лишь 27,5 тыс. руб. Из приведенных цифр следует, что в Воронеже и области весьма высок уровень неформальной занятости и скрытых от статорганов доходов. Ясно, что на рассматриваемый период воронежцы не готовы показывать все свои доходы из-за неблагоприятной налоговой системы и недоверия к государству.
Повышенную платёжеспособность воронежцев (противоречащую данным официальной статистики) автопроизводители и автодилеры почувствовали ещё в начале 2000-х гг. Как следствие, в Воронеже и его пригородах в 2005-2012 гг. стали появляться, как грибы после дождя, специализированные автоцентры. Напомним, что в позднее советское время в Воронеже было лишь два крупных автоцентра, расположенных по ул. Димитрова и проспекту Патриотов (специализация последнего — продажа, ремонт и обслуживание автомобилей марки ВАЗ).
Начиная с середины 2000-х гг. на местный рынок пришли многие мировые автобрэнды — Тойота, Рено, КИА, Дзу, Хёндэ, Фолксваген и другие. Новые автомобили указанных марок сильно потеснили автомобили с пробегом, которые по теневым схемам перегонялись в Россию из Европы и Японии. Всё больше стали покупать воронежцы коммерческих автомобилей от российских и зарубежных производителей.
Динамичное наращивание количества автомобилей в областном центре резко обострило уже к 2010-м годам проблему заторов на городских улицах. Тотальная автомобилизация воронежцев резко осложнила передвижение личного и общественного транспорта по улицам города — «пробки» стали бичом современного Воронежа. Дворовые пространства жилых кварталов ныне забиты автомобилями и пока решения данной проблемы не просматривается. Правда, в 2017 г. о планировании строительства метро в Воронеже заговорили серьёзно, называя цифру инвестиций в 40-45 млрд. руб. Считается, что эта мера во многом решит транспортно-инфраструктурную проблему столицы Черноземья.
В заключение следует сказать хотя бы несколько слов о жилищной инфраструктуре и о проблеме жилищного строительства.
Как известно, проблема обеспеченности населения Воронежа жильём всегда стояла очень остро — со времён Великой Отечественной войны, когда в областном центре были полностью разрушены или пострадали 92% зданий. В советские годы Воронеж интенсивно застраивался — возникли новые микрорайоны города — Юго-Западный и Северный. В лихие 1990-е годы строительство шло не шатко ни валко. Зато в 2000-2017 гг. застройщики показали отличные темпы роста, опередив по вводу жилья лучшие советские годы. Долгострой был почти полностью устранён — несмотря на серьёзный финансовый и строительный кризис 2008-2009 гг. Но надо отметить, что зачастую застройка ведётся в ущерб социальной инфраструктуре, под снос попадают объекты спортивного и культурного назначения (см. фото).
В своё время столь некорректными способами действовала советская власть, застраивая кладбища, бесцеремонно избавляясь от останков усопших, а также переделывала храмы в заводы и клубы (см. фото внизу).
Кстати, в последнем случае застройщики поступили благородно, отказавшись от первоначального замысла сносить многострадальную церковь, как только было установлено, с каким объектом приходится иметь дело.